Методики бизнес-планирования
Конференция: CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Методики бизнес-планирования
В настоящее время на российском рынке наиболее известны следующие западные методики по разработке бизнес-планов: «Юнидо» (UNIDO); методическое пособие по составлению бизнес-плана, подготовленное в рамках проекта «Тасис» (TACIS); KPMG; стандарт Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) [1].
Бизнес-план, составленный по стандарту ЮНИДО, должен иметь следующую структуру [2]:
– резюме – включает общую информацию о предлагаемом проекте – сроки, суммы, предоставляемые гарантии;
– главная идея – данные о создаваемой или действующей компании, информация об основных направлениях деятельности, перспективах развития, связях;
– описание услуг и товаров (с чем фирма выходит на рынок и что она предлагает);
– анализ рынка, маркетинг – включает анализ конкурентов, описание рынка сбыта, перспективы хозяйствующего субъекта;
– план производства – включает в себя информацию о месторасположении фирмы, коммуникациях, транспортном сообщении, проводится анализ кадрового состава, объема производства;
– организационный план – показывает, как будет организована работа сотрудников и подразделений компании;
– финансовый план – расчет суммы, требуемой для реализации проекта, анализ движения денежных средств, прибыли, составление прогнозируемого баланса;
– оценка эффективности проекта – включает расчет показателей эффективности, оценку чувствительности проекта к различным факторам;
– риски и гарантии – глава содержит данные о сроке окупаемости проекта;
– приложения – включают в себя таблицы, диаграммы, схемы, исследования, регистрационные документы.
Бизнес-план, составленный по методике KPMG, ориентирован в большей степени на менеджмент организации, чем на потенциальных инвесторов. Общая структура документа имеет следующий вид [3]:
– резюме – краткий обзор компании с указанием целей и задач;
– продукция или услуги;
– анализ рынка, отрасли – рассматривается положение компаний-конкурентов, проводится демографический анализ, SWOT-анализ;
– целевые рынки – рассматривается географический целевой рынок и целевые потребители;
– стратегии рекламы и продвижения, в том числе – прогноз продаж;
– управление – организация работы производственного и управленческого персонала, потребление активов, расчет всех затрат, которые необходимы непосредственно на подготовку производственной деятельности;
– финансовый анализ – раздел включает в себя расчет себестоимости продукта, количественный анализ, анализ безубыточности, составление БДДС, баланса хозяйствующего субъекта, определение рисков;
– приложения.
Структура бизнес-плана, разработанная Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, имеет следующий вид:
– обзорный раздел (резюме) – представляет собой сжатое описание компании с указанием организационно-правовой формы, уставного капитала, руководителя, наименования, среднесписочной численности сотрудников;
– описание предприятия – рекомендуется описать компанию, обращая внимание на его отличие от других хозяйствующих субъектов;
– описание продукции (услуг) – приводится подробная характеристика товара или услуги, которые компания планирует представить на рынке;
– анализ рынка – рассматривается рынок сбыта, его размеры, уровень и тенденции развития, специфические особенности;
– производственный план – включает в себя календарный план выполнения работ, описание технологического процесса и используемого оборудования, требования к квалификации персонала, транспортные вопросы и логистику;
– план сбыта – раздел отражает стратегию продаж фирмы в течение определенного сезона;
– финансовый план – схемы финансирования, потребность в ресурсах, расчет показателей эффективности бизнес-проекта;
– анализ чувствительности проекта – рассматривается устойчивость бизнес-проекта к условиям внешней и внутренней среды;
– экологическая и нормативная информация;
– приложения.
Бизнес-планы могут отличаться друг от друга внешне, однако их состав остается практически неизменным.
В соответствии со спецификой бизнеса разделы бизнес-плана могут предоставляться как полностью, так и частично в зависимости от конкретных целей, задач, специфики проекта.