Статья:

ОХОТА НА ВЕДЬМ В ЛЮТЕРАНСКОМ МИРЕ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Карпюк О.В. ОХОТА НА ВЕДЬМ В ЛЮТЕРАНСКОМ МИРЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОХОТА НА ВЕДЬМ В ЛЮТЕРАНСКОМ МИРЕ

Карпюк Оксана Валерьевна
студент Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
Бутенина Наталья Дмитриевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

 

 

Лютеранство ― религиозное мировоззрение бюргерства, более рациональное, отвергнувшее многие суеверия и недостатки католицизма. Одним из наиболее одиозных явлений позднесредневекового католицизма стала «охота на ведьм». Тем не менее, в лютеранской Германии охота на ведьм приобрела, может быть, даже более широкий размах, чем в католической ее части.

Существует несколько версий, объясняющих такой размах «охоты на ведьм» в лютеранском мире.

  1. Авторитет Лютера и влияние его взглядов по данному вопросу на сторонников реформации.
  2. Материальный интерес. Традиционно считалось, что ведьмами и колдунами объявляли исключительно бедных горожан или жителей деревень. Однако средневековые источники, в частности письма, свидетельствуют, что ведьм обнаруживали и среди богатых горожанок, и даже среди привилегированных слоев общества. Это не было случайностью. Светские и духовные суды одобряли конфискацию собственности как «второе оружие инквизиции». Когда пахло деньгами, протестанты становились столь же религиозными, как и католики.
  3. Психологическая атмосфера. В Германии после поражения Крестьянской войны и народной Реформации в крестьянской среде наступил своеобразный «вакуум веры»: католицизм отвергли, лютеранство принесло лишь репрессии. Народное сознание обратилось к альтернативным верованиям ― отчасти языческие традиции, отчасти ― к антиподу Бога ― Дьяволу. Европейские медиевисты полагают, что в XVI в. Европа пережила своеобразный ренессанс ведовства. Это означает появление значительного числа людей, прежде всего, женщин, искренне убежденных в своей способности быть проводником между этим миром и Дьяволом.

Вероятно, «охота на ведьм» объясняется комплексом причин, но я акцентирую внимание на роли личность Лютера и его мнении по данному вопросу.

В октябре 1517 г. монах доктор богословия Мартин Лютер (1483―1546) выступил в Виттенбергском университете с 95 тезисами против индульгенций. Посланцами папы Римского утверждалось, что если христианин купит индульгенцию, то после смерти он сможет сократить срок своего пребывания в чистилище. Этот «спор об индульгенциях» положил начало Реформации [6].

Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении от устаревших догм и обычаев. Реформация оказала благотворное влияние на многие сферы жизни. Однако демонология не входила в их число.

Сам Мартин Лютер был привержен старым идеям и до глубины души ненавидел ведьм. «Никакого сострадания — их необходимо без промедления предать смерти. Я всех бы их охотно сам сжег», — восклицал Отец Реформации. В 1522 году Лютер писал о том, что во всех несчастьях: неурожаи, голод, войны ― виноваты ведьмы. От слов ниспровергатель папства переходил к делу: под руководством Мартина Лютера в 1540 году в городе Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью были сожжены ведьма и три колдуна [1].

Отражая мнение Лютера по данному вопросу, следует проследить, на основе чего оно было сформировано. Мартин Лютер жил в Германии во времена «Молота ведьм», он был очевидцем уже начавшейся истерии, он не мог не разделять умонастроения многих современников. Однако важнее другое. Для реформатора высшим религиозным авторитетом являлось Священное Писание, на Боговдохновленности, а, следовательно, непогрешимость которого он настаивал. Во многих сферах жизни он руководствовался именно Ветхим Заветом. Для Лютера было действительно высказывание из Ветхого Завета: «Ворожеи не оставляй в живых» [2, с. 75].

