Статья:

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Зулькорнеева Л.И. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2.pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 19 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Зулькорнеева Ляйля Ибрагимовна
студент Астраханского государственного университета, г. Астрахань

Ценностная ориентация молодежи — одна из интереснейших и в то же время важнейших тем современности. В сегодняшнем динамичном, быстроменяющемся мире социальные группы подвержены влиянию со стороны различных факторов. Особенно это касается такой группы, как молодежь. Ведь молодые люди находятся только в начале своего жизненного пути и нуждаются в ориентирах, которыми и выступают ценности.

То есть, каковы ценностные ориентиры молодежи, таково же и их будущее? С определенной долей уверенности можно сказать и так. Мы прекрасно знаем и замечаем, что современный нам мир находится в постоянном развитии, одной из важнейших движущих сил которого является прогресс техники и науки. Можно сказать, что общественное развитие идет следом за развитием научно-техническим. Мы не можем отрицать огромное влияние на общественные процессы таких изобретений, как персональные компьютеры (ПК, ноутбуки, нэтбуки и другие их разновидности), мобильные телефоны и, конечно, глобальной сети Интернет. Так каким же образом именно научно-технический прогресс влияет на ценностные ориентации молодежи и их жизнь в целом? Да и влияет ли вообще?

Начнем с того, что понятие ценности тесно взаимосвязано с понятием культуры. Следовательно, понятие «ценности молодежи» непосредственно связано с понятием «молодежная культура». По словам С.И. Левиковой, молодежная культура представляет собой частичную культурную подсистему внутри базовой культуры общества, которая служит либо средством адаптации к нормам и ценностям жизни общества, либо попыткой корректировки старой системы и создания новой [3, с. 178]. И существует молодежная культура как таковая только в вышеупомянутом динамичном обществе. Почему? С.И. Левикова дает ответ на этот вопрос, с которым я полностью согласна.

Любому человеку характерна потребность в самовыражении, которое осуществляется через деятельность, работу, профессию. Мы же знаем, что в традиционном обществе, которое характеризуется статичностью, период подготовки к профессиональной деятельности был недолгим. Ребенок с детства наследовал дело (ремесло) предков, и на то, чтобы овладеть той или иной профессией (кузнец, повар, пастух и т. д.), достаточно было наблюдения и краткосрочного обучения. Таким образом, становясь биологически взрослым, молодые люди уже могли проявить себя в ремесле, обеспечивая семью и занимая определенный социальный статус.

В динамичном обществе дело обстоит по-другому. С изобретением разного рода техники и машин и внедрением их в производство меняется сам характер обществ и их культур. Изменения культуры убыстряются, и для усвоения этих изменений требуется длительный период обучения, вхождения в эту культуру и адаптивные способности. И каким же образом молодому человеку реализовать себя в таких условиях? С одной стороны, он биологически взрослеет, а с другой — он еще не успевает приобрести свой социальный статус, ведь ему нужно продолжать обучение. При таких обстоятельствах и сложились молодежные культуры (субкультуры), явившие собой новых агентов социализации и помощников в адаптации молодежи [3, с. 179].

В Росси на данный момент существует множество молодежных культур, и каждая из них навязывает свои ценности и идеалы. Выделяемая исследователями наркогенная субкультура провозглашает гедонистическое мировоззрение — систему представлений об удовольствии как основной жизненной ценности [4, с. 43]. Культура скинхедов говорит о ценностях патриотизма, в искаженных вариантах даже расизма. И так можно перечислять довольно долго. Некоторые исследования, посвященные проблеме молодежи, разбивают ее на ряд других групп, тоже в какой-то степени являющихся культурами, правда не такими явными и заметными лишь для исследователей. Именно эти группы имеют главным отличием между собой ценностные ориентиры молодого населения. Так, Институт социологии РАН в Аналитическом докладе за 2007 год, подразделяют следующие молодежные группы. Первая условно именуется «семейной», составляющая 13 % от числа всей молодежи, в нее входят молодые люди, которые хотят и считают, что им по силам создать прочную семью. «Труженики» (17 %) — это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу. Третья группа — «предприимчивые» (20 %) — это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса и достижения богатства. Уже частично оговоренные «гедонисты» составляют четвертую группу (10 %), члены которой в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. При этом значительную часть молодежи (19 %) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. 5 % от общей численности молодежи занимает группа «карьеристов» — это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие. «Отчаявшаяся» молодежь» (5 %) — седьмая группа — не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1 %) — восьмая группа — рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти [1, с. 14—15]. Остальная часть опрошенных не входит в ряды каких-либо перечисленных групп.

