ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВА «СЕВЕРНОЙ МОДЕЛИ»: ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ
Секция: 4. Социология
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВА «СЕВЕРНОЙ МОДЕЛИ»: ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ
Планирование понимается в различных смыслах. Во-первых, это мыслительный процесс человека. Во-вторых, планирование может пониматься как социальный процесс. Об этом пишет Гай Банвенисте в своей книге «Овладение политикой планирования» [1]. Он показывает, что процесс планирования — процесс согласования различных интересов. Действительно, чтобы что-то планировать, необходимо наличие более одного субъекта, отсюда можно сделать вывод о том, что планирование — это социальный процесс. Планирование может пониматься и как политический процесс. Ключевым признаком политический отношений являются вертикальные отношения, то есть отношения власти (это существенно отличает политические отношения от социальных, где возможны горизонтальные отношения). Когда какой-либо субъект получает властные полномочия, планирование становится политическим процессом. Чаще всего планирование понимается как экономический процесс и связывается с понятием плановой экономики. В данном случае в планировании участвуют экономические показатели, например, распространенный в СССР пятилетний план. Однако полностью сводить планирование к экономическому процессу было бы некорректно. В самом общем смысле планирование — это механизм «увязки» потребностей и возможностей.
Если определять Финляндию к какому-либо типу планирования, то мы придем к выводу, что она относится к регулятивному типу. В рамках такого типа сосуществует государство и рыночная экономика. При этом у каждого есть определенные зоны, где они могут доминировать. Так, государство управляет государственной собственностью, а рынок руководит рыночными механизмами. Появляется много субъектов планирования. С одной стороны, слегка доминирует государство, являясь координатором интересов, но с другой стороны, помимо государство играет большую роль частный бизнес, в особенности крупный. Достоинствами данного типа можно считать идеологию развития потребностей людей, свободу предпринимательской деятельности, задействование рыночной экономики, при которой обеспечивается хорошее инновационное развитие, например, за счет частных игроков.
Социальное развитие в Финляндии входит в компетенцию Министерства Здравоохранения и Социального Обеспечения, которое регулярно предоставляет планы, программы и стратегии, которые публикуются на официальном сайте на двух языках: финском и английском. В компетенцию министерства входят следующие задачи: социальные услуги и услуги в области здравоохранения, продвижение благосостояния и здоровья, социальное страхование, личное страхование, профессиональная безопасность и здоровье, а также гендерное равенство. Финляндия ставит своей целью построение «государства всеобщего благосостояния» («Северная модель»), которое обычно ассоциируется со Скандинавскими странами. Период с 1960 по 1990 можно назвать периодом строительства государства всеобщего благосостояния. В течение XX-ого века Финляндия стала поспевать за другими наиболее развитыми странами Западной Европы в вопросах, касающихся качества жизни [2, с. 8]. Первая важная реформа всеобщего благосостояния, согласованная организациями рынка труда, произошла в 1962-ом году. Это была установленная законом программа пенсионного обеспечения, основанная на доходах (State Earnings Related Pension Scheme, или SERPS — название, принятое в Финляндии и Великобритании). Северные страны были признаны государствами с одними из самых сильных гражданских обществ, а Финляндию вообще звали «страной ассоциаций». Гражданское общество — необычайно важный фактор экономического развития. Во-первых, гражданское общество распространяет полезную информацию среди членов. Эта информация обычно способствует созданию человеческого капитала, который необходим для экономического развития. Во-вторых, гражданские ассоциации усиливают солидарность среди своих членов и способствуют атмосфере доверия. В этом случае меньший риск эксклюзии «аутсайдеров» из, например, услуг в области социального обеспечения. В любом случае, считается, что сильно развитое гражданское общество явилось положительной силой экономического и социального развития Финляндии [2, с. 10].
По существу, государство такой модели создает и поддерживает законное основание общества, и его поведение очень важно в развитии общества, согласно институциональной концепции экономической теории. И государство, и политическая система важны для развития государства всеобщего благосостояния. Эгалитарная политика, прочные службы социального обеспечения, равные возможности бесплатного образования, гендерное равенство, поддержка экономического подъема и другие факторы способствуют такому государству [2, с. 13].
В этой связи планирование социального развития имеет широкое применение. Планирование социального развития в Финляндии находится на качественном уровне, поэтому мы полагаем, что изучение финского опыта важно для России. На практике, изучив опыт планирования в Финляндии, можно применить его в нашей стране.
Представляется интересным рассмотреть несколько планов, например, образовательный план 2011—2016 — он актуален и на сегодняшний день, гендерный план — планирование в области гендерных отношений, стратегию социальной политики и политики в области здравоохранения (2020), которые были представлены Министерством Здравоохранения и Социального Обеспечения Финляндии.
