Статья:

РОЛЬ И МЕСТО ГОСКОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Конференция: I Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Чекардина Е.Ю., Гуцан Т.Г. РОЛЬ И МЕСТО ГОСКОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2.pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ И МЕСТО ГОСКОРПОРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Чекардина Елизавета Юрьевна
студент Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, г. Харьков
Гуцан Татьяна Григорьевна
научный руководитель, доцент Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, г. Харьков

В современном мире доминирующим типом хозяйствования является смешанная экономика как совмещение движущей силы конкуренции и нерыночных механизмов размещения ресурсов. В такой экономической системе все большее значение принимает деятельность государственного сектора.

В традиционном смысле под государствен­ным сектором понимают совокупность государственных предприятий и организаций, которые находятся под руководством государственных властей, владе­ющих ими частично или полностью [3, с. 7—9].

В ряде научных публикаций часто встречается расширенная трактовка понятия государственного сектора, в систему которого включают не только субъекты государственной собственности, но и структуры законодательной и исполнительной власти, а также систему финансов, которые обеспечивают управление, регулирование и материальное обеспечение функционирования национальной экономики. Также, учитывая современные условия развития системы общественных отношений, в структуру государственного сектора вводят информационные ресурсы как своеобразный объект собственности. Его роль в повышении эффективности экономической политики страны постепенно возрастает в современной эпохе [1, с. 120].

Итак, несмотря на видимое преобладание рыночных механизмов в современной экономике, государственный сектор выполняет такие важные функции, как обеспечение нормативно-правовых основ функционирования экономических субъектов, содействие достижению социально-экономической стабильности и высокой эффективности функционирования национальной экономики, регулирование внешних эффектов, стимулирование развития научно-технического прогресса, обеспечение национальной безопасности страны и, что очень важно, создание и развитие социально-экономических программ и планов развития национальной экономики.

В структуре государственного сектора выделяется корпоративный сектор, который определяет основу рыночной экономики в современном мире, а также ее конкурентоспособность. Корпоративный сектор представляет собой совокупность корпораций, предприятий акционерной формы собственности, которые могут объединять по вертикали или по горизонтали относительно самостоятельные производства, филиалы и предприятия.

Экономический строй многих индустриально развитых стран характеризуется доминированием корпоративного сектора. Например, во Франции, где традиционно в экономике занимал большую долю государственный сектор, широкого развития приобрела форма публичных корпораций и смешанных акционерных обществ, а также холдингов с комбинированным участием частного и государственного капитала [9]. В США институт государственных корпораций (независимых агентств) играет существенную роль в организации и стимулировании развития целых отраслей экономики [7, c. 68]. Таким образом, в современных условиях корпоративный сектор оказывает значительное влияние на политику всего государства. Такое утверждение целесообразно применить для определения роли крупных корпораций и их объединений, объемы производства которых можно сравнивать с мощью целого государства.

В системе корпоративного сектора функционируют корпоративные структуры, или корпорации. В научных трудах зарубежных и отечественных ученых встречаются различные трактовки понятия корпорации. Авторы самого известного экономического учебника К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю определяют корпорацию как юридическое лицо, которое может покупать ресурсы, владеть определенными активами, производить и продавать свою продукцию, брать в долг, давать кредиты, предъявлять судебный иск и выступать ответчиком, а также выполнять те функции, которыми наделены деловые предприятия любого другого типа; управление большинства таких корпораций осуществляют наемные менеджеры [10, с. 89]. Российский экономист Г.Б. Клейнер обозначил корпорацию как одну из наиболее распространенных форм организации крупного производства, основанную на совместном участии ее членов в деятельности этой организации и на ограниченной ответственности участников по долгам корпорации. Как форма организации предпринимательской деятельности, корпорация предусматривает долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих-менеджеров, работающих по найму [8]. Что касается взглядов представителей мировой научной мысли на значение корпоративного сектора в экономической системе, американский экономист Дж. Гэлбрейт утверждал, что корпорация — это единственно возможная в современных условиях форма организации производства, которая отвечает условиям процесса современной трансформации развитой рыночной системы хозяйствования в индустриальном обществе [5, с. 18—22].

Таким образом, на основе анализа данных трактовок этого понятия, корпорацию можно определить как организацию, которая признана юридическим лицом, основана на объединении капиталов (добровольных взносах), предусматривает долевое участие и осуществляет любую социально-полезную деятельность, а также характеризуется значительной концентрацией управленческих функций на высшем уровне иерархической структуры.

Кроме коммерческой формы организации корпоративных структур, существует форма государственных корпораций, которые являются собственностью государства [11]. Российская нормативно-правовая база четко определяет понятие государственной корпорации в статье 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [12].

