Статья:

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бабина Э.В., Бабина Ю.В. ЛОГИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 26 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Бабина Элеонора Владиславовна
студент Берлинского университета им. Гумбольдта, Германия
Бабина Юлия Васильевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Новосибирского государственного аграрного университета

Под влиянием глобализации мировой экономики — с выходом процессов за национальные границы, с интенсивным технико-экономическим развитием стран и улучшением транспортной инфраструктуры, — обостряется конкуренция и происходит поиск новых резервов роста, рынков сбыта, что при­водит к формированию особых макросистем политического, экономического и правового характера, увеличению логистической производительности и расширению интеграции.

Макрологистические системы на сегодняшнем этапе развития включают прежде всего близкие по уровню экономического развития страны, но перспективы развития логистических каналов задают региональные факторы и связаны с разделением труда и кооперацией на локальной территории, что ведет к образованию хозяйственных комплексов, оптимизирует работу и приспосабливает отдельные предприятия, отрасли, а далее — регионы друг к другу. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как в рамках одной страны, так и на уровне международного сотрудничества стран за счет экономического сближения территорий, имеющих общие границы и исторически сложившиеся связи (культурные, др.), с целью экономии издержек, объединения усилий для оптимальной структуры производства, стимулирования сбыта на базе современных принципов логистики.

Важнейшей чертой глобализации в сфере развития агропромышленного комплекса в развитых странах на современном этапе является кооперирование малого агробизнеса с общественным производством. Переработка и сбыт продукции дополняется объединениями в сфере производства — в большинстве развитых стран значительные позиции принадлежат кооперации на стыке сельского хозяйства со смежными отраслями экономики, тем самым наиболее рентабельно используя аккумулируемые ресурсы. Создание собственной кредитной кооперации инвестиций в сельское хозяйство ряда стран способствует уменьшению зависимости от банковского финансирования.

Организация ресурсного обеспечения сельхозпроизводителей и продвижения их продукции на рынок на принципах кооперации дает значительный экономический, социальный и экологический эффект в странах ЕС. Кооперативы являются связующим звеном логистической организации ресурсообеспечения, переработки и сбыта сельхозпродукции в условиях рыночной трансформации экономики. Развитие сельскохозяйственной кооперации, в частности, структура сельскохозяйственной кооперации в Германии во главе с федеральным союзом — Deutscher Raiffeisenverband, соответствует принципам общей аграрной политики (Common Agricultural Policy, CAP) и имеет особое значение не только для обеспечения продовольственной безопасности, но и для конкурентоспсобности отрасли. Поэтому субъекты кооперации включены в систему дотаций и субсидий ЕС. Ежегодно Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития и Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства оказывают серьезную финансовую помощь для развития региональной и местной структур сельскохозяйственной кооперации.

На современном этапе развития российской аграрной кооперации представляется крайне полезным практика развитых стран. Опыт Германии ценен тем, что там в последнюю четверть века произошел качественный сдвиг в системе сельскохозяйственной кооперации, с эффективной реорганизацией убыточных хозяйств в агросекторе бывшей ГДР до более развитого технологического уровня другой части страны. На фоне решения этих проблем, в условиях процессов глобализации и европейской интеграции происходила синхронизация экономик и нормативно-правовой базы Германии и Европейского союза (2006—2008 гг — знаковые для немецкого законодательства по кооперации).

В условиях глобального изменения внешней и внутренней маркетинговой среды, присоединение России к ВТО сопряжены с серьезными угрозами для производителей, сложнее всего адаптироваться к новым условиям мелким и средним предприятиям. Наиболее чувствительными от либерализации торговых правил является категория товаров, защищенных тарифно-таможенным регулированием до присоединения к ВТО — мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения (сыры, сухое молоко, и пр.), рис, сахар, сезонные овощи.

В области массового производства экологически чистых продуктов Россия отстала от большинства развитых и многих развивающихся стран на десятилетия. В действующем законодательстве РФ нет понятия «органическая сельхозпродукция» или «экологически чистая продукция», однако спрос на продукцию под маркой «эко», «био» и «органика» в России уже сформировался. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements, объем российского рынка экопродукции в 2011 году составлял $ 60—80 млн. или 0,1 % от потребляемого в стране продовольствия. Из этого количества только 10 % — отечественного производства, а остальное — импорт из Германии и других стран Евросоюза [4] .