Вернёмся же к технической подоплеке культурных процессов. Молодежные культуры формируются в условиях образования новых и изменения старых жизненных ценностей, т. е. в динамичном обществе и с беспрестанно развивающимися технологиями. Образуется некая цепочка взаимовлияния: научно-технический прогресс влияет на развитие общества в целом, а изменения общественные уже воздействуют на культурные, в рамках которых и преобразуются, уничтожаются или возникают новые ценности. И именно эти ценности приходится усваивать в процессе социализации молодой части населения. Иными словами, вступив однажды на путь модернизации, общество заведомо определило неустойчивый и меняющийся характер жизненных ценностей молодежи.

Это влияние технического прогресса на ценностные ориентации молодежи можно назвать скорее косвенным. А если есть косвенное, значит, может существовать и прямое? Да, оно существует. И на примере нашей современности это можно продемонстрировать.

Быстрое развитие технологий, появление новых изобретений и их постоянное усовершенствование сказываются на культурной сфере общества. Чего только стоит влияние Интернета. Но мы не будем сейчас говорить обо всей пагубности его влияния, об уходе молодых людей из реального мира в виртуальный и т. д. Ведь вопрос этот неоднозначен. Но все же, какая «реальность» более ценна в современном мире?

Еще 10—15 лет назад, чтобы воспользоваться Интернет-услугами, было необходимо провести определенное время за ПК. А для этого, как правило, нужно было находиться в помещении (офис, квартира и т. д.). Сейчас же, в результате развития мобильных технологий, для этого можно просто нажать пару кнопочек на сотовом телефоне. То есть, виртуальная жизнь уже тесно переплетается с жизнью реальной. Можно сидеть в автобусе, стоять в очереди, общаться со знакомыми и при этом, не терять возможности «сидеть в интернете» и пользоваться его услугами. В принципе, что плохого в том, чтобы найти быстрым доступом к нужной нам информации? Ничего. Но по результатам научных исследований, для молодежи приоритетом пользования мобильного интернета является не поиск информации, а развлечение (Таблица 1) [5].

Проанализировав данные исследования, можно сказать, что в общем целом, поиск информации (изначальная функция глобальной сети) уже не имеет такой ценности. Мобильный Интернет ценен для молодежи своими развлекательными возможностями, нежели удобством поиска необходимой информации. В конце концов, использовать его для общения через программы мгновенного отправления сообщений (isq, skype), исключительно на мой взгляд, необязательно. Ведь в самом мобильном телефоне итак есть все необходимые функции для общения.

Таблица 1.

Цели использования людьми мобильного Интернета

Для чего вы чаще всего используете интернет на мобильном телефоне? (% от тех, кто пользуется интернетом на мобильном телефоне или смартфоне)

Варианты ответов

Опрошенные 18—24 лет

Для пользования социальными сетями

73

Для поиска информации

68

Для пользования электронной почтой, ведения переписки

36

Чтобы слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и пр.

32

Для того чтобы следить за новостями, событиями в мире и стране

25

Для общения через программы мгновенного отправления сообщений (icq, skype)

10

 

 

Но не стоит заранее делать угнетающие выводы. Реальная жизнь не может так просто уступить свои позиции жизни виртуальной.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) посвятил одно из своих исследований именно этому вопросу. Изучалось, каким образом люди относятся к тем или иным интернет услугам. Способна ли виртуальная жизнь заменить жизнь реальную? Наглядно, можно проследить это «противоборство» в представленной центром таблицей (Таблица 2) [2].

Таблица 2.

Сравнение степени ценности действий реальной и виртуальной жизни для респондентов

Если говорить о разных видах Интернет-ресурсов, то какими из них Вы пользуетесь и как часто? (% от пользователей Интернета)

Как часто вы совершаете следующие действия (не в интернете)? (% от пользователей Интернета)

Интернет-магазины

42

Покупаю вещи в магазинах

83

Онлайн-тв

47

Смотрю ТВ

89

Электронные книги

37

Читаю печатные книги

48

Форумы, блоги

61

Беру советы у друзей

75

Интернет-издания

59

Читаю печатные журналы

77

Онлайн-знакомства

25

Знакомлюсь с людьми

52

Социальные сети

85

Встречаюсь с друзьями

92

Онлайн-радио

30

Слушаю радио

65

Гео-сервисы

25

Пользуюсь картами

38

Электронная почта

76

Пишу и отправляю письма

23

Интернет-игры

47

Играю с друзьями в игры

43

 

Как ни странно, но мы ясно видим, что виртуальная жизнь довольно сильно уступает реальной. И это не может не радовать. Хотя, конечно, по некоторым показателям она уже максимально приблизилась к показателям реальности (Социальные сети — Встреча с друзьями), а кое-где, Интернет-ресурсы оказались даже более популярными. Например, электронная почта фактически полностью вытеснила обычную, за счет своей удобности, а значимость электронных книг уже почти сравнялась с ценностью печатных книг.

Уже два этих исследования демонстрируют, каким образом, быстро или медленно, сильно и незначительно могут преобразовываться и изменяться ценности современной молодежи под влиянием технологических изобретений. С момента появления электронной почты прошло более сорока лет, однако только с широким распространением ПК она стала настолько популярной, что практически вытеснила «бумажную почту». С этим же фактом связано и распространение Интернета в целом. Так же несколько десятилетий прошло с момента создания сотового телефона, функцией которого служила более удобная и быстрая связь. Но с его усовершенствованием, удешевлением и, как следствие, большим распространением, этих функций стало гораздо больше. Соответственно, телефон стал более важным в жизни каждого человека и более ценным атрибутом для общественной жизни.

В ходе данной небольшой исследовательской работы я попыталась доказать, что техника и технологии, научно-технический прогресс оказывают значительное влияние на формирование ценностей конкретной общественной группы — молодежи. Изначально, все это повлияло на структуру и характер всего общества в целом — оно перешло из статичной традиционной стадии в стадию динамичную. Именно тогда произошло выделение молодежной культуры, предопределяющей ценностную ориентацию молодого поколения. Однако, в ходе продолжающегося и убыстряющегося НТП влияние технологий стало прямым. Теперь не производственная техника влияет на молодежную культуру, а технологии повседневной жизни формируют новые ценностные ориентации непосредственно самих людей. Иными словами, НТР и процесс формирования жизненных ценностей общества можно считать взаимосвязанными явлениями. И молодежь выступает тому одним из самых ярких примеров.

 

Список литературы:

  1. Аналитический доклад. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // РАН Институт социологии. Москва, 2007. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html.
  2. Виртуальная реальность vs реальная жизнь: выбор интернетчиков// ВЦИОМ Пресс выпуск № 2090. 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112964.
  3. Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. № 4. 2001. — С. 178—188.
  4. Макеева А. Молодежная наркогенная субкультура как социальный феномен // Прикладная психология и психоанализ. № 5—6. 1998. — С. 42—48.
  5. Соцсети и мобильный интернет — взаимный рост и взаимоусиление // ВЦИОМ Пресс-выпуск № 2020. 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112767.