Статья:

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Давыдова Ю.Д., Садыкова Л.Р. АНАЛИЗ АССОЦИАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/9(27).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ

Давыдова Юлия Дмитриевна
студент БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Садыкова Лиана Рафаэлевна
студент БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Гумерова Оксана Владимировна
научный руководитель, доц. БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

В современном мире тревожные расстройства являются одними из самых распространенных нарушений психического здоровья людей, о чем говорят результаты исследований ВОЗ [8]. Только за 2010 год они были выявлены у 14 % населения развитых стран [7].

Тревожность рассматривается как состояние эмоционального дискомфорта и характеризуется переживаемыми эмоциями напряжения, страха и нервозности, что сопровождается различными вегетативными реакциями и возникает в сложных, стрессовых ситуациях [3].

Согласно некоторым литературным данным, повышенная тревожность влияет на познавательные процессы путем усиления концентрации внимания на наиболее важных предметах в данный момент времени. При этом игнорируется информация, не имеющая значения для индивида [6]. Как следствие, это может оказывать влияние на интеллектуальную деятельность.

Показатели интеллектуального развития являются важной характеристикой современного человека. Установлено, что уровень интеллекта имеет позитивную корреляцию с обучаемостью, достижениями в образовании, профессиональным ростом и социальным поведением [2].

Согласно теории, Р. Кеттела, интеллект имеет две большие подструктуры: невербальный и вербальный интеллект. Невербальный интеллект функционирует с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Вербальный интеллект функционирует с опорой на накопленные знания. Невербальный интеллект не изменяется с течением времени и имеет значительную обусловленность наследственными факторами (h2 = 0,71) [4]. Вербальные способности развиваются в течение жизни и имеют зависимость от возраста.

Таким образом, целью настоящего исследования явилась оценка влияния уровня ситуативной и личностной тревожности на показатели невербального и вербального интеллекта.

Методы исследования. Группой испытуемых послужила выборка, состоящая из 120 студентов в возрасте от 19 до 22 лет.

Определение уровня тревожности проводилось с помощью методики, разработанной Ч.Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханиным. Методика включает 2 части по 20 вопросов каждая. Первый блок определяет уровень тревожности человека в момент тестирования (ситуативная тревожность (СТ)), а задания второго блока определяют уровень тревожности человека в обычной обстановке (личностная тревожность (ЛТ)). Результаты обрабатываются по соответствующему ключу и подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Полученная сумма позволяет судить об уровне тревожности: до 30 баллов − низкий уровень; 31–44 − умеренный уровень; 45 и более − высокий уровень [3].

Определение уровня невербального интеллекта проводилось при помощи культурно-свободного теста Р. Кеттела. Тест содержит две части, каждая из которых состоит из четырех субтестов. Задания имеют графическую форму, и их выполнение ограничено по времени. Средняя норма невербального IQ составляет диапазон от 90 до 110 баллов. Показатели выше нормы говорят об одаренности индивида, ниже – об умственной отсталости (Денисов, 1996).

Определение уровня вербального интеллекта проводилось с использованием вербального теста Г. Айзенка. Методика содержит 50 заданий на построение различных словесных конструкций. Тест имеет ограничение по времени и оценивается путем сверки ответов с ключом. Затем производится построение графика, по одной оси которого откладывается количество правильных ответов, по другой – баллы IQ. Средняя норма вербального IQ составляет диапазон от 100 до 130 баллов [1].

Статистический анализ данных проводился с использованием таблицы сопряженности 2x2 с поправкой Йетса на непрерывность критерия X2.

Результаты и обсуждение. В ходе добровольного психологического тестирования были выявлены следующие закономерности. По шкале ситуативной тревожности средние показатели встречались с частотой 67,28 %, высокие показатели с частотой 22,84 %, низкие – 9,88 %. По шкале личностной тревожности средние показатели выявлены у 58,39 % испытуемых, высокие показатели – у 34,16 %, низкие – 7,45 %.

