Статья:

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Артюх Д.М. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(2).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Артюх Дарья Михайловна
студент Рубцовского института (филиала) Алтайского Государственного Университета, г. Рубцовск
Фролкин Виктор Степанович
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель Рубцовского института (филиала) Алтайского Государственного Университета, г. Рубцовск

В декабре 2012 г. Министерство Здравоохранения представило стратегию обеспечения населения России лекарствами до 2025 г., включающую планы по внедрению в стране системы лекарственного страхования, при которой государство будет компенсировать страдающим хроническими заболеваниями пациентам часть стоимости препаратов.

Впервые реальная перспектива введения системы обязательного и всеобщего лекарственного страхования в России появилась летом в 2008 г.: о ее запуске в 2010 году заявил премьер-министр Владимир Путин. Тогда же была обнародована и концепция: лекарственное страхование войдет в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), любой застрахованный в системе ОМС гражданин России будет иметь право на получение частично оплачиваемого лекарства по рецепту врача (Рис.1) [3].

 

Рисунок 1. Механизм работы лекарственного страхования

 

Сейчас в России получить бесплатные лекарства можно в больницах — такая статья расходов есть в системе ОМС. Также бесплатные лекарства сегодня получают льготники, число которых составляет 5,06 млн. человек. Остальные россияне платят за лекарства из собственных средств.

В результате проведения реформы здравоохранения в 2011 г., внедрение лекарственного страхования пришлось отложить до 2013 г. Сегодня Минздрав предлагает поэтапное введение лекарственного страхования для разных заболеваний.

В 2014 году в эту программу планируется включить больных артериальной гипертонией и язвенной болезнью желудка. При участии в системе лекарственного страхования 30 % таких пациентов и доле софинансирования в 50 % сумма соплатежей составит 11,7 млрд. руб. [2]

С 2015 года к программе будут подключены пациенты с ишемической болезнью сердца. При тех же условиях суммы соплатежей со стороны государства составят уже по 20,9 млрд. руб. В 2016 году лекарственное страхование планируется распространить еще на десяток болезней с объемом финансирования в 34 млрд. руб. [2]

Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) в 2015 г. прогнозируется в объеме около 1442 млрд. руб., в том числе страховые взносы по ОМС — 1441 млрд. руб. и 1 млрд. финансирование из федерального бюджета. Однако, в государственном бюджете до 2015 года не заложено финансирование внедрения системы лекарственного страхования, а в материалах Минздрава не содержится оценка расходов на эти цели. По мнению экспертов проект, в зависимости от числа потенциальных участников и объема их участия, может стоить государству от 100—500 млрд. руб. в год.

Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) еще в 2009 г. было проведено исследование «Национальное страхование здоровья», в котором были предложены варианты формирования бюджета на лекарственное страхование.

Проведем расчет всех вариантов финансирования лекарственного страхования при условиях:

1.  100 % населения имеет право на льготы, учитывающие все заболевания (только рецептурные препараты);

2.  цены на лекарства установлены на уровне текущих (на январь 2013 г. средняя стоимость одной упаковки лекарства составила 99,4 руб., а одного рецепта 700—750 руб. на человека)

3.  акциз на алкоголь — 600 руб/л (предположительно, потребление 1,15 млрд. л.)

4.  акциз на табак — 960 руб. за 1000 шт и 9 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1250 руб. за 1000 шт. (предположительно, потребление 13,86 млрд. пачек или 227,2 млрд. шт)

Вариант № 1 — незначительные налоги на алкоголь и табак, единый платеж в размере 1500 р. на единицу работающего населения [4].

Условия осуществления:

1.  Введение обязательного страхования с ежегодным взносом в размере 1500 рублей на единицу работающего населения (финансовый вклад от 50 % населения), правительство обеспечивает неработающее население;

2.  Дополнительные налоги на каждую сигарету — 25 копеек и алкоголь — 0,7—1 копейка на 1 мл.

 

Рисунок 2. Вариант № 1 формирования бюджета ФФОМС в 2015 г.

