МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Секция: 4. Медицинские науки
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит название врачебная деонтология.
Медицинскую деонтологию можно определить, как совокупность этических норм. Выполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Среди медиков существует вопрос, не получивший ответа до настоящего времени: «Медицина — это наука или искусство?» По определениям современных учёных и давних гениев, медицину надо рассматривать как специальную науку. Но приходится соглашаться и с тем, что сложность выполнения, важность врачебной тайны также представляет собой большое искусство.
В качестве широкого философского понятия врачебная деонтология включает отношения между врачом и больным, а также родственниками больного и близкими, отношения между врачами, средним и младшим медицинским персоналом; права врачей и больного в процессе лечения; отношения между учителями и учениками; тайны болезни больного и ошибки врача. Правильное применение в медицинской практике основ медицинской деонтологии связано со знаниями врачей, их квалификацией, мировоззрением, уровнем профессиональных знаний.
На различных этапах исторического развития общества деонтологические отношения между врачами и больными были различными. Они менялись в зависимости от требований времени. В соответствии с ними менялись и степень оценки поведения врачей.
Врачи, преподаватели должны выступать с программами по подготовке высококвалифицированных врачей общей практики (ВОП), семейных врачей, магистров, осведомленных деонтологическими знаниями.
В основе этого лежит обучение их духовности, культуре, этике, деонтологии.
Необходимо показать важность глубокого и качественного деонтологического воспитания ВОП и семейных врачей. В этом отношении заслуживают внимание некоторые деонтологические мероприятия, проводимые в медицинских институтах, и в частности в Ташкентском Государственном Стоматологическом Институте.
Традиционные мероприятия, проводимые в нашем институте, такие как «Вступление в студенты», «Путь в клинику», Студенческое научное общество являются теми мероприятиями, которые широко затрагивают вопросы деонтологии. Деонтологическому воспитанию студентов служат торжественное принятие клятвы врача Республики Узбекистан, которую принимают выпускники медицинских ВУЗов, проведение праздников «Навруз» и «Тил байрами» (Праздник языка). В качестве науки деонтология состоит из широких областей и сфер. Их невозможно преподавать силами одной кафедры или открыв курс деонтологии. Хотя при поверхностном изучении деонтологии, как общего предмета при каждой врачебной профессии существуют свои специфические особенности. В частности, деонтология терапевтов, хирургов, стоматологов, психиатров, онкологов, ВОП и семейных врачей отличается друг от друга. В зависимости от требований настоящего времени на первый взгляд имеет важность поднятие деонтологии ВОП и семейных врачей. Врачи, работающие в сельских медицинских пунктах, семейных поликлиниках, лечебницах домашнего характера не должны ограничиваться узкой сферой, они должны быть готовы деонтологически к оказанию всякого рода медицинской помощи. В основе врачебной деонтологии лежат взаимоотношения между врачом и больным. Все знание и поведение врача должна появиться надежда и чувства к тому, что именно этот врач способен избавить его от мучительной боли. К сожалению, не обучают студентов, как разговаривать с больными, как собирать анамнез, на это не выделено часов в учебных программах. Об это должно быть самым основным и кульминационным в деонтологическом воспитании. Иначе говоря, врач должен обладать искусством воздействия на больного словам, речью.
На русском языке слово врач этиологических отходят от слова «врать» — не в прямом смысле, а имеющегося говорит, многословный, умеющий воздействовать словами, речью. Вспомните выражение великого русского ученого Бехтерева «Если после разговора с врачом, больной не нашел утешения, не почувствовал надежду, то это не врач». В некоторых ВУЗах зарубежных стран мы видим серьезный подход к этой задаче. Например, в одном из городов Англии — Глазго в медицинских учебных заведениях существует кафедра «Искусство обращения с больными» для 3—5 курсов. Мы знаем, что искусство обращения с больным в зависимости от имени происхождения больного требует индивидуализации — то есть к каждому больному, подход разный. Но в процессе разговора мы глубоко анализируем, что страдание больного является основной темой. Иначе, деонтология обращение должна быть одним из основных элементов клинического диагноза больного, скажем достаточно при разговоре врача с больным, быть опорой страдающего больного, пробудить надежду и веру на выздоровление, опираясь на правильные и объективные сведения о течении болезни и ее последствии. Ведь врач владеющий искусством общения, не должен одновременно вступать в разговор с больными (инфарктом миокарда, инсультом, раком, бронхиальной астмой, туберкулезом, шизофренией, СПИДом) и с их близкими и родными.
Перед сложной хирургической операцией между врачом, больным и его близкими должна проводиться длительная беседа, в которой необходимо затронуть загадочные проблемы деонтологии семейных врачей как ятрогения.
Известно ятрогения — это болезнь, возникающая у больного как следствие случайной ошибки врача, незнания, равнодушия, беззаботности и беспомощной беседы. Это своего рода преступление, результат нарушения деонтологического изречения Гиппократа: «САМОЕ ГЛАВНОЕ НЕ НАВРЕДИ БОЛЬНОМУ»
Такие ятрогенные болезни в настоящее время составляют 10 % среди больных, в медицинской практике эта цифра показывает насколько значительное число врачей, мед. сестер, среднего мед. персонала, не выполняют свой долг до конца и не понимают этого.
