Статья:

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Конференция: CLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Науки о Земле

Выходные данные
Иванисова Е.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(179). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(179).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Иванисова Елена Викторовна
магистрант, Педагогический институт НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Трикула Людмила Николаевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры информатики, дисциплин и методик преподавания, Педагогический институт НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье проведен педагогический эксперимент по выявлению влияния технологии смешанного обучения на повышение познавательной активности ученика.

 

Ключевые слова: технология смешанного обучения, «Смена рабочих зон».

 

В настоящее время система образования в России подвергается модернизации, которая прослеживается в качественных изменениях процессов обучения. Реализация новых образовательных стандартов активно ориентируют перейти от обучения, где ученик выступает уже не в качестве объекта воздействия, а становится исследователем, аналитиком, а что касается учителя, то он становится куратором, партнером и экспертом. Чтобы изменить такой характер взаимоотношений между учеником и учителем, перенести основной акцент с первостепенной важности предмета на ученика, вооружить его умением учиться позволяет технология смешанного обучения.

Сегодня технология смешанного обучение - это образовательный подход, который предполагает не только обучение с участием учителя «лицом к лицу», но и с использованием онлайн-платформ, где важную роль играют элементы самостоятельного контроля учеником пути, места и темпа его обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1].

Для проведения педагогического эксперимента нами была выбрана технология смешанного обучения, а именно разновидность – «Смена рабочих зон».

Целью нашего педагогического эксперимента – оценить эффективность занятий с использованием технологии смешанного обучения для повышения уровня познавательной активности школьников на уроках географии.

Эксперимент проходил следующим образом: класс был поделен на 3 рабочие зоны и работал в трех автономных системах:

  1. Зона работы с учителем и географическими картами;
  2. Зона работы с ГИС (геоинформационными системами);
  3. Зона работы с онлайн-тестами.

Дети заранее готовятся к уроку, т.е. самостоятельно изучают теоретический материал и составляют для себя краткий опорный конспект. Ссылки на материалы дети получают от учителя. Это могут быть как онлайн-уроки, книги, статьи в журналах и т.д. Обучающийся также самостоятельно определяет для себя какой вариант работы в группе ему больше нравится [1].  

В классе, где проводился педагогический эксперимент, обучалось 24 человека. Они были поделены на 3 группы по 8 человек. На каждую зону ученикам выделялось по 15 минут, после чего они переходили к следующей. В конце занятия дети получили оценки в соответствии с выполненными заданиями.

Такой вариант работы позволяет учителю применить оценивание не по стандартной бальной системе, а в соответствии с его прежним уровнем. Такое формирующее оценивание предполагает развернутый ответ учителя, в котором ученику даётся пояснение, где ему ещё нужно будет поработать, а также немаловажным будет сказать и о том, где учащийся смог справится с поставленными перед ним задачами.

Проанализировав выполненные учениками задания, а также побеседовав с ними после проведенного урока, где мы использовали технологию смешанного обучения, мы сделали вывод о том, смешанная форма обучения понравилась школьникам. Самым важным, что они отметили, если сравнить данный урок с традиционным уроком, то данная технология даёт возможность разобрать материал не торопясь, что позволяет остановиться на непонятных вопросах, задать вопросы учителю, по тому материалу, который не понятен. Это наблюдалось в зоне работы с геоинформационными системами, где учитель демонстрировал ученикам видео, где детально описывался процесс работы с ГИС-системами.

Чтобы оценить эффективность уроков, проводимых по технологии смешанного обучения, была применена методика оценки познавательной активности Морозовой Е.М.

Нами были определены следующие уровни сформированности познавательной активности школьников на уроках географии:

  1. Низкий уровень – требует стимулирования познавательной деятельности ученика и постоянного контроля со стороны учителя;
  2. Средний уровень – обучающемуся требуется руководство со стороны учителя при переходе к новым, нестандартным способам выполнения учебно-познавательных задач;
  3. Высокий уровень – обучаемый способен на самостоятельную постановку учебно-познавательной задачи, прогнозирование и определение эффективных форм, методов и средств осуществления учебной деятельности, самоконтроль и оценку действий; мотивированное участие обучаемых в продуктивной учебно-познавательной деятельности [2].

На основе полученных нами данных были составлены диаграммы 1 и 2.

 

Рисунок 1. Распределение учащихся по уровням познавательной активности в начале педагогического эксперимента

 

Рисунок 2. Распределение учащихся по уровням познавательной активности в конце педагогического эксперимента

 

Проанализировав данные диаграмм, мы можем сделать вывод о том, что уровень сформированности познавательной активности у учеников 8 «А» класса повысилась после использования на уроках географии технологии смешанного обучения.

В ходе педагогического эксперимента мы пришли к выводу, что использование технологии смешанного обучения даст значительные результаты только в случае, если использовать её систематически, из урока в урок.

 

Список литературы:
1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. — М., 2016
2. Городенская, А. С. Развитие познавательной активности при работе в информационной среде/ А. С. Городенская // Химия в школе. – 2018.– № 5. ‒ С. 21–23.