Статья:

ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ НА РАСТЕНИЯ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 2. Биологические науки

Выходные данные
Хонюкова В.С. ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ НА РАСТЕНИЯ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(23).pdf (дата обращения: 28.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЗВУКОВ НА РАСТЕНИЯ

Хонюкова Валентина Сергеевна
студент 3 курса, кафедра математики, информатики, теории и методики обучения информатике ОГТИ (филиала) ОГУ, РФ, г. Орск
Зыкова Галина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры математики, информатики, теории и методики обучения информатике ОГТИ (филиала) ОГУ, РФ, г. Орск

 

Звук — это упругие волны, которые распространяются в газах, твердых телах и жидкостях и воспринимаемые ухом человека и животных. Мы живем в мире звуков, они служат для нас средством связи и общения друг с другом.

Журчание ручейка, тихий шелест листвы, шум прибоя и легкий плеск воды всегда нам приятны. Они нас успокаивают, снимают стрессовое состояние. Но, к сожалению, природное звучание голосов становится все реже и реже, поскольку заглушаются транспортными средствами, ИКТ-технологиями и другими шумами. В итоге, количество звуковых колебаний увеличивается, тем самым сильнее влияя на окружающий мир.

Но стоит заметить, что для определённых предков человека шум представлял собой некий сигнал тревоги, указывая вероятность опасности. И как оказалось, они были правы. Есть звуки, которые положительно влияют на нас, а есть наоборот — отрицательные, но не следует забывать, что и тишина может быть вредна. Так, даже кратковременный шум в 60—90 дБ вызывает увеличение секреции гормонов гипофиза, повышается артериальное давление, усиливается работа сердца, суживаются сосуды. К тому же, под воздействием шума нарушается деятельность мозга: отмечено ухудшение пищеварения, снижается острота восприятия, а также ухудшение умственной работоспособности.

Мы живем в мире звуков, это и речь, и музыка, а также шумы различной природы. Разумеется, не меньшее значение звук имеет для животных. С точки зрения физики, звук — это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде: газах, жидкостях, твердых телах. Таким образом, мы должны знать природу звука, его законы и уравнения, которые полностью и точно описывают его распространение и поглощение в различных средах. В особенности знать об этом нужно людям разных профессий: строителям, звукорежиссерам, музыкантам, архитекторам, геологам и биологам, сейсмологам, военным. Каждый из них по в той или иной степени имеет дело с практическим распространением звука в различных средах. Распространение звуку в помещениях важно, как для музыкантов, так и для строителей. С помощью звуковых сигналов биологи исследуют пути миграции перелетных птиц, а рыбаки находят косяки рыб в любом океане. С помощью ультразвука геологи изучают земною кору с связи с тем, чтобы найти новые месторождения полезных ископаемых. Предсказать землетрясение и цунами сейсмологам помогает изучение распространения звуков в земле. А для военных профиль корпусов военных кораблей и подводных лодок имеет очень большое знание, поскольку это влияет, как на издаваемы им звук, а для подводных лодок он должен быть минимальным, так и скорость движения лодок.

Именно всем этим обусловлена актуальность данной работы, а благодаря развитию математики и физики рассчитать все это стало возможным в данный момент. Целью являлось рассмотрение основных законов и правил распространения звука в разных средах, виды звуковых колебаний, их применения в науке и технике и влияние на живые организмы.

Человеческое ухо слышит звук только тогда, когда слуховой аппарата уха действуют механические колебания с частотой не ниже, чем 16 Гц, но и не выше 20 кГц. А вот уже с более низкими и высокими частотами не поддаются восприятию уха человека.

Вопросы, которыми занимаются такая наука, как акустика, достаточно разнообразны. Какие-то связаны с особенностями и свойствами слуха. Предметом физиологической акустики является уже сам орган слуха, а также его устройство и действие.

Архитектурная акустика в свою очередь исследует распространение звука в помещениях, влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, которыми покрыты стены и потолки. И при этом снова имеется в виду слуховое восприятие звука.

Музыкальная акустика изучает музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания.

Физическая акустика исследует сами звуковые колебания, а вот уже в настоящее время охватывает колебания, которые лежат за пределами слышимости. Она широко использует разнообразные методы для превращения механических колебаний в электрические и обратно.

Применительно к звуковым колебаниям в число задач физической акустики входит и выяснение физических явлений, обуславливающих те или иные качества звука, различаемые на слух.

Многие знают такую историю: однажды один ученый, живший в 5 веке еще до нашей эры, провел такой эксперимент. Он взял три стакана, в каждый из них налил воды, а затем добавил туда рису и каждый день проделывал следующее: одному стакану говорил хорошие слова, другому — плохие, а третьи и вовсе ничего не говорил. Прошло два месяца, и что он увидел? А вот что:

  • в первом стакане вода забродила, стала издавать приятный запах;
  • во втором — вода практически загнила;
  • в третьем — вовсе загнила, запах стал неприятным, поскольку стала выделять сероводород.

В своих экспериментах хотим добиться аналогичных результатов.

Объектом исследования влияния звука являются растения. Так как данный объект очень сложный для наблюдения, поэтому мы наблюдали за ними в двух разных комнатах. Разумеется, поддерживалась, в течении всего времени эксперимента, одинаковая температура для того, чтобы климат не смог повлиять на проведение эксперимента. Иными словами, попытались учесть все нюансы, чтобы природа не мешала исследованию.

Переходим к самому эксперименту: итак, в два одинаковых горшка посадили по 7 семян томатов одного сорта. В течении определенного времени по три раза в день включали на 10 минут два типа музыки: одни растения «слушали» классическую музыку, вторые — рок-музыку. На два одинаковых растения влияла разная музыка. Отмечали их всхожесть и рост ежедневно и для удобства систематизировали получаемые данные таблицы.

Таблица 1.

Всхожесть семян

С классической музыкой

С рок музыкой

Всхожесть семян на 3 день

Всхожесть семян на 5 день

Из семи семян взошло пять.

Из семи семян взошло два.

 

Таблица 2.

Рост побегов (мм)

День

С классической музыкой

С рок-музыкой

3

3

-

4

3

-

5

4

2

6

6

3

7

7

3

8

7

4

9

10

5

10

11

5

11

13

7

12

15

7

13

20

8

14

21

12

15

26

14

16

30

15

17

33

19

18

35

21

19

40

23

20

43

23

21

45

25

22

52

27

23

54

31

24

57

35

 

Делаем вывод о том, что тяжелая музыка не благотворно влияет на всхожесть семян и рост проростков. Длина растения отличается практически в два раза. Внешние отличия заключались в том, что растения, которые «слушали» классическую музыку более развиты, у них здоровый вид, они активнее разворачиваются за солнечными лучами. Таким образом, на растения благотворно влияет более спокойный жанр музыки, естественные инструменты, не синтезированные мелодии. Так как исследования с использованием растений наиболее сложны, то тогда можно сказать о том, что аналогичный эксперимент наиболее ярок с использование животных.

 

Список литературы:

  1. Брюханов А.В., Пустовалов Г.Е., Рыдик В.И. Толковый физический словарь. Основные термины: около 3600 терминов. — М.: Рус.яз., 1987.
  2. Вилли К. Биология. — М: Мир, 1968.
  3. Мясников Л.Л. Неслышимый звук. — М: Мир, 1970.
  4. Хорбенко И.Г. «За пределами слышимого»; 2-е издание, 1986 г.