Понимают ли эти так называемые (врачи) что именно они являются причиной того, что больные ищут избавления от страданий у мошенников.
Два-три слова об эвтаназии, являющейся причиной шума и споров между врачами Европы США, Японии.
Эвтаназия — процесс при котором с помощью назначенных лекарственных препаратов облегчается и ускоряется медицинская смерть, для того чтобы спасти больного с неизлечимой болезнью от тяжелых страданий «Гуманная смерть» или по японский «смерть с достоинством». Я с точки зрения врачебной деонтологии отрицательно отнесся бы к этой тонкой задаче. Так в одном из изречений Гиппократа говорится, «Не убей» или «Я в своей деятельности обязуюсь не использовать никакого лекарства, которое могло бы стать причиной смерти пациента». Еще как писал А. Навои «Медик не палач». Я считаю нужным напоминать эти изречения. Но думаю, что эта проблема станет еще причиной многих споров и будет продолжаться до достижения правильного решения.
Долг хранения врачебной тайны считается проблемой мировой деонтологии, так как различные сведения об интимных сторонах жизни, здоровье больного, и его членах семьи без сомнения доходит до семейного врача. Врач должен правильно обработать эти сведения, держать в тайне, не разглашать сведения о болезни человека, сведения о состоянии.
Здоровье человека важно, как для него самого, так и для общества. Теперь хочу остановиться на стадии перехода к рыночной экономике. Конечно, мы могли бы, пройти мимо этой проблемы. Но я хотел бы чтобы наши дорогие врачи начинали продолжали свою деятельность в настоящий переходный период с терпением, выдержкой, не нанося пятен на белые халаты, чтобы служили бескорыстно, от чистого сердца. В связи с этим, я хочу подчеркнуть, что в наставлениях, право учениях, клятвах великих ученых-гениев таких как Гиппократ, Абу Али Ибн Сино, Ар-Разий в качестве красы врачебной деятельности прежде всего стоит бескорыстная идея. Из истории известно, что выше названные ученые-гении прошли обычный жизненный путь, привыкая к ежедневным материальным обстоятельствам.
Врачебная деонтология требует от врачей человеческих качеств; эрудиции, храбрости, доблести, любви, чистосердечия, сдержанности, честности, чуткости, опрятности, ответственности, скромности, человечности. Но прежде всего требует эрудиции. Известно, что эрудиция, грамотность врачей и преподавателей зависит от знаний, приобретенных в институте.
По сведениям ВОЗ известно более 10 тысяч болезней, более 100 тысяч симптомов. Каждый год в мире производится против болезней тысяча лекарств. Все это невозможно дать студентам во время учебы в институте. Поэтому врач, должен пользуясь жизненной практикой, медицинскими книгами, журналами, отдельными мед. источниками обогащать свои знания в течении всей своей врачебной деятельности. По статистическим данным ВОЗ за год выпускаются до 6000 журналов (из них до 2000 научных статей), до 8000 различных книг, учебников, монографий.
Врачебная деонтология требует хорошего знания истории. В востоке впервые написание истории болезни пациента ввел в практику Ар-Розий и его ученик. Ар-Розий в произведении «История болезни» описали истории болезни 799 пациентов. На душе радостно, что стремление изучать историю прошлого открывает новые и новые грани. Надо отметить что при преподавании врачебной профессиональной деятельности и личных качеств врачей, мы брали примеры с русских ученых таких как Чехова Н.П., Булгакова М.А. и т. д. А так, же такие великие восточные ученые Навои, Жамий завещали медицине и медикам ценные идеи, взгляды. Например, Навои в своем произведении «Мах-буб- ул-кулуб» пишет следующие мнения:
«Врач должен быть знатоком своего дела, должен обращаться с чувством милосердия. Его природа должна соответствовать медицинскому учению. Он должен быть мягкословным и вдохновляющим больного с прекрасным характером. Сильный и сострадающий врач похож на Иисуса Христа.
Если добродетель Иисуса являясь в молитвах, с помощью которых возвращалась душа в тело, то дело врача заключается в сохранении души в больном теле, излечивать от болезни тело.
Его каждое дыхание и лечение
Каждый шаг его — исцеление
Его лицо почитается как Иисус
Шербет который он дает
Напоминает живую воду».
Список литературы:
- Пропедевтика внутренних болезней Василенько В.Х. Москва, 1989. 1992. 2002 год.
- Деонтология в практике терапевта.
- Пропедевтика внутренних болезней Касимов Э.Ю. г Ташкент 1996.
- Диагностика внутренних болезней Бахадиров К.Б. 1992 г.
- Пропедевтика внутренних заболеваний Корабаева Р.А. 1997 г.
- Абу али ибн Сино «Канон врачебной науки».