ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВРАГА В СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»)
Секция: 1. История
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВРАГА В СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»)
С первой половины XX века огнестрельное оружие уступило место куда более страшному и опасному оружию — информационному. Информация всегда была самым ценным и эффективным инструментом в борьбе с противником, таковым остается по настоящее время. Информация как оружие предстает пред нами в образе пропаганды и агитации, в образе таких вещей, которые не просто эту самую информацию преподносят, но и внедряют их глубоко в сознание людей, на которых они направлены, заставляя их принимать решения и совершать действия, исходя из данных им пропагандой и агитацией установок.
В военное время пропаганда и агитация оперируют образами, которые создают определенное умонастроение противников по отношению друг к другу. Образы эти создаются на основе реальных фактов (достоверных или гиперболизированных) и вымысла, который имеет своей целью заполнить пробелы в действительном видении врага. Но, так как война это многоэтапное мероприятие, то «срок годности» образа ограничен каждым из этапов, что требует от органов пропаганды и агитации государств его определенного развития, постоянных изменений, своего рода эволюции созданного ими образа. Ведь, если на протяжении всего периода войны образ не будет меняться, не будут меняться установки для солдат, то пропаганда может завести ход войны в совершенно не нужные «тупики», что может повлечь за собой либо неэффективность военных действий, либо их чрезмерность, что может иметь за собой непоправимые последствия. Например, полное искоренение определенных конфликтом народностей (в качестве иллюстрации можно привести истребление целых племен индейцев во время испанской конкисты в Южной Америке, а позже в период колонизации Северной Америки и расширения территории независимых США). Данный факт принуждает корректировать образ врага, как направляющую силу, в ходе войны в зависимости от ее хода и расстановки сил.
Деятельность советского агитпропа в годы Великой Отечественной войны не была исключением. Агитационно-пропагандистская машина СССР имела в своем распоряжении множество инструментов, предоставленных техническим прогрессом: пресса, печатная продукция (плакаты, листовки), радиовещание, киноиндустрия, телеграф и тому подобное. Нас конкретно интересует печать, точнее материалы главной фронтовой газеты «Красная звезда» — центрального органа Наркомата обороны СССР. Именно на данных этого памятника информационной войны мы и рассмотрим эволюцию, созданного советским агитпропом образа врага-немца.
Для начала разберемся в том, каким был немецкий солдат в действительности. Это был «истинный ариец» (до определенного момента в войне), который воспитан в пруссаческих традициях, четко выполнял приказы и не задавал лишних вопросов. Сразу надо сказать, что несмотря на созданный советским агитпропом образ, не все солдаты вермахта были такими, какими их представляли себе советские солдаты и граждане. Один из бывших солдат вермахта, обычный немец, каких было много, рассказывал в своих воспоминаниях: «Однажды я, сменившись с поста, вернулся домой. Войдя во двор, услышал из хозяйского дома женские крики: звали на помощь. Войдя в дом, я увидел мерзкую картину, как солдат из соседнего подразделения, повалив Тамару на кровать, пытается сорвать с неё одежду. Она кричала, отбивалась от насильника. Я подскочил, откинул этого ублюдка в угол. И, передёрнув затвор автомата, висевшего у меня на шее, предупредил, что уложу его на месте» [2]. Это воспоминание один из примеров того, что и в нацистской Германии были достойные люди, для которых жизнь человека и понятия о чести и доблести были превыше всего, вне зависимости от того, враг перед тобой или сослуживец, согражданин. Но, несмотря на это, агитационно-пропагандистская машина СССР оперировала в своей работе прежде всего имиджем эсесманов, которые, в отличии от большинства солдат Вермахта, не создавали даже хотя бы терпимого впечатления о себе. Этих извергов и изуверов недолюбливали даже сами немцы. Этим и воспользовалась советская пропаганда. И хотя сам противник не менялся, образ его постоянно преобразовывался, корректировался и подстраивался под стратегические нужды информационного фронта Великой Отечественной войны.
Как уже говорилось выше, война это многоэтапное событие. В Великой Отечественной можно выделить три основных этапа: начальный (июнь 1941 — июль 1942), переломный (июль 1942 — январь 1944) и заключительный этап (январь 1944 — 2 мая 1945). Каждый из этих этапов преследовал определенные цели, обусловленные соотношением сил, локальными успехами и ходом войны в целом. Корректировка отношения к противнику должна была создавать такой настрой у солдат, такое отношение к врагу, которое позволило бы одерживать победу за победой, идти к завершению войны без остановок.
