Статья:

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Конференция: XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Абдурахмонов С.З. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/5(23).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Абдурахмонов Салохиддин Зокиржон угли
студент Ташкентского государственного стоматологического института, Республика Узбекистан, г. Ташкент
Балтабаев Убайдулла Абдувакилович
научный руководитель, проф. Ташкентского государственного института, Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит название врачебная деонтология.

Медицинскую деонтологию можно определить, как совокупность этических норм. Выполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Среди медиков существует вопрос, не получивший ответа до настоящего времени: «Медицина — это наука или искусство?» По определениям современных учёных и давних гениев, медицину надо рассматривать как специальную науку. Но приходится соглашаться и с тем, что сложность выполнения, важность врачебной тайны также представляет собой большое искусство.

В качестве широкого философского понятия врачебная деонтология включает отношения между врачом и больным, а также родственниками больного и близкими, отношения между врачами, средним и младшим медицинским персоналом; права врачей и больного в процессе лечения; отношения между учителями и учениками; тайны болезни больного и ошибки врача. Правильное применение в медицинской практике основ медицинской деонтологии связано со знаниями врачей, их квалификацией, мировоззрением, уровнем профессиональных знаний.

На различных этапах исторического развития общества деонтологические отношения между врачами и больными были различными. Они менялись в зависимости от требований времени. В соответствии с ними менялись и степень оценки поведения врачей.

Врачи, преподаватели должны выступать с программами по подготовке высококвалифицированных врачей общей практики (ВОП), семейных врачей, магистров, осведомленных деонтологическими знаниями.

В основе этого лежит обучение их духовности, культуре, этике, деонтологии.

Необходимо показать важность глубокого и качественного деонтологического воспитания ВОП и семейных врачей. В этом отношении заслуживают внимание некоторые деонтологические мероприятия, проводимые в медицинских институтах, и в частности в Ташкентском Государственном Стоматологическом Институте.

Традиционные мероприятия, проводимые в нашем институте, такие как «Вступление в студенты», «Путь в клинику», Студенческое научное общество являются теми мероприятиями, которые широко затрагивают вопросы деонтологии. Деонтологическому воспитанию студентов служат торжественное принятие клятвы врача Республики Узбекистан, которую принимают выпускники медицинских ВУЗов, проведение праздников «Навруз» и «Тил байрами» (Праздник языка). В качестве науки деонтология состоит из широких областей и сфер. Их невозможно преподавать силами одной кафедры или открыв курс деонтологии. Хотя при поверхностном изучении деонтологии, как общего предмета при каждой врачебной профессии существуют свои специфические особенности. В частности, деонтология терапевтов, хирургов, стоматологов, психиатров, онкологов, ВОП и семейных врачей отличается друг от друга. В зависимости от требований настоящего времени на первый взгляд имеет важность поднятие деонтологии ВОП и семейных врачей. Врачи, работающие в сельских медицинских пунктах, семейных поликлиниках, лечебницах домашнего характера не должны ограничиваться узкой сферой, они должны быть готовы деонтологически к оказанию всякого рода медицинской помощи. В основе врачебной деонтологии лежат взаимоотношения между врачом и больным. Все знание и поведение врача должна появиться надежда и чувства к тому, что именно этот врач способен избавить его от мучительной боли. К сожалению, не обучают студентов, как разговаривать с больными, как собирать анамнез, на это не выделено часов в учебных программах. Об это должно быть самым основным и кульминационным в деонтологическом воспитании. Иначе говоря, врач должен обладать искусством воздействия на больного словам, речью.

На русском языке слово врач этиологических отходят от слова «врать» — не в прямом смысле, а имеющегося говорит, многословный, умеющий воздействовать словами, речью. Вспомните выражение великого русского ученого Бехтерева «Если после разговора с врачом, больной не нашел утешения, не почувствовал надежду, то это не врач». В некоторых ВУЗах зарубежных стран мы видим серьезный подход к этой задаче. Например, в одном из городов Англии — Глазго в медицинских учебных заведениях существует кафедра «Искусство обращения с больными» для 3—5 курсов. Мы знаем, что искусство обращения с больным в зависимости от имени происхождения больного требует индивидуализации — то есть к каждому больному, подход разный. Но в процессе разговора мы глубоко анализируем, что страдание больного является основной темой. Иначе, деонтология обращение должна быть одним из основных элементов клинического диагноза больного, скажем достаточно при разговоре врача с больным, быть опо­рой страдающего больного, пробудить надежду и веру на выздоровление, опираясь на правильные и объективные сведения о течении болезни и ее последствии. Ведь врач вла­деющий искусством общения, не должен одновременно вступать в разговор с больными (инфарктом миокарда, инсультом, раком, бронхиальной астмой, туберкулезом, шизофренией, СПИДом) и с их близкими и родными.

Перед сложной хирургической операцией между врачом, больным и его близкими должна проводиться длительная беседа, в которой необходимо затронуть загадочные проблемы деонтологии семейных врачей как ятрогения.

