Статья:

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВА «СЕВЕРНОЙ МОДЕЛИ»: ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Бондаренко В.А. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВА «СЕВЕРНОЙ МОДЕЛИ»: ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(2).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВА «СЕВЕРНОЙ МОДЕЛИ»: ПРИМЕР ФИНЛЯНДИИ

Бондаренко Варвара Алексеевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург
Ушакова Валентина Григорьевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург

 

Планирование понимается в различных смыслах. Во-первых, это мыслительный процесс человека. Во-вторых, планирование может пониматься как социальный процесс. Об этом пишет Гай Банвенисте в своей книге «Овладение политикой планирования» [1]. Он показывает, что процесс планирования — процесс согласования различных интересов. Действительно, чтобы что-то планировать, необходимо наличие более одного субъекта, отсюда можно сделать вывод о том, что планирование — это социальный процесс. Планирование может пониматься и как политический процесс. Ключевым признаком политический отношений являются вертикальные отношения, то есть отношения власти (это существенно отличает политические отношения от социальных, где возможны горизонтальные отношения). Когда какой-либо субъект получает властные полномочия, планирование становится политическим процессом. Чаще всего планирование понимается как экономический процесс и связывается с понятием плановой экономики. В данном случае в планировании участвуют экономические показатели, например, распространенный в СССР пятилетний план. Однако полностью сводить планирование к экономическому процессу было бы некорректно. В самом общем смысле планирование — это механизм «увязки» потребностей и возможностей.

Если определять Финляндию к какому-либо типу планирования, то мы придем к выводу, что она относится к регулятивному типу. В рамках такого типа сосуществует государство и рыночная экономика. При этом у каждого есть определенные зоны, где они могут доминировать. Так, государство управляет государственной собственностью, а рынок руководит рыночными механизмами. Появляется много субъектов планирования. С одной стороны, слегка доминирует государство, являясь координатором интересов, но с другой стороны, помимо государство играет большую роль частный бизнес, в особенности крупный. Достоинствами данного типа можно считать идеологию развития потребностей людей, свободу предпринимательской деятельности, задействование рыночной экономики, при которой обеспечивается хорошее инновационное развитие, например, за счет частных игроков.

Социальное развитие в Финляндии входит в компетенцию Министерства Здравоохранения и Социального Обеспечения, которое регулярно предоставляет планы, программы и стратегии, которые публикуются на официальном сайте на двух языках: финском и английском. В компетенцию министерства входят следующие задачи: социальные услуги и услуги в области здравоохранения, продвижение благосостояния и здоровья, социальное страхование, личное страхование, профессиональная безопасность и здоровье, а также гендерное равенство. Финляндия ставит своей целью построение «государства всеобщего благосостояния» («Северная модель»), которое обычно ассоциируется со Скандинавскими странами. Период с 1960 по 1990 можно назвать периодом строительства государства всеобщего благосостояния. В течение XX-ого века Финляндия стала поспевать за другими наиболее развитыми странами Западной Европы в вопросах, касающихся качества жизни [2, с. 8]. Первая важная реформа всеобщего благосостояния, согласованная организациями рынка труда, произошла в 1962-ом году. Это была установленная законом программа пенсионного обеспечения, основанная на доходах (State Earnings Related Pension Scheme, или SERPS — название, принятое в Финляндии и Великобритании). Северные страны были признаны государствами с одними из самых сильных гражданских обществ, а Финляндию вообще звали «страной ассоциаций». Гражданское общество — необычайно важный фактор экономического развития. Во-первых, гражданское общество распространяет полезную информацию среди членов. Эта информация обычно способствует созданию человеческого капитала, который необходим для экономического развития. Во-вторых, гражданские ассоциации усиливают солидарность среди своих членов и способствуют атмосфере доверия. В этом случае меньший риск эксклюзии «аутсайдеров» из, например, услуг в области социального обеспечения. В любом случае, считается, что сильно развитое гражданское общество явилось положительной силой экономического и социального развития Финляндии [2, с. 10].

По существу, государство такой модели создает и поддерживает законное основание общества, и его поведение очень важно в развитии общества, согласно институциональной концепции экономической теории. И государство, и политическая система важны для развития государства всеобщего благосостояния. Эгалитарная политика, прочные службы социального обеспечения, равные возможности бесплатного образования, гендерное равенство, поддержка экономического подъема и другие факторы способствуют такому государству [2, с. 13].

В этой связи планирование социального развития имеет широкое применение. Планирование социального развития в Финляндии находится на качественном уровне, поэтому мы полагаем, что изучение финского опыта важно для России. На практике, изучив опыт планирования в Финляндии, можно применить его в нашей стране.

Представляется интересным рассмотреть несколько планов, например, образовательный план 2011—2016 — он актуален и на сегодняшний день, гендерный план — планирование в области гендерных отношений, стратегию социальной политики и политики в области здравоохранения (2020), которые были представлены Министерством Здравоохранения и Социального Обеспечения Финляндии.

