Статья:

Роль цифровых технологий в образовании

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Мелконян Д.М. Роль цифровых технологий в образовании // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль цифровых технологий в образовании

Мелконян Диана Мелконовна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Все знают, что дети не очень любят учиться, но любят все, что связано с компьютером. Их  невозможно заставить сесть и сделать домашнее  задание, но только покажи планшет или компьютер – и все – вы целиком и полностью завладели вниманием ребенка. Часы и даже дни пролетают незаметно, если в руках заветный гаджет. Почему  бы не использовать такое страстное желание  к цифровым технологиям с пользой для образовательного процесса? Это давно уже не вопрос.

В то время как некоторые родители все еще спорят о пользе или вреде процесса цифровизации, прячут планшетные компьютеры и смартфоны, стараются оградить от «пагубного»  влияния Интернета, во многих странах тенденция внедрения современных технологий становится обыденностью, за которой нужно успевать. И наша страна не исключение.

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь, дети начинают вводить поисковый зарос раньше, чем начинают говорить. Повсеместная цифровизация дает безграничные возможности в решении множества вопросов. Одним из наиболее важных вопросов образования был и остается, как пробудить интерес к процессу обучения у детей, как их заинтересовать?

Сегодня рынок цифровых образовательных ресурсов, а также технических средств представлен огромным количеством продуктов, способных воплотить в жизнь, казалось бы, самый неимоверный проект. Задача педагога - в многообразии электронных ресурсов грамотно отобрать тот материал, который можно использовать на уроке или предоставить ученику на самообучение или в качестве творческого проекта. [1]

Использование интерактивных технологий в условиях цифровизации обучения - это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала, а вместе с ним и усвоение полученных знаний. Интерактивные технологии являются ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.

Интерактивные технологии должны решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, обеспечения доступности образовательных услуг, эффективности функционирования  системы образования в целом, а также подготовки обучающихся к жизни в открытом информационном пространстве. Внедрение компьютерных технологий в российское образование относится к числу самых крупномасштабных инновационных изменений, пришедших в российскую школу в последние десятилетия.  Проведен Интернет в каждое учебное заведение страны, начиная  от учреждений дошкольного образования до  университетов и научно-исследовательских институтов. Оснащены   компьютерами рабочие места педагогов и учеников.

Цифра коснулась всего: рабочее место педагога, учебный материал, школьная доска, учебник, раздаточный материал и даже классный журнал и дневник.

Обучающиеся с удовольствием и большим вниманием следят за уроком, когда педагог включает интерактивную  доску, показывает обучающие фильмы, использует электронные ресурсы для работы возле доски, раздает пульты для интерактивного опроса и тестирования, планшеты и электронные учебники. Повышается  концентрация внимания и, что немаловажно, интерес к процессу обучения. Ученикам хочется смотреть, слушать, вникать и что-то делать самим.

Гораздо интереснее и нагляднее вывести на интерактивную доску изображение с микроскопа и вместе рассмотреть строение клетки или микроб на большом экране.

Можно выделить много положительных моментов в использовании цифровых технологий в образовательном процессе:

-Развитие самостоятельности. Сегодня все чаще педагоги говорят о самостоятельном обучении детей, и нынешняя система обучения подразумевает большой объем самостоятельной работы, а роль педагога в направлении и помощи в этой работе.  Обучающийся с самого детства  привыкает к самостоятельному поиску информации, выполнению индивидуальных заданий, самостоятельной проектной деятельности;

- Снижение бумажных носителей. Рюкзак школьника по весу тяжел даже для взрослого. Оцифровка учебников позволяет на небольшом легком устройстве  весом от ста до трёхсот грамм поместить тысячи книг, учебников, энциклопедий, карт, схем, рисунков и других необходимых учебных пособий, которые ранее даже не мечтали использовать педагоги. Электронные рабочие тетради,  направляемые педагогу по электронной почте или локальной сети, также избавляет от тяжелых сумок с тетрадями учителя, которому  нужно проверить знания детей. Электронный дневник –эффективное средство контроля знаний. Его расположение в сети интернет дает возможность узнать домашнее задание, даже если пропустил урок, обеспечивает ежедневный родительский контроль за успеваемостью, а работникам администрации учебного заведения дает возможность контролировать и координировать работу педагога. [2]

- Экономия. Результатом перевода бумажных тетрадей и учебников в электронный формат является сокращение расходов на их приобретение.  Срок службы, казалось бы, такого дорогого гаджета, как электронная книга составляет около 10 лет – практически  срок обучения ребенка в школе, а  инновационные технологии, такие как электронные чернила делают процесс чтения с электронного устройства   схожим с чтением с бумажной книги и полностью безопасным для глаз. Стоимость электронной версии учебника в  десятки раз ниже стоимости бумажного, с учетом того, что электронную версию практически невозможно испортить и её вид останется неизменным даже через года.

- Облегчение труда педагогов. Широкий спектр обязанностей современного педагога делает эту необычайно важную и полезную работу трудной и  энергозатратной. Информационные технологии позволяют быстрее и легче и выполнять ту бумажную работу, на которую раньше уходили часы.