Известно ятрогения — это болезнь, возникающая у больного как следствие случайной ошибки врача, незнания, равнодушия, беззаботности и беспомощной беседы. Это своего рода преступление, результат нарушения деонтологического изречения Гиппократа: «САМОЕ ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИ БОЛЬНОМУ»

Такие ятрогенные болезни в настоящее время составляют 10 % среди больных, в медицинской практике эта цифра показывает насколько значительное число врачей, мед. сестер, среднего мед. персонала, не выполняют свой долг до конца и не понимают этого.

Понимают ли эти так называемые (врачи) что именно они являются причиной того, что больные ищут избавления от страданий у мошенников.

Два-три слова об эвтаназии, являющейся причиной шума и споров между врачами Европы США, Японии.

Эвтаназия — процесс при котором с помощью назначенных лекарственных препаратов облегчается и ускоряется медицинская смерть, для того чтобы спасти больного с неизлечимой болезнью от тяжелых страданий «Гуманная смерть» или по японский «смерть с достоинством». Я с точки зрения врачебной деонтологии отрицательно отнесся бы к этой тонкой задаче. Так в одном из изречений Гиппократа говорится, «Не убей» или «Я в своей деятельности обязуюсь не использовать никакого лекарства, которое могло бы стать причиной смерти пациента». Еще как писал А. Навои «Медик не палач». Я считаю нужным напоминать эти изречения. Но думаю, что эта проблема станет еще причиной многих споров и будет продолжаться до достижения правильного решения.

Долг хранения врачебной тайны считается проблемой мировой деонтологии, так как различные сведения об интимных сторонах жизни, здоровье больного, и его членах семьи без сомнения доходит до семейного врача. Врач должен правильно обработать эти сведения, держать в тайне, не разглашать сведения о болезни человека, сведения о состоянии.

Здоровье человека важно, как для него самого, так и для общества. Теперь хочу остановиться на стадии перехода к рыночной экономике. Конечно, мы могли бы, пройти мимо этой проблемы. Но я хотел бы чтобы наши дорогие врачи начинали продолжали свою деятельность в настоящий переходный период с терпением, выдержкой, не нанося пятен на белые халаты, чтобы служили бескорыстно, от чистого сердца. В связи с этим, я хочу подчеркнуть, что в наставлениях, право учениях, клятвах великих ученых-гениев таких как Гиппократ, Абу Али Ибн Сино, Ар-Разий в качестве красы врачебной деятельности прежде всего стоит бескорыстная идея. Из истории известно, что выше названные ученые-гении прошли обычный жизненный путь, привыкая к ежедневным материальным обстоятельствам.

Врачебная деонтология требует от врачей человеческих качеств; эрудиции, храбрости, доблести, любви, чистосердечия, сдержанности, честности, чуткости, опрятности, ответст­венности, скромности, человечности. Но прежде всего требует эрудиции. Известно, что эрудиция, грамотность врачей и преподавателей зависит от знаний, приобретенных в институте.

По сведениям ВОЗ известно более 10 тысяч болезней, более 100 тысяч симптомов. Каждый год в мире производится против болезней тысяча лекарств. Все это невозможно дать студентам во время учебы в институте. Поэтому врач, должен пользуясь жизненной практикой, медицинскими книгами, журналами, отдельными мед. источниками обогащать свои знания в течении всей своей врачебной деятельности. По статистическим данным ВОЗ за год выпускаются до 6000 журналов (из них до 2000 научных статей), до 8000 раз­личных книг, учебников, монографий.

Врачебная деонтология требует хорошего знания истории. В востоке впервые написание истории болезни пациента ввел в практику Ар-Розий и его ученик. Ар-Розий в произведении «История болезни» описали истории болезни 799 пациентов. На душе радостно, что стремление изучать историю прошлого открывает новые и новые грани. Надо отметить что при преподавании врачебной профессиональной деятельности и личных качеств врачей, мы брали примеры с русских ученых таких как Чехова Н.П., Булгакова М.А. и т. д. А так, же такие великие восточные ученые Навои, Жамий завещали медицине и медикам ценные идеи, взгляды. Например, Навои в своем произведении «Мах-буб- ул-кулуб» пишет следующие мнения:

«Врач должен быть знатоком своего дела, должен обращаться с чувством милосердия. Его природа должна соответствовать медицинскому учению. Он должен быть мягкословным и вдохновляющим больного с прекрасным характером. Сильный и сострадающий врач похож на Иисуса Христа.

Если добродетель Иисуса являясь в молитвах, с помощью которых возвращалась душа в тело, то дело врача заключается в сохранении души в больном теле, излечивать от болезни тело.

Его каждое дыхание и лечение

Каждый шаг его — исцеление

Его лицо почитается как Иисус

Шербет который он дает

Напоминает живую воду».

 

Список литературы:

  1. Пропедевтика внутренних болезней Василенько В.Х. Москва, 1989. 1992. 2002 год.
  2. Деонтология в практике терапевта.
  3. Пропедевтика внутренних болезней Касимов Э.Ю. г Ташкент 1996.
  4. Диагностика внутренних болезней Бахадиров К.Б. 1992 г.
  5. Пропедевтика внутренних заболеваний Корабаева Р.А. 1997 г.
  6. Абу али ибн Сино «Канон врачебной науки».