Несмотря на то, что природно-климатический потенциал России позволяет производить практически все виды сельхозпродукции в объемах вполне достаточное для удовлетворения потребностей страны, эффективность аграрной политики пока не достигла необходимого уровня, характеризующего сферу АПК как устойчиво и динамично развивающуюся отрасль. Слабое развитие инфраструктурного комплекса АПК, предприятия и организации которого являются звеньями логистических систем в развитых странах, в России сопряжено со значительными потерями и проблемами, которые препятствуют созданию условий для развития кооперации и наращиванию производственного потенциала сельского хозяйства в целом: чрезмерный диспаритет цен, падение покупательной способности сельхозпроизводителей и отсутствие у большинства из них доступа к ресурсам, низкая квалификация кадров и многие другие. Сельское хозяйство входит в зону стратегических приоритетов — это экономическая основа жизни регионов, это образ жизни четверти населения, это и продовольственная безопасность страны в целом, поскольку региональная экономика поставляет серьезные объемы продовольствия на рынок, это резерв для повышения рентабельности и прибыли, укрепления конкурентоспособности, так необходимой при работе в условиях членства в ВТО, в условиях Таможенного Союза.

В рамках национального проекта «Развитие АПК» в июле 2012 г. утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы, одной из основных целей которой является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создание благоприятной среды для развития предпринимательства на селе. Общий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства к 2020 г. должен увеличится на 3 %. Мероприятия поддержки малых форм хозяйствования включают развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предусматриваются меры финансовой поддержки малого предпринимательства, упрощение налогового режима, ведения бухгалтерской и статистической отчетности и иных направлений. Наиболее существенные изменения мер государственной поддержки в связи со вступлением в ВТО касаются экономически значимых региональных программ (увеличено финансирование с 13,0—21,3 млрд. рублей ежегодно). В рамках этого мероприятия будет проводится поддержка наиболее приоритетных направлений — на уровне регионов.

Например, Новосибирская область (НСО) входит в первую десятку крупнейших производителей сельскохозяйственных товаров России. Ключевое направление развития экономики НСО, обозначенное в январе текущего года Губернатором области, связано с переходом на качественно новый уровень агропромышленного производства. Доля агропромышленного комплекса в общем объеме валового регионального продукта НСО составляет 8 процентов, это в три раза меньше промышленного сектора. Для сравнения, урожайность сибирских полей сто лет назад составляла 7,1 центнера с гектара, что сопоставимо с результатами 2012 г. (очень засушливого года), за предыдущие пять лет средний показатель урожайности —19 центнеров с гектара (рост за столетие всего в 2,7 раза). «Несмотря на то, что «за это время от сохи перешли к мощнейшим посевным комплексам и элитным семенам», резерв урожайности еще очень большой, есть хозяйства, с полей которых урожайность 32—42 центнера с гектара [1].

Огромный резерв роста эффективности сельского хозяйства в НСО представляют личные подворья (более 290 тысяч личных подсобных хозяйств), крестьянские хозяйства (2600 фермеров на январь 2013 г.), эти формы хозяйствования дают почти половину — 44 % сельскохозяйственного производства области. В настоящее время в Новосибирской области реализуется и система кредитной потребительской кооперации для жителей сельских территорий. Цифровые сравнения результатов развития кооперации российского агрорынка с зарубежным опытом— не уместны, так же как нет смысла сравнивать сибирский регион с развитыми европейскими странами и по численности, и по занимаемой площади.

В странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой сельскохозяйственного предприятия является по преимуществу семейное фермерское хозяйство, охваченное системой кооперативов, на долю которых приходится от 30 % до 85 % всего сельскохозяйственного производства. Современная структура сельскохозяйственной кооперации зарубежья кардинально не отличается — представлена предприятиями по производству, переработке и сбыту продукции, производственному снабжению и обслуживанию, кредитованию. Кардинальное отличие в том, что во многих странах государство является соинвестором логистических и перерабатывающих центров.

Тенденции развития системы сельскохозяйственной кооперации в странах ЕС, и, в частности, в Германии — в ближайшей перспективе связаны с использованием преимуществ единого законодательства, централизацией как внутри отрасли, так и межотраслевой. Кроме того, развитие законодательной базы предусматривают усиление государственного контроля за происхождением сельскохозяйственных продуктов, а также сохранение природных ландшафтов и защиту окружающей среды. В российском законодательстве требования экологичности сельского хозяйства пока находится вне рамок правового «поля».

Таким образом, расширение возможностей роста агрокооперации в Германии в первую очередь достигается посредством открытия дальнейших уровней логистики. Создание общего аграрного рынка на принципах логистизации играют важную роль в становлении и развитии кооперации в сельском хозяйстве, так как этой форме хозяйствования присуща мобильность, маневренность и устойчивость в условиях экономических кризисов, которые только подтверждают стабильность кооперативной системы. Особую устойчивость европейской логистической системе придает её широкий региональный базис — тесная взаимосвязь с региональной экономикой, фермерами и конечными потребителями.

Именно на прочном региональном фундаменте возможно построение логистической системы кооперации, способной не только обеспечить продовольственную безопасность страны, но и конкурентоспособность на международных рынках. Движение в сторону поддержки сельскохозяйственных кооперативов в регионах России вселяет надежду на благоприятные перспективы развития кооперативного сектора экономики российского АПК.

Опыт Германии и других стран уже многократно доказал целесообразность существования и эффективность работы кооперативных организаций, все многочисленные возможности создания новых или преобразования уже существующих форм кооперирования в аграрном секторе можно теоретически свести к следующей возможной модели организационного развития:

1 этап — создание и развитие первичных (специализированных) кооперативов на базе крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, других форм;

2 этап — выделение центральных кооперативов на региональном уровне как головных организаций для юридически самостоятельных сельхозпроизводителей одного типа, объединенных в специализированные кооперативы на региональном и, в перспективе — федеральном уровне;

3 этап — проектирование и структурирование цепочки взаимодействий «многоуровневой» системы с целью наиболее эффективного использования ресурсов и времени движения материальных и информационных потоков, интеграция и усиление производственных связей с другими отраслями, занимающимися переработкой и доведением его продукции до потребителя.

В настоящий момент в России реализуются начальные стадии — построение отдельных звеньев системы ассоциативных сельскохозяйственных кооперативных формирований различный видов, которые должны охватывать местный (районный), областной и федеральный уровень. В условиях низкой эффективности работы системы требуются механизмы, регулирующие соответствие потенциала производства требованиям рынка.

Необходимость активного использования инструментов логистики для обеспечения баланса между всеми областями деятельности какой-либо организационной структуры в сельском хозяйстве определяется и региональными особенностями: сезонностью и цикличностью производства, высокими рисками (природно-биологического характера), а также капиталоёмкостью производства. Отсюда вытекает имеющееся преимущество переработчиков и потребителей сельхозпродукции, диктующих (а зачастую с позиций монополии) условия экономического взаимодействия.

Безусловно, наряду с этим остаются открытыми проблемы стимулирования инновационного развития в сельхозотрасли. Но серьезные инвестиции в отрасль с низкой эффективностью — маловероятны и бессмысленны, а государственное регулирование предполагает лишь те функции, которые не в состоянии обеспечить действия рыночного механизма. Общими предпосылками формирования производственного потенциала сельского хозяйства и перехода на инновационный путь развития, преодоления экономического отставания, технической и технологической модернизации могли бы быть организационно-экономические отношения в инфраструктуре кооперации, построенные на принципах логистического управления.

Задача становления интеграционных процессов в системе может быть решена с применением методов экономико-математического моделирования. При этом логистические инструменты, формы и методы должны соответствовать пространственно-территориальной специфике агрорынка, а масштабы внедрения — варьироваться в зависимости от уровня развития сельхозкооперации, с учетом структуры и потенциальных участников объединений, с вовлечением в интеграционные процессы малого агробизнеса на селе.

Процесс решения и промежуточные результаты задачи по оптимизации цепи «производитель-потребитель» — взаимоотношений локальных агрорынков призводителей и перерабатывающих предприятий с потребителями — должны служить ориентиром при разработке региональных программ развития различных продуктовых подкомплексов. В этой связи должна проводиться четкая политика региональных властей, направленная на оптимизацию сырьевых зон и обеспечение возможности сбыта данной продукции. Это обеспечит реальность разработанных программных мероприятий, а также эффективное использование целевых бюджетных средств. Улучшение социально-трудового климата на селе и повышение уровня мотивации сельхозпроизводителей к увеличению объемов производства; эквивалентное распределение доходов от реализации конечной продукции между участниками — все это усилит роль развития потребительской кооперации, все в комплексе будет способствовать повышению конкурентоспособности сельхозпродукции, особенно в условиях членства России в ВТО.

 

Список литературы:

  1. Выступление Губернатора НСО Юрченко В.А. на форуме «Социально-экономическое партнерство — 2013» от 14.02.2013 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nso.ru/Lists/News/ DispForm.aspx?ID=6430 (дата обращения 01.03.2013).
  2. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. — М.: РУСАКИ, 2010. — 498 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kaig.ru/reform.pdf (дата обращения 01.03.2012).
  3. Тонкошкуров И.В. Глобальный рынок и сельскохозяйственная кооперация: приоритеты и тенденции для Германии. — Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 15. № 1. С. 49—53. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vestnik-kazgau.com/archiv/vestnik-kazanskogo-gau-1-15-2010_ru (дата обращения 01.03.2013).
  4. Перспективы российского рынка экопродукции. Обзорно-аналитическая статья сайта «Мировое пчеловодство» от 12.12.2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.apiworld.ru/stati/ (дата обращения 01.03.2013).
  5. J.K. Sundaram, Cooperatives for a better world. International Conference on Cooperative Response to Global Challenges Humboldt University Zu Berlin, 21—23 March 2012— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.geno.hu-berlin.de/Presse/sundaram/view (дата обращения 01.03.2013).