Средние арифметические показатели как невербального, так и вербального интеллекта в исследуемой выборке составили 116 баллов. Показатели невербального и вербального интеллекта, находящиеся в пределах нормы и выше, встречаются у 92 % и 90 % студентов соответственно.

Для проведения статистического анализа вся выборка была разделена на 4 группы в соответствии с уровнем ситуативной и личностной тревожности, а также показателями вербального и невербального интеллекта. Результаты попарного сравнения экспериментальных групп представлены в таблицах 1–2.

Таблица 1.

Распределение показателей вербального интеллекта в группах лиц с высокими и низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности

 

СТ (частоты, %)

ЛТ (частоты, %)

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкие показатели вербального IQ

8,57

10,53

17,65

6,06

Высокие показатели вербального IQ

20,00

15,79

23,53

18,18

X2

0,2448

1,4049

p

0,6211

0,2368

* p – уровень значимости

 

При сравнении распределения показателей вербального интеллекта в группах лиц с различными уровнями ситуативной и личностной тревожности статистически значимых различий не было выявлено. Данный результат может свидетельствовать об отсутствии влияния тревожности на показатели вербального интеллекта.

Таблица 2.

Распределение показателей невербального интеллекта в группах лиц с высокими и низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности

 

СТ (частоты, %)

ЛТ (частоты, %)

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкие показатели невербального IQ

9,52

7,32

18,52

3,22

Высокие показатели невербального IQ

59,52

65,85

51,85

61,29

X2

0,1928

9,8001*

p

0,6610

0,0026*

* p – уровень значимости

 

При сравнении показателей невербального интеллекта в группах лиц с различными уровнями ситуативной и личностной тревожности было выявлено статистически значимое увеличение доли высоких показателей невербального IQ в группе лиц с высоким уровнем личностной тревожности (X2 = 9,8001; р = 0,0026). Это может быть связано с тем, что уровень личностной тревожности является относительно постоянным и в большей степени влияет на физиологические процессы, чем ситуативная тревожность. Предполагается, что невербальный интеллект в большей степени коррелирует с уровнем тревожности (ЛТ), поскольку имеет большую физиологическую и наследственную природу, чем вербальный интеллект. Отсутствие влияния тревожности на показатели вербального интеллекта могут быть связаны с динамическим характером данного признака. Вербальный интеллект, в отличие от невербального, не изменяется с течением жизни и зависит от большего числа факторов, в том числе от возраста и образования индивида, которые только предстоит изучить.

Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о влиянии тревожности на показатели интеллекта. Было выявлено, что показатели невербального интеллекта прямо пропорциональны уровню личностной тревожности. Это также подтверждает данные о том, что тревожность улучшает концентрацию внимания и, как следствие, познавательные способности.

 

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Вербальный тест интеллекта (Тест IQ) // Альманах психологических тестов – М., 1995. С. 35–46.
  2. Александров А.А. Психогенетика. Учебное пособие // СПб.: Питер, 2010. –192 с.
  3. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум // Красноярск: Литера-принт, 2009. – С. 215–222.
  4. Гумерова О.В. Генетическая обусловленность показателей интеллектуальной деятельности человека // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. биол. Наук (03.00.15). – Уфа, 2007 – 23 с.
  5. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттела (Руководство по использованию) // СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.
  6. Broadbent D.E., Broadbent M.H. Anxiety and attentional bias: State and trait // Cognition and Emotion, 1988. – Vol. 2. – P. 165–183.
  7. Griebel G., Holmes A. 50 years of hurdles and hope in anxiolytic drug discovery // Nat Rev Drug Discov, 2013. – Vol. 12. – № 9. – P. 667–87.
  8. Kessler R.C., Aguilar-Gaxiola S., Alonso J. The WHO World Mental Health (WMH) Surveys // Psychiatrie (Stuttg), 2009. – Vol. 6. – № 1. – P. 5–9.