Это становится ясным из проповеди против ведьм (от 6 мая 1526, WA 16, 551f.), которую читал Лютер: «Это весьма справедливый закон, что ворожей убивают, так как они причиняют большой вред, что игнорируется иногда, они могут красть молоко, масло и все из дома … Ворожей надо убивать, так как они ― воры, нарушающие супружескую верность, грабители, убийцы … Они разнообразно вредят. Итак, их надо убивать, не только потому, что они вредят, но и из-за их обращения с сатаной».

Важную роль в размахе «охоты на ведьм» играло не только отношение самого Лютера к ведьмам, но и отношение лютеран.

Лютеране ― поборники морального обновления и нравственного очищения церкви. Реформаторы не желали терпеть примесей суеверия в христианской вере и ревностно изничтожали их [7, с. 311].

После смерти Лютера охотники за ведьмами безумствовали. Историк Иоганн Шерр писал: «Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры». По всей Германии поднимался дым костров, который заслонял свет.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что с середины XVI века лютеране интенсивно жгли колдунов и ведьм. В чем же здесь разница с порицаемой католической церковью? Никакой. Так что дух папской тирании отчетливо просматривается и у реформаторов [3].

Реформаторы почитали охоту на ведьм святым долгом перед Богом. В некоторых лютеранских курфюршествах появились собственные законы о ведьмах, которые были более суровые, чем аналогичные статьи «Каролины» - Уголовно-процессуального кодекса Священной Римской империи германской нации.

Без пыток охотники за ведьмами могли бы найти очень мало жертв. Германия была страной пыток [5].

И лютеране, и католики использовали одни и те же орудия пыток, но порой у лютеран орудия были гораздо жестче.

Например, «Нюрнбергская дева» (самый известный экземпляр создан примерно в первой половине XVI века). Жертву помещали в железный шкаф, внутри которого были размещены шипы или длинные острые гвозди. Шипы вонзались во всё тело, оставляя при этом нетронутыми жизненно важные органы. Жертва умирила не сразу, а через продолжительное время, в течение которого велись допросы. Мучения причиняла не только боль, но и теснота, т.к. ведьма находилась долго в узком пространстве, вследствие чего развивалась клаустрофобия.

Пресс для черепа. Это устройство высоко ценилось на территории, на которой распространилось лютеранство (территория Северной Германии). Подбородок жертвы помещали на опору, а на голову надевалась крышка устройства. Таким образом жертве раздавливали голову.

На вопрос о том, почему прекратились процессы над ведьмами впервые ответил Э. Мидлфорт. Чем быстрее и динамичнее распространялась волна процессов, тем раньше и тем больше она захватывала людей, которые уже не соответствовали привычному стереотипу ведьмы. Таким образом, экстенсивные волны процессов гасили сами себя [7, с. 316].

В протестантской части мира «охота на ведьм» развернулась с невиданной даже для католиков силой. Ненависть к колдовству стала составной частью вероучения протестантов, и историки по сей день спорят, кто отправил на костер больше женщин: католические или протестантские судьи [1].

 

Список литературы:

  1. Абсентис Д. Христианство и спорынья. 2004 год ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://ergotism.info/ru/absentis/lsd_10e_witches_luter.htm (дата обращения 25.02.2013)
  2. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета ― М.: Российское библейское общество, 2002.
  3. Матаков К. Лекции Лютера о книге Бытия ― религия, 18.03.2012 ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://www.proza.ru/2012/03/18/1059 (дата обращения 15.04.2013)
  4. Соловьев Э. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время / Вступ. статья Т.И. Ойзермана. ― М.: Мол. гвардия, 1984. ― 288 с., ил.
  5. Статья: Факты об охоте на ведьм ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL: http://vergesso.ru/content/germaniya-i-koldovstvo (дата обращения 25.02.2013)
  6. Тарновский Вольфганг. Ведьмы. ― М.: Слово, 1994. ― 48 с.: ил. ISBN: 3-7886-0639-8
  7. Шверхофф Герд. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени // Одиссей.1996. ― М.: Наука. С. 307―329.