На начальном этапе войны, когда Красная Армия отходила назад под ударами врага, захватившего страну врасплох своим вероломным нападением, когда проигрывали сражение за сражением, несмотря на всю стойкость и героизм советского народа, вся сила и мощь советской агитации и пропаганды была направлена на то, чтобы остановить врага. Для достижения этой задачи пресса была вынуждена прибегнуть к радикальным средствам. Каждая неудача, каждое поражение советской армии в СМИ получали кардинально несоответствующее действительности освещение. Это наглядно подтверждают материалы «Красной звезды». Так, например, в обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений (Брестская крепость, Белостокско-Минское сражение, битва за Дубно-Луцк-Броды или контрудар мехкорпусов Юго-Западного фронта и т. п.) в газете не было ни слова о потерях и самих поражениях, никто и слова не написал о том, что армии Советского Союза отступают. В печать, в основном, шли сообщения о единичных победах, даже не в сражениях, а о личных победах солдат и экипажей: «Экипаж Бадьева уничтожил шесть фашистских танков», статья «Меткость пулеметчика Стаценко» [1, № 154 (4909) от 3.07.1941], «Семь против двадцати пяти», «Фашисты несут серьезные поражения» [1, № 58 (5122) от 11.03.1942] и тому подобное. Главной задачей агитаторов и пропагандистов было создать образ врага, который бы поднял народ на его изгнание с просторов Советского Союза. Такая подача информации была оправдана. Ведь, если освещать в средствах массовой информации все поражения и неудачи Красной армии, все трудности ведения военных действий, можно представить какие бы упаднические настроения, какая меланхолия распространилась по стране. Советская власть не могла такого допустить, чтобы вызвало необходимость в той лжи, которую можно увидеть на полосах газет. Это неимоверно осложняло выполнение поставленной перед агитпропом задачи, но тем не менее она была выполнена превосходно. Агитпроп, собрав воедино все что имел, создал образ «черной материи», превратил противника в изувера и мародёра, деяния которого вызывают ужас и отвращение. Немец в глазах солдат Красной Армии стал настолько мерзким и отвратительным, ненавистным существом, терпеть которого в своей Отчизне человек попросту не имеет права. В газете появились такие заголовки как «Сметем с лица земли фашистскую нечисть!» [1, № 152 (4907) от 01.07.1941]. Агитпроп возвел образ немца нациста в «темный абсолют». Государство ставило перед гражданами задачу выбить это чудовище, тысячеголовую фашистскую гидру за пределы Родины. В глазах советских людей нацист был неимоверно сильным и опасным врагом, который был под силу советскому Серпу и Молоту, которого надо было во что бы то ни стало прогнать и изничтожить.
Второй этап ознаменовался несколькими событиями: Сталинградской битвой, снятием блокады Ленинграда, битвой на Курской дуге. Битва под Сталинградом вообще оказалась переломным моментом в ходе войны, развернув движение сил противников от Страны Советов в сторону Берлина. Но этап этот оказался переломным не только для военных действий, но и для образа врага. Когда начались победы на южном фронте, и 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а немцы начали отступать, соответственно «Начала возрастать сила наших ударов» [1, № 23 (5394) от 29.01.1943], противник стал уже не атакующим, а «контратакующим» [1, № 216 (5587) от 12.09.1943]. После этого перелома государство стало призывать народ к освобождению Европы. Начиная с родственных славянских народов на Балканах. Заголовки статей к этому призывают: «Германские фашисты истребляют сербский народ» [1, № 166 (4921) от 17.07.1941], «Хорватия в тисках фашизма» [1, № 216 (5280) от 13.09.1942]. В СМИ началось массовое уничижение нацистов, начал пропадать весь ужас, который вызывали войска СС, уже не так веяло от Вермахта опасностью. Согласно риторике военного времени «Красная звезда» призывала дойти до логова врага и там их раздавить. Враг уже не был таким устрашающим, единственное, что осталось от былого образа, это отвращение, которое вызывали деяния фашистских войск.
На заключительном этапе войны ни о каком могущественном противнике речь в печати уже не шла. Был враг, точнее то, что от него осталось, а осталось от него очень немногое. Национал-социалистическая Германия предстала перед миром и советским обществом, в частности, как жалкое существо, гадина, которая могла только кусаться, но серьезного вреда учинить уже была не способна. «Красная звезда» упирала на то, что надо быстрее додавить врага. Заголовки газеты об этом свидетельствуют: «Последний гвоздь!» [1, № 39 (6027) от 16.02.1945] (ниже рисунок, на котором изображены «надежды на раскол между союзниками», расколотые этим самым гвоздем), «Наступление в зоне сплошных укреплений!». Газетные статьи и заметки призывали Красную Армию додавить нацистскую нечисть, где бы та ни пряталась.
Некоторые приведенные нами материалы из главной газеты Вооруженных сил СССР «Красная звезда» позволяют сделать вывод о том, что образ немецкого солдата, изображаемый в печати, за годы войны сильно изменился. Можно наблюдать эволюцию образа противника от ужасающей громадины, гиены огненной, терзающей плоть человечества, которую надо было, во что бы то ни стало, остановить, до маленького паразита, мешающего спокойно жить людям, до мухи, которую надо прихлопнуть газетой о стену. У Красной Армии было несколько установок, продиктованных созданным агитацией и пропагандой образом врага:
- остановить и выдворить,
- освободить братские славянские народы от ига ослабевающей нацистской нежити и
- задавить испускающую дух бациллу в ее «логове».
Со всеми поставленными задачами красноармейцы справились. Что говорит о крайней эффективности, проведенной советским агитпропом, работы по созданию и коррекции образа врага, которого было необходимо сокрушить.
Список литературы:
- Красная звезда 1941-1945, № № № 152 (4907) от 01.07.1941, № 154 (4909) от 3.07.1941, № 166 (4921) от 17.07.1941, № 58 (5122) от 11.03.1942, № 216 (5280) от 13.09.1942, № 23 (5394) от 29.01.1943, № 216 (5587) от 12.09.1943, № 39 (6027) от 16.02.1945;
- Солдат вермахта. Рассказ с противоположного берега. © Copyright: Эгрант. 2012. Свидетельство о публикации № 212090901718. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.proza.ru/2012/09/09/1718/; (Дата обращения: 7.02.2013, 19:37).