 

На Рис. 2 видим, что общий объем ФФОМС в 2015 г. должен составлять, с учетом лекарственного страхования 1942 млрд. руб. (1442 млрд. руб. прогнозируемый объем ФФОМС в 2015 г. и 500 млрд. руб. непосредственно на лекартсвенное страхование). Объем ежегодных взносов на единицу работающего населения составит 107 млрд. руб., поступления от акцизов, при увеличении ставок акцизов на табак и алкоголь на 25 коп. и 1 коп. соответствено, составят 81 млрд. руб. Таким образом, необходимы еще дополнительные средства на финансирование лекарственного страхования в размере 312 млрд. руб.

Вариант № 2 — незначительные налоги на алкоголь и табак, единый платеж в размере 1500 рублей на единицу населения в год [4].

Условия осуществления:

1.  Введение обязательного страхования с ежегодным взносом в размере 1500 рублей на единицу населения;

2.  Дополнительные налоги на каждую сигарету — 25 копеек и алкоголь — 0,7—1 копейка на 1 мл. (предположительно, потребление останется на уровне 2012 г.).

 

Рисунок 3. Вариант № 2 формирования бюджета ФФОМС в 2015 г.

 

На Рис. 3 видим, что объем ежегодных взносов на единицу населения составит 215 млрд. руб., поступления от акцизов составят 81 млрд. руб.

Дополнительные средства на финансирование лекарственного страхования необходимы в размере 204 млрд. руб.

Вариант №3 — увеличенные налоги на алкоголь и табак, единый платеж в размере 1500 рублей на единицу населения в год. [4]

Условия осуществления:

1.  Введение обязательного страхования с ежегодным взносом в размере 1500 рублей на единицу населения;

2.  Дополнительные налоги на каждую сигарету — 35 копеек и алкоголь — 2—3 копейки на 1 мл. (предположительно, потребление останется на уровне 2012 г.).

 

Рисунок 4. Вариант № 3 формирования бюджета ФФОМС в 2015 г.

 

На Рис. 4 видим, что объем ежегодных взносов на одного жителя составит 215 млрд. руб., поступления от акцизов составят 132 млрд. руб. Дополнительные средства на финансирование лекарственного страхования необходимы в размере 153 млрд. руб.

Таким образом, анализ предложенных вариантов финансирования лекарственного страхования показал, что ни при одном варианте не достигается необходимый объем бюджета. Однако, при всех вариантах поступивших средств будет достаточно для финансирования минимальной прогнозируемой годовой суммы страховых выплат в 100 млрд. руб., а при втором и третьем вариантах финансирования будет возможно произвести страховые выплаты на сумму в 300 млрд. руб.

Если учесть, что лекарственное страхование планируется включить в систему ОМС, то финансирование будет производиться по первому варианту, тогда государству необходимы средства объеме 393 млрд. руб. (107 млрд. руб. на страхование неработающего населения и 286 млрд. руб. непосредственно на страховые выплаты). Для достижения необходимого объема средств акцизы на алкоголь и табак должны быть увеличены минимум до 610 руб./л и 2370 руб. за 1000 шт и 10 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2800 руб. за 1000 шт.

На формирование ставок акцизов на алкоголь и табак на 2015 г. существенное влияние оказал Минфин, однако, Минздрав считает, что акцизы на табак должны быть гораздо выше, что положительно скажется на поступлениях в бюджет и на снижение потребления табачных изделий. Вероника Скворцова предлагает повысить акциз на табак в 2015 г. до 3400 руб. за 1000 шт и 10 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4000 руб. за 1000 шт. [1]

При таком размере акцизов в бюджет поступило бы 1150,38 млрд. руб., 35 % которых хватило бы для обеспечения лекарственного страхования в России.

 

Список литературы:

1.            Грицюк М. Сотня не предел // Российская газета. — 2012. № 5906(233)

2.           «Коммерсант» узнал о планах по внедрению в России лекарственного страхования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/08/09/insurance/

3.           Концепция лекарственного страхования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://1oms.ru/themes/trustmed2/material.asp?folder=1936&matID=2509

4.            Национальное страхование здоровья. Позитивное влияние на ВВП — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.myshared.ru/slide/202429/