Одним из важных документов в планировании социального развития Финляндии является стратегия социального развития — 2020. Обобщая, у данной социальной стратегии есть множество индикаторов, позволяющих идти к цели построения все более сильного государства всеобщего благосостояния с обществом устойчивого развития. Эти индикаторы показывают, что нужно изменить, улучшить или же снизить. К ним можно отнести следующие: уровень рождаемости, уровень занятости, средняя продолжительность жизни, коэффициент экономической зависимости, процентное соотношение людей, страдающих ожирением в обществе, потребление алкоголя, соотношение зарплаты мужчин и женщин, бездомные люди, разница в доходах, риск бедности, иммигранты, жестокие преступления, эпидемии и болезни и другие. Эти индикаторы — социальные проблемы, которое правительство будет решать к 2020-ому году согласно данной стратегии. Ключевыми являются три момента в стратегии: базис благосостояния — социальная политика и политика в области здравоохранения, улучшение условий труда, финансирование социальной защиты населения; доступ к благам для всех — устранение социальных различий в сфере благосостояния и здравоохранения; здоровая и безопасная среда обитания [5, с. 4].

В документе, посвященном этой стратегии, авторы «рисуют картину» Финляндии в 2020 году. Финляндия в 2020 представляется авторам энергичным обществом с устойчивым развитием. Равенство, ментальное и материальное благосостояние, гендерное равенство, социальная и экономическая устойчивость дополняет сбалансированность развития общества. Общество устойчивого развитие требует функционирования системы социальной защиты, которая помогает жителям справляться с рисками в жизни. У каждого есть право на социальное благосостояние, равное вовлечение в социальное партнерство и хорошее здоровье [5, с. 5].

Как пример можно привести демографическую проблему. Из-за роста численности населения планируется увеличить государственные расходы. Так как уменьшается количество работающего населения, безработица должна свестись к минимуму. Планируется способствование увеличению привлекательности рабочей жизни за счет улучшения условий труда и благополучия на рабочем месте. Чем лучше люди будут чувствовать себя на работе, тем более продуктивно они будут работать.

Равенство между женщинами и мужчинами — важный аспект социальной политики и предпосылка создания справедливого общества. Во многих областях Финляндия показывает успешный опыт реализации этой политики и считает планирование в этой области необъемлемой частью. Стремление к гендерному равенству — продолжительные попытки де факто добиться гендерного равенства.

В 2012 году правительство опубликовало очередной план действий в области гендерного равенства на 2012—2015 года. План руководствуется следующими принципами правительственной программы: снижение уровня бедности, неравенства и социальной эксклюзии, консолидация государственных финансов, упор на устойчивый экономический рост, занятость и конкуренцию. Целями плана является улучшение законодательства в области гендерных отношений, продвижение гендерного равенства и предотвращение дискриминации в рабочей сфере, снижение разницы в зарплате между мужчинами и женщинами (gender pay gap), помощь в совмещении работы и семейной жизни. Также важным правительство отмечает продвижение развития карьер женщин и увеличение равного представительства обоих полов в принятии решений как в государственном, так и в частном секторе. Устранение гендерной сегрегации в образовании и исследовательской деятельности — еще одна стратегическая цель [3, с. 17].

Хочется привести несколько примеров из гендерного плана. Во-первых, чтобы позволить финнам совмещать работу и семейную жизнь — то есть, с одной стороны, быть полезными для экономики, а с другой — для демографии, будут приняты различные меры по поощрении отцов брать отпуска по уходу за ребенком и создание более гибкой системы дошкольных учреждений. Пересмотрена будет плана за социальное обслуживание детей в дневное время. Для отцовских отпусков будут создаваться квоты. Стратегия финнов — поощрять и мотивировать. Если они поставили цель, например, улучшить экономическое положение граждан или же демографическую ситуацию, они будут действовать «изнутри», то есть начнут с самих людях.

В образовательной сфере планируются меры по минимизированию гендерных различий в образовании, по увеличению участия в образовании и завершению учебы. Равные образовательные возможности, как считает Финское государство, — залог укрепления благосостояния. Реформирование в системе образования Финляндия считает стратегическом шагом к становлению государства всеобщего благосостояния [4, с. 9].

Планирование является мощным инструментом для достижения целей. Оно помогает, с одной стороны, понять, какие проблемы существуют, что нужно сделать для их решения и, с другой стороны, планирование распределяется обязанности между различными структурами за решение этих проблем. Все меры по планированию являются задачами для выполнения главной цели — построения все более сильного государства всеобщего благосостояния. Те меры, которые описаны в планах, свидетельствуют, с одной стороны, о наличии множества социальных проблем в финском обществе, но с другой стороны, о желании эти проблемы исправить. Равенство в доступе к благам видится финнам залогом успешного экономического роста. Поощрение участия в образовании всех жителей страны, поощрение равного разделения обязанностей между мужчинами и женщинами и поощрение работать всех трудоспособных граждан является, по мнению финского правительства, главной целью, чтобы достичь высоких показателей в экономической и социальной стабильности.

 

Список литературы:

  1. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 303 с. 
  2. Fellman S., Hjerppe R., Hjerppe R. Does a strong state create a welfare state? — The case of Finland, Economic anв Social History Department of Economic and Political Studies, University of Helsinki
  3. Government Action Plan for Gender Equality 2012—2015, Ministry of Social Affairs and Health, Helsinki, 2012
  4. Education and Research 2011—2016. A development plan. Ministry of Education and Culture, Helsinki, 2012
  5. Socially Sustainable Finland 2020. Strategy for social and health policy, Ministry of Social Affairs and Health, Helsinki, 2011