Статья:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ДЕТСКИХ САДОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Чернышев Д.Н., Сидельникова А.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ДЕТСКИХ САДОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(2).pdf (дата обращения: 12.06.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ДЕТСКИХ САДОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Чернышев Денис Николаевич
студент 2 курса Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики, г. Пермь
Сидельникова Александра Андреевна
студент 2 курса Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики, г. Пермь
Шеина Марина Витальевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент кафедры экономической теории НИУ ВШЭ, г. Пермь

 

Всем известно, что в 90-е годы прошлого века в России наблюдался демографический кризис. Рождаемость резко снизилась, часть детских садов власти были вынуждены закрыть, а их помещения продать или передать в другие ведомства.

Когда же рождаемость снова начала расти, возникли огромные очереди в детские сады, а у властей не оказалось средств на строительство новых учреждений. В 2007 году ситуация была такова, что родители были вынуждены вставать в очередь на получение места в детском саду сразу после рождения ребенка, поскольку очередь могла длиться несколько лет. В противном случае, молодая семья рисковала остаться без места в детском саду, что вынуждало одного из родителей бросить работу и заниматься воспитанием ребенка или прибегнуть к услугам частного детского сада, что могут себе позволить далеко не все семьи.

Стала нарастать социальная напряженность, и перед правительством встал вопрос: как снизить волну недовольства. В итоге, данная проблема была обозначена в качестве одной из приоритетных и регионы получили указание немедленно найти решение. В работе будут подробно рассмотрены меры, предпринятые правительством Пермского края для решения данной проблемы.

В 2008 году в Пермском крае в очереди на получение места в детском саду находилось порядка 32 тыс. детей. Нарастало недовольство среди населения и требовалось немедленное решение, способное стабилизировать обстановку. Очевидно, что строительство новых дошкольных учреждений и расширение старых решило бы данную проблему, но правительство не имело в запасе ни достаточных средств, ни времени. Требовался механизм, при помощи которого можно было бы моментально снизить социальную напряженность.

По инициативе Олега Чиркунова в Пермском крае был введен проект «Мамин выбор», который предполагал выплату пособий тем семьям, чей ребенок в возрасте от 1.5 до 5 лет не посещает муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение. Проект реализовывался на условиях софинансирования: 50 % — из краевого бюджета и 50 % — из муниципального.

Главной целью проекта было объявлено сокращение очередности в детские сады и, как следствие, снятие социальной напряженности. Кроме того, данный проект должен был дать толчок к развитию негосударственных образовательных учреждений.

«Мамин выбор» был признан эффективным членами гражданского жюри на состоявшихся в Перми гражданских слушаниях по обсуждению результатов долгосрочной муниципальной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады». В общем и целом его цели были достигнуты: очереди были сокращены, а напряженность частично снята. Тем не менее, сам проект и его инициатор подверглись жесткой критике со стороны многих экспертов. Постараемся разобраться детально в последствиях реализации данного проекта.

Безусловно, данный проект несколько снизил напряженность вокруг проблемы нехватки мест в детских садах, что по нашему мнению и являлось главной его целью. Но он лишь временно замаскировал главную проблему данной сферы: нехватку детских дошкольных учреждений. Количество детских садов в регионе остается недостаточным, что особенно проявляется в крупных городах края, например в Перми. Кроме того, в регионе не наблюдается резкого роста количества частных детских садов, следовательно «Мамин выбор» не стал достаточным стимулом для предпринимателей заниматься данным видом деятельности.

В таблице, расположенной ниже (данные Пермьстат) приведены некоторые статистические данные о количестве дошкольных учреждений в Пермском крае. Мы видим, что с начала действия проекта «Мамин выбор» количество детских дошкольных учреждений не только не выросло, но даже сократилось, а очереди снизились, но на незначительную величину.

Таблица 1.

Число дошкольных образовательных учреждений в Пермском крае

 

2008

2009

2010

Число дошкольных образовательных учреждений, всего

964

892

833

в том числе:

 

 

 

в городах и поселках городского типа

647

605

561

в сельской местности

317

287

272

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях — всего, человек

127242

124689

122425

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

113

112

110

в том числе:

 

 

 

в городах и поселках городского типа

118

115

112

в сельской местности

99

101

101

 

 

Проанализировав статистические данные из различных источников и статьи, посвященные данной проблеме, мы сделали некоторые выводы. Начнем с того, что «Мамин выбор» был изначально ориентирован на семьи с низким достатком. Обеспеченные родители, как правило, не встают в очередь на получение места в детском саду, поскольку имеют возможность дать своему ребенку должное образование, а если же их ребенок не устроен в детский сад, то часто они прибегают к использованию услуг няни. Малообеспеченные родители, напротив, не имея возможности устроить ребенка в детский сад, вынуждены тратить время, которое они могли использовать на труд, на то, чтобы сидеть с ребенком дома. Для них пособие — это реальная помощь, потому что позволяет хотя бы частично снизить расходы на оплату услуг няни или частного детского сада.

Кроме того, в экономически отсталых районах Прикамья, в деревнях, поселках, где очень трудно найти работу, данная выплата может стать единственной статьей дохода семьи с ребенком дошкольного возраста, что подтолкнет родителей отдать предпочтение выплате, нежели месту для своего ребенка в детском саду. Намного хуже дела обстоят в неблагополучных семьях. Их дети зачастую находятся без присмотра, а данный проект даст их родителям дополнительные средства, которые будут потрачены совсем не на обучение их ребенка, а на приобретение алкоголя или наркотиков. Если дети из таких семей уже посещают детский сад, то вполне возможно, что, желая получить пособие, родители расторгнут договор с детским садом и заберут детей. Результатом обоих примеров будет являться то, что группы в детских садах перестанут заполняться, а учреждения будут признаны неэффективными. Действительно, если мы обратимся к Таблице 1, то увидим, что в сельской местности численность детских садов снизилась, а количество детей на одно место возросла.