Что касается нормативно-правового обеспечения деятельности государственных корпораций в Украине, законодательная база в данном направлении является недостаточно развитой. При основании той или иной государственной корпорации Кабинет Министров Украины издает Постановление о ее создании и Устав, где определены цели и предмет деятельности корпорации, юридический статус и участники, а также основные направления функционирования. Украинскую нормативно-правовую базу обеспечения государственных корпораций необходимо развивать для преодоления тех противоречий, которые сложились на данном этапе развития. Целесообразно издать такой нормативно-правовой акт, который бы, прежде всего, дал четкое и детализированное определение украинской государственной корпорации с учетом специфических особенностей экономической системы этой страны, чтобы в дальнейшем уточнить место государственных корпораций Украины в реализации социально-экономической политики страны. Тем не менее, что касается научных разработок, украинские ученые К.М. Владимиров, А.Ф. Рогальский, Н.Г. Чуйко и другие дали свою трактовку государственной корпорации, под которой понимают корпорацию, которая находится в государственной собственности и управлении, основана для администрирования определенных государственных программ [4, c. 378—379].

Таким образом, применив синергетическое сопоставление приведенных трактовок, можно определить государственную корпорацию как объединение юридических лиц, наделенное властными полномочиями, основанное государством в распорядительном порядке на основании акта уполномоченного государственного органа в целях осуществления управленческих функций общегосударственного характера и занятия предпринимательской деятельностью.

Государственные корпорации являются специфическим субъектом экономической системы, наделенным особыми возможностями хозяйственной деятельности, которые проявляются в их различных функциях. Чтобы достичь оптимального результата своей деятельности, государственные корпорации обладают соответствующими правами, обязанностями и полномочиями, которые отличают их от остальных экономических субъектов и играют немаловажную роль в их функционировании.

Итак, функции государственных корпораций условно делят на три группы:

  1. функции, которые связаны с формированием и использованием их имущества;
  2. организационно-координирующие функции (без властных полномочий);
  3. распорядительные, регулирующие и контрольные (основанные на властных полномочиях) [2, с. 101].

В этих функциях проявляется роль государственных корпораций в экономической системе государства как мощного инструмента повышения уровня экономического развития страны и стимулирования ее конкурентоспособности на мировом рынке. Как отмечают представители власти, создание государственной корпорации — это наиболее оптимальный в сложившихся условиях вариант консолидации отрасли, восстановления государственного контроля и управляемости в наиболее критических областях [6].

Также стоит отметить немаловажную роль, которую играют государственные корпорации в развитии информационно-технологического потенциала государства. Ресурсы, которые концентрированы в рамках государственных корпораций, позволяют не только достигать новых вершин в собственных разработках, но и осваивать зарубежные технологии. При постепенном вовлечении целых технологических цепочек улучшается общая ситуация с поставками материалов и комплектующих на отечественные предприятия, что значительно ускоряет и качественно совершенствует сам процесс производства. Также, использование прав на интеллектуальную собственность государством как одного из инструментов, обеспечивающих экономическую интеграцию, предусматривает четкую регламентацию этих прав именно в государственные корпорации.

Таким образом, в условиях преобладания рыночного типа экономических систем, государственные корпорации являются тем координирующим субъектом, представителем государственного сектора, который способен контролировать стратегически важные отрасли экономики страны и обеспечить межотраслевое перераспределение ресурсов и тем самым создать мощный потенциал для структурной модернизации экономики.

 

Список литературы:

  1. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования / А.Н. Асаул // Регион: политика, экономика, социология. — 2006. № 1—2
  2. Банковское право России: учебник / А.Я. Курбатов. — М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. — 561 с.
  3. Бахтина Т.Н. Государственный сектор и государственные финансы: теоретические основы. Теоретичні проблеми формування нової стратегії розвитку національної економіки / Т.Н. Бахтина // БИЗНЕСИНФОРМ № 11(1). — 2009
  4. Владимиров К.М. Місцеві фінанси: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. за спец. «Фінанси». — К.М. Владимиров, Н.Г. Чуйко, О.Ф. Рогальський. — Херсон: Олді-плюс, 2009. — 352 c.
  5. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: Terra Fantastica, 2004. — 602 с.
  6. Емельяненков А. «Росатом» во втором прочтении / А. Емельяненков // Российская газета, 9.11.2007. — № 251 (4514)
  7. Іващенко О.М. Адміністративно-правове регулювання корпоративних прав держави : дис. … канд. юр. наук : 12.00.07 / Іващенко Ольга Миколаївна. — Київ, 2008. — 189 c.
  8. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.kleiner.ru/arpab/terekonomsist.html
  9. Концептуальные основы управления государственной собственностью — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.jourclub.ru/26/620/2
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. — Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI, 972 с.
  11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)
  12. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ»