ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ В.В. ПУТИНА
Секция: 2. Политология
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ В.В. ПУТИНА
В современном российском обществе сформировалась вертикаль власти как модель политического управления, представляющая собой жесткую систему государственного управления при обусловленном подчинении нижних уровней власти верхним [1, с. 15].
Становление вертикали власти в России связывают с именем ее второго президента В.В. Путина, который через несколько дней после вступления в должность в 2000 году провозгласил свой политический курс укрепления вертикали власти: обвинив губернаторов в сепаратизме, превзошедшем все допустимые пределы, он предложил формировать Совет Федерации не из избранных народом глав регионов и руководителей региональных законодательных органов, а из «профессиональных сенаторов», выдвигаемых региональными властями. Затем В. Путин добивается для себя права отстранять от должности губернаторов и делит Россию на 7 федеральных округов во главе с назначенными им полпредами, надзирающими за губернаторами [5, с. 28].
После террористического акта в Беслане (2004 г.) В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. В 2005 году Государственная Дума, где конституционное большинство получила «Единая Россия», приняла закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам, а затем приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать президенту России своего кандидата на пост главы региона. Главы регионов стали массово вступать в «Единую Россию», провозглашенную партией власти.
Последующие решения, принимаемые В. Путиным на посту Президента России, решения, принятые Президентом России Д. Медведевым под влиянием В.Путина, привели к формированию вертикали власти, которой присущи следующие признаки.
- Отстранение гражданского общества от участия в политическом управлении
Основным институтом политической власти является государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов [4, с. 9]. Одним из основных принципов функционирования политической власти в демократическом обществе является принцип отделения гражданского общества от публичной власти. Реализация этого принципа приводит к соревновательности и конкуренции в ходе выборов, позволяет гражданскому обществу контролировать деятельность государственных властных органов, осуществлять рекрутирование своих представителей в государственную систему политического управления.
В современном российском обществе гражданское общество все больше и больше отстраняется от политического управления, в первую очередь, за счет изменения избирательного законодательства в сторону сокращения непосредственного прямого голосования. Напрямую непосредственным голосованием мы выбираем Президента России, часть депутатов регионального законодательного органа власти, на муниципальном уровне — глав некоторых муниципальных поселений и депутатов законодательного органа местного самоуправления. Выборы по партийным спискам есть форма опосредованного голосования, при котором гражданин отдает свой голос либо политической партии, либо понравившемуся ему лидеру партийного списка.
Отстранению гражданского общества от участия в политическом управлении при вертикали власти, способствует увеличение срока пребывания Президента РФ на своем посту до 6 лет, полномочий Государственной Думы до 5 лет. Как известно, выборы это форма волеизъявления граждан и политического участия населения в политической жизни, которая является своеобразной формой контроля гражданского общества за властью: поддерживают граждане существующий политический режим, согласны с политикой правящей элиты они голосуют «за»; отдавая свои голоса оппозиции, население выражает несогласие с политикой и деятельностью нынешней власти. Увеличив сроки «отчета» перед населением, В. Путин и «Единая Россия» удлиняют тем самым время своего пребывания у власти.
- Вовлечение в прямое политическое управление политической партии в лице «Единой России».
Политическая партия в демократическом обществе является практически единственным элементом гражданского общества, активно и непосредственно участвующем в политической жизни, она является действенным субъектом политики и элементом политической системы. Однако, в прямом политическом управлении, наряду с государственными публичными органами, политическая партия участвовать не может, иначе нарушается баланс между государством и гражданским обществом, что приводит к тоталитаризму (как было в СССР) или авторитаризму.
Политическая партия участвует в политическом управлении опосредованно, через своих представителей, рекрутированных в органы государственной власти по итогам выборов. В демократическом обществе в борьбе за политическую власть партия, как общественная организация и элемент гражданского общества, как союз идейных единомышленников в случае победы на выборах не приходят к власти в государстве, не становится субъектом политической власти, а управляет страной руками своих членов. Феномен политической партии в том и заключается, что являясь субъектом политики, важным элементом политической системы, стремясь к завоеванию власти в государстве, она не участвует в политическом управлении непосредственно как субъект, а действует опосредованно.
В современной действительности «Единая Россия» присваивает себе все больше и больше полномочий, практически реализовав свою программу «от партии для власти — к партии власти».