В таблице ниже мы видим, что размер пособия по проекту «Мамин выбор» с 2011 по 2012 годы увеличился, а значит, что денежная компенсация возможно еще больше подтолкнула неблагополучные семьи к отказу от детских садов. Следовательно, со стороны органов власти должен осуществляться контроль над тем, как используются выделенные пособия.

Таблица 2.

Размер пособий по проекту «Мамин выбор»

Муниципальное образование

Сумма пособия, руб.

Прирост

2011 год

2012 год

Ординский район

1115

от 1115 до 4682

3567

Губахинский район

1000

от 1000 до 3000

2000

Бардымский район

1500

2500

1000

Оханский район

от 600 до 2000

от 1479 до 2000

879

ЗАТО Звездный

2270

3100

830

Чусовской район

1320

2000

680

Березовский район

1000

1500

500

Гайнский район

1500

2000

500

Кишертский район

от 300 до 2021

от 400 до 2201

от 100 до 200

Краснокамский район

2320

2495

175

Источник: администрация губернатора Пермского края

 

 

Таким образом, нельзя не согласиться со словами профессора, доктора экономических наук, завлабораторией институционального анализа экономического факультета МГУ Виталия Тамбовцева: «Детские субсидии должны стать более адресными и контролируемыми с точки зрения целевого использования, иначе компенсация превратится в пособие по безработице».

Автор проекта не мог не знать о том, что большинство семей не будут использовать пособия по прямому назначению, поэтому встает вопрос о том, почему не осуществлялся контроль над использованием выделенных на образование детей средств. Ведь по факту, муниципальные и краевые власти спонсировали безработицу, а в некоторых случае даже алкоголизм.

Как было сказано выше, «Мамин выбор» должен был стать толчком к созданию частных дошкольных учреждений, но при всем при этом, деятельность таких учреждений и контроль над ними связана с проблемами в законодательстве, так как это относительно новый бизнес для России. Следовательно, правительством должна была быть подготовлена некоторая законодательная база непосредственно перед запуском проекта. Безусловно, в то время, когда стал осуществляться данный проект, некоторое количество таких заведений все-таки открылось. Но большинство таких детских садов работают без лицензии и регистрации и редко напоминают привычный детский сад. Условия в таких учреждениях оставляют желать лучшего, а родители вынуждены доверять своих детей неквалифицированному персоналу, не имея других альтернатив. В Перми существует ряд частных детских садов с превосходными условиями и высококлассными педагогами, но большинство семей не могут себе позволить отдать туда ребенка за неимением достаточных средств. В результате мы имеем детей, которые находятся в опасности, пребывая в нелицензированных детских садах, и людей, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью, что может отрицательно повлиять на здоровье детей и на экономику края.

Как уже упоминалось, проект подвергся обоснованной критике со стороны многих экспертов, поэтому в подтверждение своих аргументов мы привели мнения некоторых из них.

В своем официальном заявлении, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков заявил, что проект «Мамин выбор» привел к грубому нарушению прав ребенка на получение дошкольного образования, поскольку стимулировал перевод детей из муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждений и лишал их возможности получения качественного образования. В этом заключается еще одно упущение данного проекта.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин назвал данный проект «купированием проблемы» и заявил, что одним из своих приоритетов он считает строительство детских садов. Краевое финансирование данного проекта прекращено и передано в руки органов местной власти, которые смогут осуществлять выплаты за счет перераспределения полномочий между регионом и муниципалитетами, которые теперь будут располагать большей долей НДФЛ. Мы предполагаем, что в скором времени муниципалитеты откажутся от данного проекта, поскольку такое распределение средств бюджета является неэффективным.

Опыт других регионов показал, что необходимой мерой по преодолению проблемы нехватки мест в детских садах является их строительство. Так, в данный момент в Красноярске идут работы по строительству сразу десяти современных детских садов, которые будут располагаться в новых быстроразвивающихся районах города. На данный момент в городе уже создано более 2500 тысяч новых мест в дошкольных учреждениях и, по словам исполняющего обязанности главы города, Эдхама Акбулатова, это хороший результат.

В ноябре 2012 года руководство страны заявило, что к 2016 году планируется окончательно искоренить нехватку мест в детских садах. Для решения проблемы правительство обещает дать серьезную прибавку к зарплате работниками дошкольных учреждений, а также ввести новые стандарты обучения.

Подводя итог, отметим, что, скорее всего проект «Мамин выбор» все же, не должен был (и не мог) полностью решить проблему с нехваткой мест в детских садах. Это мера была направлена на то, чтобы временно снять напряжение вокруг данной проблемы. Безусловно, социальное недовольство было частично снято, но при этом количество детских дошкольных учреждений еще больше снизилась, что еще сильнее усугубило главную проблему. Помимо этого, правительство края получило новые проблемы в виде использующихся не по назначению денежных средствах, выделенных на воспитание детей.

 

Список литературы:

  1. Газета.ру — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.gazeta.ru/social/2012/11/21/4862573.shtml
  2. Коммерсантъ Прикамье — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kommersant.ru/news/2005774
  3. Коммерсантъ Прикамье — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2006181
  4. Пермьстат — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/
  5. Респектабельная газета Конкурент — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.konkurent-krsk.ru/index.php?id=4333
  6. Российская газета — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2011/02/03/reg-permkray/maminvybor.html
  7. Эхо Москвы. Пермь — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.echoperm.ru/blog/expert/18/114/