- Перспективы будущего. Развитие цифровых технологий в образовании – это большой шаг в развитии будущего специалиста любой профессиональной направленности. Нет, практически, ни одной области жизни, в которой бы ни применялись информационные технологии или информационные ресурсы. В наш век цифровые технологии стремительно развиваются и каждый день появляются новые и новые изобретения в этой сфере, человек должен иметь способность к быстрому освоению нового. Информационные  технологии в обучении помогают обучающимся получить навыки и понятия об информационном мире, помогают в будущем лучше ориентироваться в нем.

Набирает обороты такой вид образования, как дистанционное обучение, уже сейчас каждый может обучиться, пройти курсы повышения квалификации или переподготовку дистанционно, без выезда на место обучения. В условиях масштаба и значительной протяженности нашей страны это имеет немаловажный фактор для развития образования. Появилась возможность обучиться любой профессии в любом учреждении независимо от  географического положения, в то время, как раньше   жители отдаленных труднодоступных регионов имели весьма ограниченный спектр образовательных услуг.

Говоря о плюсах цифровых технологий в образовательном процессе, нельзя не сказать о минусах. Имеется ряд недостатков, негативное воздействие от которых можно свести к минимуму при грамотном подходе.

Возможность отрицательного результата.  В полной мере использование информационных технологий в образовании не применялось ранее в виду их отсутствия, поэтому нельзя сказать со стопроцентной уверенностью, что все получится так как задумано, дадут ли изменения в программе обучения ожидаемый положительный результат. [3]

Снижение развития творчества. Мы часто говорим, что Интернет – это платформа для творческого развития, которая открывает широкий спектр  возможностей проявить себя практически в любой области - рисуй, пой, мастери, сочиняй стихи, пиши книги, тренируйся, учись… Но… огромное количество информации в свободном   доступе дает соблазн не придумывать самому, а воспользоваться готовой идеей. К такой потребительской модели поведения быстро привыкают, человек перестает развиваться, творить.

Как следствие из предыдущего пункта – снижение умственной активности. Возможность легко и быстро  найти нужную информацию в сети Интернет, отсутствие необходимости искать, анализировать, перерабатывать информацию – все то, что заставляет мозг работать и развиваться, делает обучающихся инертными, ленивыми. Это приводит к снижению мыслительных способностей.

Следующим пунктом в списке негативных влияний цифровизации  общества называют плохую социализацию. Ребенок, привыкший проводить время у   компьютера или в смартфоне, лишенный общения «глаза в глаза», не умеет разговаривать, не умеет выражать свои эмоции с настоящим собеседником. Он привыкает к мысли, что виртуальный собеседник не видит лица, мимики и не прочтет ваших эмоций, можно спокойно подумать над ответом. Из-за этого возникают трудности в   реальном общении, ребенок начинает избегать контакта со сверстниками, становится замкнутым.  Когда дети попадают в коллектив себе подобных, они учатся взаимодействию – попросить ручку, помочь товарищу, занимают определенное положение в социуме. Сидя у монитора  любого устройства, они могут быть кем угодно, их никто не увидит, изменить пол, возраст, социальное положение – это привлекает их в  виртуальный мир. Тоже самое происходит в обучении, когда исчезает необходимость в устных ответах, ответах у доски перед всем классом – перестают развиваться красноречие и ораторские способности. Дети перестают «говорить». Не секрет, что длительное сидение перед компьютером влечет за собой ряд проблем со здоровьем. Первое, на что  оказывает пагубное влияние свет от экрана – это глаза. Ребенок, не моргая, проводит много времени у монитора, пересыхает оболочка глаза, появляется резь, покраснение,   раздражение, перенапрягаются глазные мышцы. Все это приводит к снижению зрения. Возникает туннельный синдром в кистях рук, может измениться строение костей, суставов и мышц. Долгое сидение без движения приводит к атрофии мышц, искривлению позвоночника, головным болям. [4] Тотальный контроль, также можно отнести к минусам в повсеместной информатизации общества и образования, в частности.  Информация о каждом шаге ребенка хранится долгие годы в сети Интернет. Родители, педагоги,  администрация учебного заведения имеют возможность в любой момент проконтролировать работу педагога и успеваемость   обучающегося. Если судить узко – ребенок мог спрятать дневник, умолчать об оценках, должен был самостоятельно следить за домашним заданием, то сейчас, как уже говорилось, пропадает надобность в проявлении самостоятельности и ответственности. Когда дети сталкивались с проблемами, они учились их решать без вмешательства взрослых, пытались найти выход из сложной ситуации. К примеру, забытый дневник вынуждал идти к однокласснику за заданием, полученная двойка стимулировала к получению более высоких оценок с целью сокрытия неудачи от родителей и исправления оценок к выставлению итоговых.

 

Список литературы:
1. Собрание нормативно-методических материалов «Информатика».-Ростов н/Дону, 2016
2. Infodev.org. (2017). Teachers, Teaching and ICTs. [Электронный ресурс] Доступ: http://www.infodev.org/articles/teachers-teaching-and-icts
3. Макотрова Г.В. Стандарты и мониторинг в образовании. Цифровые технологии в педагогической практике развития исследовательского потенциала старшеклассников. Научно-издательский центр ИНФРА-М. – Москва, 2013. № 6. 
4. www.1september.ru