Статья:

Автоматизация работы регулирующего клапана

Конференция: CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Кубаенко А.А., Кулеев Р.Р., Донских В.Н. [и др.] Автоматизация работы регулирующего клапана // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(105). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(105).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Автоматизация работы регулирующего клапана

Кубаенко Анастасия Александровна
студент, Омский государственный технический университет, РФ, г. Омск
Кулеев Равиль Рустамович
студент, Омский государственный технический университет, РФ, г. Омск
Донских Владислав Николаевич
студент, Омский государственный технический университет, РФ, г. Омск
Смоловой Никита Евгеньевич
студент, Омский государственный технический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема нестабильного перепада давления в контуре дизельного топлива на КТ-1/1, отрицательно влияющего на параметры технологического процесса. На основе найденных данных было принято решение внести ряд предложений для решения данной проблемы.

 

Ключевые слова: нестабильное давление, регулирующий клапан, трубопроводная арматура, нефтеперерабатывающий комплекс.

 

I. Введение

На данный момент в Омской области базируется один из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов, включающий в себя разнообразные установки и технологическое оборудование. Одной из важных разновидностей технологического оборудования на НПЗ является регулирующая арматура.

Регулирующий клапан — один из конструктивных видов регулирующей трубопроводной арматуры. Это наиболее часто применяющийся тип регулирующей арматуры как для непрерывного (аналогового), так и для дискретного регулирования расхода и давления. Выполнение этой задачи регулирующие клапаны осуществляют за счёт изменения расхода среды через своё проходное сечение.  Материал изготовления регулирующих клапанов зависит напрямую от типа рабочей среды, с которой клапан будет иметь контакт [1].

С помощью регулирующей арматуры один или несколько параметров технологического процесса производства или рабочего процесса машины поддерживаются в требуемых пределах. Регулирование может быть ручное или автоматическое. При ручном регулировании изменение степени открытия арматуры производится оператором по результатам показаний измерительных приборов. При автоматическом регулировании регулируемые параметры поддерживаются в нужных пределах путем автоматического управления арматурой, снабженной соответствующими приводами [2, c.4].

II. Постановка задачи

Целью настоящей работы является внесение предложений по решению выявленной проблемы нестабильного перепада давления на установке КТ-1/1 на нефтеперерабатывающем комплексе Омской области.

Задачи:

  • Критический анализ контура регулирующего клапана FIRC, расположенного на установке глубокой переработки мазута КТ-1/1 комплекса переработки вторичного сырья.
  • Выявление “узкого места”, отрицательно влияющего на технико-экономические показатели производства.

III. Теория

Согласно положениям ГОСТ 12893-2005 регулировочные клапаны классифицируют по нескольким параметрам. По способу движения рабочей среды различают следующие варианты арматуры:

  • проходные, которые размещаются на прямых отрезках и позволяют сохранить прежнее направление транспортировки среды;
  • угловые модели, изменяющие перемещение на 90°.

Перемешивание двух вариантов рабочей среды с разными характеристиками происходит с помощью трехходовых моделей, которые комплектуются тремя патрубками.

Сырьем для производства регулировочных клапанов служат чугун, нержавеющая и легированная сталь, латунь и другие сплавы. Корпус изготавливают с помощью сварки, ковки, литья, штамповки и комбинированных методов. Выбор материалов определяет тип среды, с которой будет взаимодействовать арматура. Бытовые и промышленные клапаны устанавливают на трубопроводах, предназначенных для транспортировки:

  • горячей и холодной воды;
  • нефтепродуктов;
  • воздуха;
  • пара;
  • химических составов в жидком и газообразном состоянии [3].

Выбор конструкции регулирующего клапана в первую очередь зависит от температуры, давления и свойств рабочей среды. Широко используются отличающиеся высокой универсальностью односедельные проходные клапаны.

В случае больших номинальных диаметров или больших перепадов давления альтернативой односедельным разгруженным клапанам являются клапаны с двойным седлом.

При «стандартных» температурах эффективное конструктивное решение — самоподжимающийся пружинный сальник. Особые требования предъявляются к клапанам, работающим в условиях очень высоких и низких температур. В первом случае для лучшей тепловой изоляции клапанов могут применяться специальные охлаждающие ребра, препятствующие чрезмерному повышению температуры в зоне сальникового уплотнения.

При криогенных температурах необходимо предусмотреть защиту сальникового уплотнения от обледенения.

В условиях сильно загрязненной рабочей среды стараются избегать сетчатых конструкций [4].

IV. Результаты исследования

На установке глубокой переработки мазута КТ-1/1 комплекса переработки вторичного сырья Омского НПЗ располагаются рассматриваемый клапан FIRC, регулирующий давление на границе установки в ручном режиме [5].

В ходе критического анализа было выявлено следующее «узкое место» – нет возможности поддерживать стабильное давление в контуре дизельного топлива на КТ-1/1, которое используют для подготовки турбулизатора, а также на подпитку в контуре захолаживания гудрона, так как с изменением расхода дизельного топлива, меняется и давление. Так как давление в этом контуре регулируется в ручном режиме с помощью клапана FIRC посредством регулирования расхода, и нет возможности своевременно стабилизировать давление это может привести к разгерметизации аппаратов.

Для решения данной проблемы предлагается произвести регулировку клапана FIRC с коррекцией от позиции PIRC, благодаря чему в контуре КТ-1/1 будет поддерживаться стабильное давление в автоматическом режиме. Альтернативой данному решению служит создание второго варианта позиции PIRC: от позиции PIRC на регулятор FIRC.

V. Заключение

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. На Омском НПЗ существует “узкое место”, связанное с проблемой  нестабильного перепада давления в контуре дизельного топлива установки КТ-1/1.
  2. На основе проведенного анализа работы клапана FIRC, было предложено возможное решение по устранению найденной проблемы, а именно регулировка этого клапана с коррекцией от позиции PIRC или создание второго варианта позиции PIRC.

 

Список литературы:
1. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс], URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Регулирующий клапан (дата обращения 11.11.2020)
2. Гениатулин А.М. Дроссельно–регулирующая арматура: методические указания к выполнению лабораторной работы / А.М. Гениатулин, В.Г. Горгоц, В.П. Кузнецов, М.В. Гладышев. – Курган:, 2010. – 32 с.
3. Группа компаний Авангард: Регулирующие клапаны – типы и сфера применения [Электронный ресурс], URL: https://saz-avangard.ru/poleznaya-informatsiya/reguliruyushchie-klapany-tipy-i-sfera-primeneniya/ (дата обращения 11.11.2020)
4. АЗМАТЭК: Клапаны регулирующие – типы и сфера применения [Электронный ресурс], URL: http://armatek.ru/about/truboprovodnaya_armatura/klapany_reguliruyuwie/ (дата обращения 11.11.2020)
5. Регламент установки КТ-1/1 ОНПЗ (дата обращения 11.11.2020)