Статья:

ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА)

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 5. Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Белоусова Е.Г. ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА) // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/1(29).pdf (дата обращения: 30.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 45 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА)

Белоусова Елизавета Геннадиевна
студент, лесной факультет Воронежский государственный лесотехнический Университет имени Г.Ф. Морозова, РФ, г. Воронеж
Карташова Нелли Павловна
научный руководитель, канд. с.-х. наук, доц. Воронежский государственный лесотехнический Университет имени Г.Ф. Морозова, РФ, г. Воронеж

Зеленые насаждения играют важную роль в условиях городской среды. Они изменяют мезо- и микроклимат, сохраняют влажность, очищают воздушную среду, создают ее комфортность. В городе Воронеж степень озеленения районов различна и чаще всего меньше нормы. Так степень озеленения территории Центрального района должна составлять 186 га. В Советском районе озелененная площадь на 234,6 га, в Коминтерновском на 404,7 га, в Ленинском на 220,8 га, в Железнодорожном на 206,1 га, в Левобережном на 253,0 га меньше нормы озелененных территорий [1, 317]. Поэтому необходимо проводить мероприятия по озеленению объектов различного функционального назначения.

Объектом исследования послужила территория детской школы искусств №2. По системе озеленения территория школы относится к внутригородским объектам, по функциональному назначению - ограниченного пользования [2, 10]. Школа расположена в Советском районе города Воронеж. Ее территория с севера прилегает к Детскому садику №34, с запада - окружена жилыми домами, а с востока и юга – автомобильной дорогой.

Территория этого типа школ должна представлять собой декоративный сад с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках должны быть предусмотрены площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.

В ходе исследования территории школы была выполнена ландшафтно-экологическая оценка, включающая определение типа пространственной структуры, оценку состояния насаждений, санитарно-гигиенической и эстетической оценок. По результатам исследований разработано функциональное зонирование и запроектированы мероприятия по озеленению и благоустройству в каждой зоне.

Состояние деревьев визуально определяется по сумме основных биоморфологических признаков [3, 62]. На территории объекта произрастают следующие виды деревьев и кустарников: акация белая, береза повислая, липа мелколистная, тополь пирамидальный, вяз приземистый, груша иволистная, рябина обыкновенная и спирея японская. Их состояние можно разделить на две группы: первая – 60 % - составляют ослабленные деревья (крона у них разрежена, прирост уменьшен, но не более чем на половину, отдельные ветви засохли); вторая – 40 % - сильно ослабленные (крона у таких насаждений ажурная, прирост слабый, менее половины обычного, наблюдается усыхание до 2/3 части кроны). Таким образом, состояние насаждений можно оценить как удовлетворительное, вырубка не рекомендуется. Необходимо рекомендовать более разнообразный ассортимент древесно-кустарниковых пород.

Соотношение типа пространственной структуры на объекте делится следующим образом: 40% территории занимает здание школы; 25% - открытая местность; 35% - насаждения. Таким образом, тип пространственной структуры полуоткрытый.

Санитарно-гигиеническая оценка территории соответствует 2 классу, с суммой коэффициентов 8 -10. Объект по эстетической оценке относится ко второму классу, так как участок в сравнительно хорошем состоянии, шум периодический или отсутствует.

На территории школы были выделены следующие зоны: спортивная, учебно-опытная, хозяйственная и зона отдыха.

На территории спортивной зоны рекомендуем размещение площадки для физических занятий детей, которую следует защитить от палящего солнца при помощи насаждений в виде ландшафтной группы, состящей из березы пушистой, ели обыкновенной «Aurea», пихты одноцветной «Violacea» и туи западной «Woodward».

Учебно-опытная зона запроектирована в северно-западной части пришкольной территории, по периметру которой рекомендуем живую изгородь из ирги канадской. Для занятий в теплое время года там будут оборудованы места для рисования на планшетах, столики для лепки, а также небольшой подиум для позирования и занятий актерским мастерством.

Зона тихого отдыха занимает наибольшую территорию, так как обострение экологических проблем и связанное с ними ухудшение здоровья населения заставляет все активнее вести поиски форм и методов оздоровления городской среды. Самым мощным «оздоровителем» принято считать зеленый наряд, который не только поставляет кислород, но и очищает воздух от пыли, газов, бактерий, берет на себя ветровые и шумовые потоки, дарит тень, прохладу и просто радует глаз. В этой зоне рекомендуем следующий ассортимент: айва японская, акация желтая, береза пушистая, дерен белый, ель обыкновенная «Aurea», клен остролистный, можжевельник обыкновенный «Bruns», пихта одноцветная «Violacea», сосна горная «Ophir», туя западная «Woodward» и чубушник венечный.

Зона хозяйственного назначения запроектирована в северо-восточной части, примыкающей к детской школе искусств. Представляет собой небольшую постройку для садового инвентаря, с помощью которого можно будет без труда ухаживать и сохранять в привлекательном виде пришкольную территорию.

Ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений проектируем с учетом устойчивости к данным условиям произрастания, обладающие высокими декоративными и оздоровительными качествами. В посадочной ведомости представлены количество и площадь компонента озеленения (табл. 1).

Таблица 1.

Посадочная ведомость

п/п

Наименование растений

Площадь компонента озеленения, м2

Количество растений, шт

Вид посадки

Деревья

Кустарники

Цветы

1

Айва японская

8

-

2

-

Солитер

2

Акация желтая

1

-

1

-

Солитер

3

Береза пушистая

32

8

-

-

Ландшафтная группа

4

Дерен белый

24

-

6

-

Ландшафтная группа

5

Ель обыкновенная «Aurea»

24

6

-

-

Ландшафтная группа

6

Ирга канадская

100

-

100

-

Живая изгородь

7

Клен остролистный

4

1

-

-

Солитер

8

Можжевельник обыкновенный «Bruns»

80

-

20

-

Аллельная посадка

9

Пихта одноцветная «Violacea»

32

8

-

-

Ландшафтная группа

10

Сосна горная «Ophir»

16

-

4

-

Ландшафтная группа

11

Туя западная «Woodward»

16

4

-

-

Ландшафтная группа

12

Чубушник венечный

28

-

7

-

Ландшафтная группа

13

Хоста

0,9

-

-

6

Миксбордер

14

Очиток

0,3

-

-

3

Миксбордер

15

Лиатрис

0,2

-

-

2

Миксбордер

16

Тюльпан

0,7

-

-

7

Миксбордер

17

Пион

0,3

-

-

3

Миксбордер

18

Вербейник точечный

0,1

-

-

1

Миксбордер

19

Герань корневищная

0,5

-

-

5

Миксбордер

20

Гайлардия

0,1

-

-

1

Миксбордер

21

Крокус

1

-

-

10

Миксбордер

Малые архитектурные формы (МАФ) являются неотъемлемыми элемента ми на территории объектов ландшафтной архитектуры и обеспечивает возможность использования этих территорий для разнообразных видов отдыха населения. В выделенных зонах рекомендуем установку малых архитектурных форм – деревянных скамеек, урн, фонарей для освещения территории.

После запроектированных мероприятий по благоустройству и озеленению составляем баланс территории объекта, который показывает соотношение планировочных элементов и пространственной структуры объекта, а также служит для определения площади дорог и площадок, водоемов, сооружений и насаждений. Площадь территории, занимаемая деревьями, кустарниками и цветниками устанавливается по площади посадочных мест. Данные показатели отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Баланс территории

Наименование элементов

Занимаемая площадь

До проектирования

После проектирования

м2

%

м2

%

Насаждения:

 

 

 

 

 

Деревья

одиночные

16

0,18

20

0,22

 

Группы

112

1,25

138

1,53

 

Аллеи

64

0,72

64

0,72

Кустарники

одиночные

2

0,02

11

0,12

 

Группы

-

-

68

0,76

 

Живые изгороди

20

0,22

120

1,33

Цветники

 

4

0,04

8,1

0,09

Газоны

 

5082

56,47

4827,5

53,64

МАФ

 

-

-

34,4

0,39

Водоемы

 

-

-

9

0,1

Дороги

 

100

1,1

100

1,1

Сооружения

 

3600

40,0

3600

40,0

ИТОГО

9000

100

9000

100

Таким образом, площадь, занимаемая всеми объектами на исследуемой территории, составляет 9000 м2. Площадь озелененной территории после проведения мероприятий по озеленению увеличится с 218 м2 до 429,1 м2, что положительно скажется на состоянии здоровья детей, занимающихся в данной школе и улучшению микроклимата.

Запроектированные ландшафтные группы, солитеры, аллельные посадки, живая изгородь, миксбордер, установка малых архитектурных форм на территории школы улучшат санитарно-гигиенические и эстетические качества, микроклиматические условия и повысят ценность данной территории по отношению к системе озеленения района и самого города.

 

Список литературы:
1. Карташова, Н.П. Оценка и состояние озелененных территорий города Воронежа [Текст] / Н.П. Карташова, А.С. Хатунцева // Современные проблемы оптимизации зональных и нарушенных земель [Текст] : матер. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Воронежской школе рекультиваторщиков, 21-24 октября 2009 г./ под ред. Проф. Я.В. Панкова. – Воронеж, 2009.
2. Теодоронский, В.С. Объекты ландшафтной архитектуры [Текст] учеб. пособие. / В.С. Теодоронский, И.О. Боговая. - М.: МГУЛ, 2003. - 300с.
3. Кругляк, В.В. Урбоэкология и мониторинг среды [Текст]/ В.В. Кругляк, Н.П. Карташова. – Воронеж: ВГЛТА, 2004. – 72 с.