РОЛЬ И МЕСТО ГОСКОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Секция: 11. Экономика
I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РОЛЬ И МЕСТО ГОСКОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В современном мире доминирующим типом хозяйствования является смешанная экономика как совмещение движущей силы конкуренции и нерыночных механизмов размещения ресурсов. В такой экономической системе все большее значение принимает деятельность государственного сектора.
В традиционном смысле под государственным сектором понимают совокупность государственных предприятий и организаций, которые находятся под руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью [3, с. 7—9].
В ряде научных публикаций часто встречается расширенная трактовка понятия государственного сектора, в систему которого включают не только субъекты государственной собственности, но и структуры законодательной и исполнительной власти, а также систему финансов, которые обеспечивают управление, регулирование и материальное обеспечение функционирования национальной экономики. Также, учитывая современные условия развития системы общественных отношений, в структуру государственного сектора вводят информационные ресурсы как своеобразный объект собственности. Его роль в повышении эффективности экономической политики страны постепенно возрастает в современной эпохе [1, с. 120].
Итак, несмотря на видимое преобладание рыночных механизмов в современной экономике, государственный сектор выполняет такие важные функции, как обеспечение нормативно-правовых основ функционирования экономических субъектов, содействие достижению социально-экономической стабильности и высокой эффективности функционирования национальной экономики, регулирование внешних эффектов, стимулирование развития научно-технического прогресса, обеспечение национальной безопасности страны и, что очень важно, создание и развитие социально-экономических программ и планов развития национальной экономики.
В структуре государственного сектора выделяется корпоративный сектор, который определяет основу рыночной экономики в современном мире, а также ее конкурентоспособность. Корпоративный сектор представляет собой совокупность корпораций, предприятий акционерной формы собственности, которые могут объединять по вертикали или по горизонтали относительно самостоятельные производства, филиалы и предприятия.
Экономический строй многих индустриально развитых стран характеризуется доминированием корпоративного сектора. Например, во Франции, где традиционно в экономике занимал большую долю государственный сектор, широкого развития приобрела форма публичных корпораций и смешанных акционерных обществ, а также холдингов с комбинированным участием частного и государственного капитала [9]. В США институт государственных корпораций (независимых агентств) играет существенную роль в организации и стимулировании развития целых отраслей экономики [7, c. 68]. Таким образом, в современных условиях корпоративный сектор оказывает значительное влияние на политику всего государства. Такое утверждение целесообразно применить для определения роли крупных корпораций и их объединений, объемы производства которых можно сравнивать с мощью целого государства.
В системе корпоративного сектора функционируют корпоративные структуры, или корпорации. В научных трудах зарубежных и отечественных ученых встречаются различные трактовки понятия корпорации. Авторы самого известного экономического учебника К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю определяют корпорацию как юридическое лицо, которое может покупать ресурсы, владеть определенными активами, производить и продавать свою продукцию, брать в долг, давать кредиты, предъявлять судебный иск и выступать ответчиком, а также выполнять те функции, которыми наделены деловые предприятия любого другого типа; управление большинства таких корпораций осуществляют наемные менеджеры [10, с. 89]. Российский экономист Г.Б. Клейнер обозначил корпорацию как одну из наиболее распространенных форм организации крупного производства, основанную на совместном участии ее членов в деятельности этой организации и на ограниченной ответственности участников по долгам корпорации. Как форма организации предпринимательской деятельности, корпорация предусматривает долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих-менеджеров, работающих по найму [8]. Что касается взглядов представителей мировой научной мысли на значение корпоративного сектора в экономической системе, американский экономист Дж. Гэлбрейт утверждал, что корпорация — это единственно возможная в современных условиях форма организации производства, которая отвечает условиям процесса современной трансформации развитой рыночной системы хозяйствования в индустриальном обществе [5, с. 18—22].
Таким образом, на основе анализа данных трактовок этого понятия, корпорацию можно определить как организацию, которая признана юридическим лицом, основана на объединении капиталов (добровольных взносах), предусматривает долевое участие и осуществляет любую социально-полезную деятельность, а также характеризуется значительной концентрацией управленческих функций на высшем уровне иерархической структуры.
Кроме коммерческой формы организации корпоративных структур, существует форма государственных корпораций, которые являются собственностью государства [11]. Российская нормативно-правовая база четко определяет понятие государственной корпорации в статье 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [12].