Одним из важных документов в планировании социального развития Финляндии является стратегия социального развития — 2020. Обобщая, у данной социальной стратегии есть множество индикаторов, позволяющих идти к цели построения все более сильного государства всеобщего благосостояния с обществом устойчивого развития. Эти индикаторы показывают, что нужно изменить, улучшить или же снизить. К ним можно отнести следующие: уровень рождаемости, уровень занятости, средняя продолжительность жизни, коэффициент экономической зависимости, процентное соотношение людей, страдающих ожирением в обществе, потребление алкоголя, соотношение зарплаты мужчин и женщин, бездомные люди, разница в доходах, риск бедности, иммигранты, жестокие преступления, эпидемии и болезни и другие. Эти индикаторы — социальные проблемы, которое правительство будет решать к 2020-ому году согласно данной стратегии. Ключевыми являются три момента в стратегии: базис благосостояния — социальная политика и политика в области здравоохранения, улучшение условий труда, финансирование социальной защиты населения; доступ к благам для всех — устранение социальных различий в сфере благосостояния и здравоохранения; здоровая и безопасная среда обитания [5, с. 4].
В документе, посвященном этой стратегии, авторы «рисуют картину» Финляндии в 2020 году. Финляндия в 2020 представляется авторам энергичным обществом с устойчивым развитием. Равенство, ментальное и материальное благосостояние, гендерное равенство, социальная и экономическая устойчивость дополняет сбалансированность развития общества. Общество устойчивого развитие требует функционирования системы социальной защиты, которая помогает жителям справляться с рисками в жизни. У каждого есть право на социальное благосостояние, равное вовлечение в социальное партнерство и хорошее здоровье [5, с. 5].
Как пример можно привести демографическую проблему. Из-за роста численности населения планируется увеличить государственные расходы. Так как уменьшается количество работающего населения, безработица должна свестись к минимуму. Планируется способствование увеличению привлекательности рабочей жизни за счет улучшения условий труда и благополучия на рабочем месте. Чем лучше люди будут чувствовать себя на работе, тем более продуктивно они будут работать.
Равенство между женщинами и мужчинами — важный аспект социальной политики и предпосылка создания справедливого общества. Во многих областях Финляндия показывает успешный опыт реализации этой политики и считает планирование в этой области необъемлемой частью. Стремление к гендерному равенству — продолжительные попытки де факто добиться гендерного равенства.
В 2012 году правительство опубликовало очередной план действий в области гендерного равенства на 2012—2015 года. План руководствуется следующими принципами правительственной программы: снижение уровня бедности, неравенства и социальной эксклюзии, консолидация государственных финансов, упор на устойчивый экономический рост, занятость и конкуренцию. Целями плана является улучшение законодательства в области гендерных отношений, продвижение гендерного равенства и предотвращение дискриминации в рабочей сфере, снижение разницы в зарплате между мужчинами и женщинами (gender pay gap), помощь в совмещении работы и семейной жизни. Также важным правительство отмечает продвижение развития карьер женщин и увеличение равного представительства обоих полов в принятии решений как в государственном, так и в частном секторе. Устранение гендерной сегрегации в образовании и исследовательской деятельности — еще одна стратегическая цель [3, с. 17].
Хочется привести несколько примеров из гендерного плана. Во-первых, чтобы позволить финнам совмещать работу и семейную жизнь — то есть, с одной стороны, быть полезными для экономики, а с другой — для демографии, будут приняты различные меры по поощрении отцов брать отпуска по уходу за ребенком и создание более гибкой системы дошкольных учреждений. Пересмотрена будет плана за социальное обслуживание детей в дневное время. Для отцовских отпусков будут создаваться квоты. Стратегия финнов — поощрять и мотивировать. Если они поставили цель, например, улучшить экономическое положение граждан или же демографическую ситуацию, они будут действовать «изнутри», то есть начнут с самих людях.
В образовательной сфере планируются меры по минимизированию гендерных различий в образовании, по увеличению участия в образовании и завершению учебы. Равные образовательные возможности, как считает Финское государство, — залог укрепления благосостояния. Реформирование в системе образования Финляндия считает стратегическом шагом к становлению государства всеобщего благосостояния [4, с. 9].
Планирование является мощным инструментом для достижения целей. Оно помогает, с одной стороны, понять, какие проблемы существуют, что нужно сделать для их решения и, с другой стороны, планирование распределяется обязанности между различными структурами за решение этих проблем. Все меры по планированию являются задачами для выполнения главной цели — построения все более сильного государства всеобщего благосостояния. Те меры, которые описаны в планах, свидетельствуют, с одной стороны, о наличии множества социальных проблем в финском обществе, но с другой стороны, о желании эти проблемы исправить. Равенство в доступе к благам видится финнам залогом успешного экономического роста. Поощрение участия в образовании всех жителей страны, поощрение равного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами и поощрение работать всех трудоспособных граждан является, по мнению финского правительства, главной целью, чтобы достичь высоких показателей в экономической и социальной стабильности.
Список литературы:
- Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 303 с.
- Fellman S., Hjerppe R., Hjerppe R. Does a strong state create a welfare state? — The case of Finland, Economic anв Social History Department of Economic and Political Studies, University of Helsinki
- Government Action Plan for Gender Equality 2012—2015, Ministry of Social Affairs and Health, Helsinki, 2012
- Education and Research 2011—2016. A development plan. Ministry of Education and Culture, Helsinki, 2012
- Socially Sustainable Finland 2020. Strategy for social and health policy, Ministry of Social Affairs and Health, Helsinki, 2011