- Государственная вертикаль власти подчиняет себе местное самоуправление.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление формируется непосредственно гражданами на основе прямого волеизъявления и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Норма, провозглашенная Конституцией РФ, практически не реализована потому, что другие правовые нормы не развивают это положение. Не способствует развитию самостоятельности муниципальных органов власти способ взимания и распределения налогов, система финансирования деятельности местного самоуправления по реализации своих полномочий. Законодательство в области выборов, уменьшая количество прямых форм голосования, способствует возрастанию пассивности населения отстранение его от непосредственного решения насущных вопросов.
- Вертикаль власти активно использует в своих целях гражданское общество.
Накануне выборов в Государственную Думу в мае 2011 года был образован Общероссийский Народный фронт (ОНФ), в состав которого вошли многие общественные организации и беспартийные граждане. Инициатором его создания является В. Путин, который заявлял, что народный фронт это известный и распространенный в мире инструмент объединения близких по духу политических сил для участия в выборах и в России он послужит для притока новых лиц , свежих идей и предложений. ОНФ активно участвовал в предвыборной борьбе за место в Государственной Думе и за пост Президента РФ, не имея ни устава, ни программы, ни регистрации в виде общественной организации или движения, являясь таковым де-факто. В соответствии с политической теорией, ОНФ является общественным движением — объединение общественных организаций и, в случае официальной регистрации, может являться элементом гражданского общества. В настоящее время ОНФ показывает стремление не только игнорировать правовые нормы и государственные институты, но и поставить себя над ними, используя поддержку со стороны В. Путина.
- Вертикаль власти сохраняет сырьевую модель российской экономики, как основы государства.
Осуществляя всеобъемлющее руководство всеми сферами общественной жизни, вертикаль власти активно влияет на экономику России. Правительственная «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», так называемая «Стратегия 2020» похожа на стратегию построения коммунизма в СССР: сегодня надо потерпеть, преодолеть трудности, а в будущем заживём счастливо и богато. Фундаментом расчета богатой и счастливой жизни (к 2020 году 50—55 % населения будет принадлежать к среднему классу) является достаточно высокая цена на нефть — основной источник наполнения бюджета. Фундамент не очень надежный, так как зависит о колебания цены на углеводороды, а в случае ее падения, снижения спроса на нефть и газ, бюджет не сможет выполнить социальные обещания вертикали власти.
В экономике современной России методы тотального государственного контроля и регулирования все больше заменяют рыночные механизмы, что не может влиять благоприятно на развитие экономики, ее конкурентоспособность [2, с. 4]. Снижение уровня конкуренции обосновывается необходимостью защиты отечественного производителя, национальных интересов, экономической безопасностью. Однако, складывается впечатление, что в разряд «отечественных» производителей попадают те компании, чьи владельцы лояльны к власти, такие как хозяева газонефтяного комплекса, которые сделали страну заложницей своих интересов: россияне платят за продукцию топливно-энергетического монстра столько же, сколько платит население европейских стран, не имеющих своей нефти и значительно больше, чем население США и Европы при несопоставимых доходах того же населения. Этот факт подтверждает то, что каждодневные потребности рядовых граждан отодвинуты на третий план, а власть не имеет обязанности по защите населения, ссылаясь на рыночные основы экономики.
Таким образом, формирующемуся в России гражданскому обществу нужны поддержка государства в виде реформы политической системы, широкого вовлечения населения в общественно-политическую жизнь, привлечения гражданского общества к участию в политическом управлении, развития реального общественного самоуправления, модернизации экономики и перехода от вертикального к горизонтальному диалогу власти и населения.
Список литературы:
- Алексеева А.В. Гражданское общество и публичная политика: идейные истоки и современность/ А.В. Алексеева. — Общество: политика, экономика, право, 2010. — № 2. — С. 14—17.
- Галкина Е.В., Косов Г.В. Укрепление вертикали власти и проблемы развития гражданского общества в РФ/ Е.В. Галкина, Г.В. Косов. — Власть, 2009. — № 9. — С. 3—5.
- Ильин И.А. Состоялось ли гражданское общество в России?/ И.А. Ильин. — Социологические исследования, 2007. — № 1. — С. 24—27.
- Орлов И.Б. Политическая система как фактор успеха страны / И.Б. Орлов. — ПОЛИС, 2010. — № 2. — С. 6—14.
- Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007—2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации (Часть I)/ С.П. Перегудов. — ПОЛИС, 2009. —№ 2. — С. 23—38.