Статья:

Коррупция. Противодействие коррупции. Повышение уровня правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения

Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дмитриев Н.Ю. Коррупция. Противодействие коррупции. Повышение уровня правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(129). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(129).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция. Противодействие коррупции. Повышение уровня правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения

Дмитриев Никита Юрьевич
студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Анищенко Владимир Николаевич
научный руководитель,

 

Противодействие взяточничеству – это одно из приоритетных направлений современной уголовно-правовой политики государства. Понятие «коррупция» происходит от латинского слова «сorruptio» которое означает порчу или подкуп, и представляет собой древнейшее явление, которому нет единой формулировки так как в научной, учебной и публицистической литературе существуют различные понятия коррупции.

Часто цитируется определение Всемирного банка: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью ради личной выгоды». Еще одно определение, которое цитируется чаще других, предложено Transparency International – глобальной неправительственной организацией (НПО), специализирующейся по вопросам борьбы с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление возложенными на должностное лицо полномочиями с целью личного обогащения [1]».

Более широкое и обобщенное понятие дается в статье 1 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», согласно которой коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица  [2].

Международная неправительственная организация Transparency International ежегодно предоставляет Индекс восприятия коррупции, представляющий собой индикатор, базирующийся на предоставляемой международными организациями информации и статистических данных позволяющих определить степень распространенности коррупции во множествах странах мира.

Обращаясь к данным исследования за 2015 год, который охватывал 168 стран, необходимо выделить наиболее и наименее коррумпированные государства мира по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень). Исходя из проведенного исследования, к странам наиболее подверженным коррупции относятся Сомали и Северная Корея, набрав 8 баллов, они разделяют первое место, далее идут Афганистан, Судан и Южный Судан. В десятку государств, наименее подверженных коррупции, вошли Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Канада, Германия. Россия, в свою очередь, набрала 29 баллов заняв 119 позицию, аналогичные результаты показали Азербайджан, Гайана, Сьерра – Леоне .

Самой распространенной формой проявления коррупции является получение взятки и дача взятки так как они неразрывно связаны с совершением других общественно опасных последствий - причинением существенного вреда интересам государства и авторитету власти, нанесением ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.

Согласно статистических данных содержащихся на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно в стране регистрируется порядка шести тысяч преступлений, связанных с получением взятки, предусмотренных ст. 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Так, в 2010 г. зарегистрировано 7747 преступлений, в 2011 г. – 6947; 2012 г. – 6576; 2013 г. – 6710; 2014 – 5945; 2015 – 6399 указанных преступлений. Относительно Республики Крым, то за последние два года зарегистрировано 113 преступлений рассматриваемой категории, из них в 2014 г. – 30 и 2015 г. – 83, а по г. Севастополю – 17, в том числе в 2014г. – 4, 2015 г. – 13 преступлений.

Из содержания ч.1 ст. 290 УК РФ следует что под понятием «взятка» или «получение взятки» законодатель подразумевает получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгоду имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им физических и юридических лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе [3].

Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. .1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

Учтено что с развитием общественных отношений усложняется и форма получения взятки, она приобретает все более замысловатые виды. Например, одним из самых распространѐнных видов взятки в России является так называемый «откат» (от англ. kickback), который заключается в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определѐнное предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.

Возможности современных технологий в том числе и интернета, взяткодателям и взяткополучателям помогают передать предмет взятки без опаски быть пойманными с поличным - в этом случае передача средств, происходит путем сообщения получателю по электронной почте кодов электронных денег (Webmoney), которые можно затем получить наличными в банкоматах множества компаний-гарантов Webmoney. Взятка может даваться или приниматься лично, или через посредника. В мире бизнеса редко сам бизнесмен или высший руководитель дает взятку, как правило, это посредники. Прежде всего работники (организаций и индивидуальных предпринимателей), и посреднические фирмы.

Примечателен тот факт, что борьба с коррупцией нашла свое отражения в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), например, ст. 575 ГК РФ «запрещение дарения» говорит о том, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России нельзя принимать в дар подарки, сумма которых превышает три тысячи рублей. Такие подарки признаются федеральной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Федеральный Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 июля 2004 года в статье 17 запрещает этому же составу сотрудников получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) [4].

Статья 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает «механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе». Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Государственный служащий обязан избежать ситуации способствующей возникновению конфликта интересов любыми способами в том числе в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Личная заинтересованность представляет собой возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Если о возникновении у государственного или муниципального служащего стало известно представителю нанимателя, последнему необходимо принять меры принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Из п. 5 данной статьи следует что для урегулирования конфликтов интересов необходимо в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой создавать комиссии, основной задачей которых является соблюдении требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Обязательным признаком рассматриваемого преступления является предмет преступления, под которым понимается взятка. Действующий уголовный кодекс дает возможность разделить предмет взятки на три вида:

  1. Денежные средства и ценные бумаги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства);
  2. Предметы, имеющие материальную ценность: драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.);
  3. Выгоды, услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но предоставляемые безвозмездно или явно по заниженной стоимости.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что формы и пути передачи взятки не стоят на месте и постоянно развиваются, находя новые пути «оплаты» трудов взяткополучателя.

Таким образом, предмет данного преступления неоднороден, и является элементом структуры общественных отношений, соотносится как часть и целое с объектом уголовно-правовой охраны, т.е. правоотношениями, охраняемыми уголовным законом и подвергшимися преступному посягательству. Обязательным признаком предмета взятки, является ее возможность выступать средством платежа, это обосновывается тем что, когда лицом принимается вознаграждение не в виде денег, состав преступления, будет иметь место если возможно определить рыночную стоимость вещи, которая передается в дар.

Деньги являются самым распространенным предметом взятки, так как являются особым видом универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства, образно говоря, «товар всех товаров».

Ярким примером второй категории выступает передача ценностей в виде драгоценных камней и драгоценных металлов. В данном случае имеет место идеальная совокупность преступлений: дачей-получением взятки (ст. 290-291 УК РФ) и незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), так как перечисленные предметы используются здесь как средство платежа в нарушение правил.

Под взяткой в качестве услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин, фонограммы, изобретения).

Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки- продажи вещи по явно завышенной цене, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы, преднамеренный проигрыш в карты, или случайный выигрыш в казино, а также по многим другим основаниям. Практикуется также перечисление средств со счета компании (индивидуального предпринимателя) на счет фирмы-однодневки, указанной чиновником, за якобы полученные товары, с последующим «обналичиванием» и получением этой суммы чиновником через своих доверенных лиц (обычно такая схема используется для выплаты так называемых «откатов», например, за предоставленный госзаказ, то есть тогда, когда сам бизнесмен получает безналичные деньги и их нельзя истратить без документальных оснований).

Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у взяткополучателя юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств.

Взяточничество является проблемой, пронизывающей все ветви государственной власти на всех уровнях. Пронизанное коррупцией государство теряет авторитет, а глазах общества, данное явление чревато последствиями в виде возникновения в социуме и приобретения глобальных масштабах правового нигилизма, граждане теряет доверие к государственной власти.

Заслуживает внимания тот факт, что по подсчетам специалистов, в России взяток берут на $300 млрд. в год. Особенно распространено взяточничество в дорожной полиции. Сегодня в мире существуют три основных вида взяток: наличными, подарками и поездками за рубеж на отдых.

Средний размер «обычной» взятки в России составил около 250 000 рублей. Средний размер коммерческого подкупа – 5 млн. рублей. В России почти 40% от общего количества взяток приходится на живые деньги.

 

Список литературы:
1. Совет Европы. Основные понятия и концепции антикоррупционной деятельности. Учебное пособие. 2015. - С. 12.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ.
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»