УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В современных условиях стремительного развития информационных технологий их роль в жизни общества становится все более значимой. Цифровизация затронула практически все сферы человеческой деятельности: промышленность, транспорт, науку, образование, государственное управление, экономику и культуру. Количество пользователей сети интернет и их сетевая активность демонстрируют устойчивую тенденцию к росту, что создает новые вызовы в сфере обеспечения информационной безопасности.
В современном мире преступления в сфере информационных технологий принято называть «киберпреступность».
Киберпреступления - это такие общественно опасные деяния, которые совершаются с применением средств компьютерной техники (СКТ) в отношении информации, обрабатываемой и используемой в Интернете [1].
В праве Республики Беларусь, термин «киберпреступность» хотя и используется – примером может служить его применение в наименовании главы 19 «Противодействие киберпреступности» Концепции информационной безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г., тем не менее правового определения в нормативных правовых актах нет. В белорусском уголовном законодательстве применяется понятие «преступления против компьютерной безопасности». Глава 31 Раздела 12 Уголовного Кодекса Республики Беларусь под этим наименованием включает в себя 5 видов преступлений, содержащихся в соответствующих статьях [2, с. 13].
Киберпреступность становится все более серьезной проблемой для стран, в которых хорошо развита инфраструктура интернета и функционируют платежные системы. Согласно последним оценкам Интерпола угрозы киберпреступности, становятся все более агрессивными и конфронтационными. Это можно наблюдать в различных формах киберпреступности, включая высокотехнологичные преступления и утечку данных [2, с. 16].
В 2019 году Секретариат ООН предложил государствам-членам представить информацию о проблемах, с которыми они сталкиваются в борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях – для подготовки доклада Генерального секретаря ООН на ее семьдесят четвертой сессии [2, с. 16].
Республика Беларусь предоставила такую информацию, где, в частности отмечалось:
– «принимая во внимание модернизацию современной наркопреступности и использование даркнета и криптовалют в целях незаконного оборота наркотиков, Беларусь считает, что одним из приоритетных направлений деятельности государств-членов должна стать организация обмена информацией, касающейся средств совершения преступлений и методов обнаружения преступной деятельности в даркнете, на наднациональном уровне; подборка и изъятие электронных доказательств; а также разработка и использование конкретных методов расследования преступлений, совершенных в виртуальном пространства [3, с. 13] …
– Одним из способов противодействия использованию информационно- коммуникационных технологий в преступных целях может стать разъяснение сотрудникам правоохранительных органов принципов работы даркнета и индустрии криптовалют [3, с. 14].
– Беларусь подчеркнула важность разработки международно-правового механизма (рекомендаций) о порядке изъятия криминальных криптоактивов и их хранения до принятия решения судом [3, с. 13].
– По мнению Беларуси, разработка и принятие универсального международного документа в рамках Организации Объединенных Наций будет содействовать развитию сотрудничества между компетентными органами государств-членов в борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» [3, с. 14].
Современное состояние регулирования данной области характеризуется наличием ряда проблем. Существующие методики расследования таких преступлений требуют модернизации, поскольку не соответствуют текущим реалиям.
В Республике Беларусь проводится планомерная и последовательная политика борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий. Одной из составляющих эффективной борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий является наличие соответствующей законодательной базы, способствующей должному реагированию на все виды этих преступлений [4, с. 109].
В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее УК) предусмотрена ответственность за ряд деяний, которые следует признать преступлениями в сфере информационных преступлений (киберпреступлениями). УК Республики Беларусь содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления против собственности (ст. 212 УК) и информационной безопасности (ст. 349-355 УК), совершенные с использованием компьютерных технологий [4, с. 111].
Перспективы развития уголовной ответственности за преступления в сфере информационных технологий - это сложная и динамичная область, которая постоянно развивается в ответ на новые технологические вызовы и изменения в характере киберпреступности. К перспективным направлениям развития уголовной ответственности в этой сфере, можно выделить:
- расширение круга деяний, признаваемых преступными. Появление новых технологий (например, искусственный интеллект, блокчейн) неизбежно приведет к возникновению новых видов киберпреступлений, которые потребуют уголовно-правовой оценки и криминализации. Это может включать преступления, связанные с использованием искусственного интелекта для фишинга, дипфейков, автоматизированных кибератак, а также преступления, связанные с криптовалютами.
- усиление ответственности за существующие виды киберпреступлений. В связи с ростом масштабов и ущерба от киберпреступлений, возможно усиление уголовной ответственности за уже известные виды преступлений.
- совершенствование составов преступлений. Для более эффективного применения уголовного закона необходимо уточнять и конкретизировать составы преступлений в сфере информационных технологий ( далее ИТ), чтобы они четко соответствовали современным технологическим реалиям и позволяли однозначно квалифицировать различные виды киберпреступлений.
- необходимо упростить процедуры расследования киберпреступлений, чтобы правоохранительные органы могли более оперативно и эффективно выявлять и пресекать такие преступления.
- развитие криминологических исследований. Необходимо проводить криминологические исследования для выявления причин и условий, способствующих совершению киберпреступлений, и разработки эффективных мер по их предупреждению.
- повышение уровня правовой грамотности населения. Необходимо проводить информационные кампании для повышения уровня правовой грамотности населения в сфере ИТ, чтобы люди знали о рисках, связанных с использованием информационных технологий, и умели защищать себя от киберпреступлений.
В заключении, стоит отметить, что современный уровень развития информационных технологий требует постоянного совершенствования механизмов противодействия киберпреступлениям. Существующая правовая база, предусматривающая уголовную ответственность за преступления в сфере ИТ, нуждается в регулярном обновлении с учетом появления новых способов совершения противоправных деяний. Перспективное развитие системы уголовной ответственности должно идти параллельно с технологическим прогрессом, обеспечивая своевременное реагирование на появление новых видов преступлений и повышение эффективности их выявления и расследования.