Что касается нормативно-правового обеспечения деятельности государственных корпораций в Украине, законодательная база в данном направлении является недостаточно развитой. При основании той или иной государственной корпорации Кабинет Министров Украины издает Постановление о ее создании и Устав, где определены цели и предмет деятельности корпорации, юридический статус и участники, а также основные направления функционирования. Украинскую нормативно-правовую базу обеспечения государственных корпораций необходимо развивать для преодоления тех противоречий, которые сложились на данном этапе развития. Целесообразно издать такой нормативно-правовой акт, который бы, прежде всего, дал четкое и детализированное определение украинской государственной корпорации с учетом специфических особенностей экономической системы этой страны, чтобы в дальнейшем уточнить место государственных корпораций Украины в реализации социально-экономической политики страны. Тем не менее, что касается научных разработок, украинские ученые К.М. Владимиров, А.Ф. Рогальский, Н.Г. Чуйко и другие дали свою трактовку государственной корпорации, под которой понимают корпорацию, которая находится в государственной собственности и управлении, основана для администрирования определенных государственных программ [4, c. 378—379].
Таким образом, применив синергетическое сопоставление приведенных трактовок, можно определить государственную корпорацию как объединение юридических лиц, наделенное властными полномочиями, основанное государством в распорядительном порядке на основании акта уполномоченного государственного органа в целях осуществления управленческих функций общегосударственного характера и занятия предпринимательской деятельностью.
Государственные корпорации являются специфическим субъектом экономической системы, наделенным особыми возможностями хозяйственной деятельности, которые проявляются в их различных функциях. Чтобы достичь оптимального результата своей деятельности, государственные корпорации обладают соответствующими правами, обязанностями и полномочиями, которые отличают их от остальных экономических субъектов и играют немаловажную роль в их функционировании.
Итак, функции государственных корпораций условно делят на три группы:
- функции, которые связаны с формированием и использованием их имущества;
- организационно-координирующие функции (без властных полномочий);
- распорядительные, регулирующие и контрольные (основанные на властных полномочиях) [2, с. 101].
В этих функциях проявляется роль государственных корпораций в экономической системе государства как мощного инструмента повышения уровня экономического развития страны и стимулирования ее конкурентоспособности на мировом рынке. Как отмечают представители власти, создание государственной корпорации — это наиболее оптимальный в сложившихся условиях вариант консолидации отрасли, восстановления государственного контроля и управляемости в наиболее критических областях [6].
Также стоит отметить немаловажную роль, которую играют государственные корпорации в развитии информационно-технологического потенциала государства. Ресурсы, которые концентрированы в рамках государственных корпораций, позволяют не только достигать новых вершин в собственных разработках, но и осваивать зарубежные технологии. При постепенном вовлечении целых технологических цепочек улучшается общая ситуация с поставками материалов и комплектующих на отечественные предприятия, что значительно ускоряет и качественно совершенствует сам процесс производства. Также, использование прав на интеллектуальную собственность государством как одного из инструментов, обеспечивающих экономическую интеграцию, предусматривает четкую регламентацию этих прав именно в государственные корпорации.
Таким образом, в условиях преобладания рыночного типа экономических систем, государственные корпорации являются тем координирующим субъектом, представителем государственного сектора, который способен контролировать стратегически важные отрасли экономики страны и обеспечить межотраслевое перераспределение ресурсов и тем самым создать мощный потенциал для структурной модернизации экономики.
Список литературы:
- Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования / А.Н. Асаул // Регион: политика, экономика, социология. — 2006. № 1—2
- Банковское право России: учебник / А.Я. Курбатов. — М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. — 561 с.
- Бахтина Т.Н. Государственный сектор и государственные финансы: теоретические основы. Теоретичні проблеми формування нової стратегії розвитку національної економіки / Т.Н. Бахтина // БИЗНЕСИНФОРМ № 11(1). — 2009
- Владимиров К.М. Місцеві фінанси: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. за спец. «Фінанси». — К.М. Владимиров, Н.Г. Чуйко, О.Ф. Рогальський. — Херсон: Олді-плюс, 2009. — 352 c.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. — 602 с.
- Емельяненков А. «Росатом» во втором прочтении / А. Емельяненков // Российская газета, 9.11.2007. — № 251 (4514)
- Іващенко О.М. Адміністративно-правове регулювання корпоративних прав держави : дис. … канд. юр. наук : 12.00.07 / Іващенко Ольга Миколаївна. — Київ, 2008. — 189 c.
- Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.kleiner.ru/arpab/terekonomsist.html
- Концептуальные основы управления государственной собственностью — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.jourclub.ru/26/620/2
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. — Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI, 972 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ»