Статья:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Кустова В.А. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Кустова Валентина Андреевна
студент Пензенского государственного университета, г. Пенза
Шевнина Ольга Евгеньевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Пензенского государственного университета, г. Пенза

 

Великая цель образования не только знания, но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон

В конце XX— начале XXIнаметилось несколько мировых тенденций.

Во-первых, процесс глобализации. На Европейском континенте символом данного процесса стал Маастрихский договор, вступивший в законную силу с 1 ноября 1993 года и закрепивший экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Образование Европейского союза было сопряжено с рядом мер: унификация валюты, создание общего рынка, обеспечивающего свободу перемещения товаров и услуг, а также гарантии свободы передвижения граждан посредством отмены пограничного контроля в пределах Шенгенской зоны. Экономическая интеграция обуславливает необходимость межкультурного взаимодействия.

Во-вторых, мощное развитие всемирной информационно — коммуникативной среды, смещение приоритетов в системе производства, особую значимость приобретают интеллектуальные ресурсы, и как следствие повышение роли образования, прежде всего высшего.

Европейское сообщество нацелено на создание европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Основой сотрудничества становятся общие культурные ценности: философские принципы (принцип равенства и свободы); либеральная идеология; признание и реализация прав и свобод человека, в том числе права на образование для всех, предполагающее равенство возможностей. Особенности европейского образования обусловлены историческими традициями, сложившимся демократическим режимом, нацеленным на человеческую личность. Европейскую культуру можно назвать индивидуалистичной, направленной на личное стремление к успеху. Она опирается на нравственно самостоятельную личность, рационализм, технологический утилитаризм, экспансионистский дух западного менталитета. Основополагающие принципы были законодательно закреплены в ст. 127—128 Договора Европейского сообщества от 25 марта 1957 года и Хартии социальных прав, принятой Советом Европы в 1989 году, а именно: общие ориентиры в области занятости, свобода передвижения, «устранение препятствий, возникающих в результате непризнания дипломов или эквивалентов свидетельств о профессиональной квалификации» [6], свобода образовательных учреждений и предоставления образовательных услуг. В основе интеграции европейских систем образования лежит специальный принцип «единство в многообразии». Он состоит в том, что создавая единую стандартизированную систему высшего образования необходимо учитывать национальные и культурные особенности каждой отдельно взятой страны. Это идея впервые зародилась в 1998 году, когда была подписана Сорбонская декларация. Позднее в 1999 году идеи формирования единой европейской системы высшего образования были подтверждены в Болонской Декларации.

Рассмотрим основные элементы Болонской декларации:

  • принятие системы эквивалентных легко сравнимых степеней;
  • переход национальных систем на двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр-магистр);
  • использование системы кредитов;
  • поощрение мобильности студентов и преподавателей;
  • создание основы для сотрудничества в повышении качества образования, формирование конкурентной среды;

После принятия Парижского (2001 г.) и Берлинского (2003 г.) коммюнике к основным элементы присоединись следующие положения:

  • непрерывное образование, которое позволяет, преодолевая одну ступень образования переходить на следующий уровень;
  • концепция общественного контроля за образовательным процессом, повышение роли студенчества;
  • рост престижа европейского образования;
  • слияние образовательного и научного пространств;
  • выявилась необходимость создания национальных органов, регулирующих процесс перехода на новый уровень образования;

Расширение и уточнение целей, задач, методов Болонского процесса происходило на различных встречах стран — участниц: конференция министров в Бергене (2005 г.), Лондонское коммюнике (2007 г.), конференция в Лёвене (2009 г.), конференции в Будапеште и Вене (2010). Следует отметить, что число стран — участниц с каждым годом растет. Это свидетельствует об их заинтересованности, о том, что данный процесс открывает новые горизонты развития не только для европейских стран, но и для всего мирового сообщества. В свою очередь это порождает весьма актуальную проблему. Ведь страны, не входящие в Европейский союз рискуют столкнуться с несоответствием предложенной системы образования исторически сложившимся традициям в данной сфере. Что касается европейских стран, то они вынуждены столкнуться с проблемой «подмены европеизации высшего образования его интернационализацией, при том, что связи национальных систем высшего образования в глобальных масштабах должны иметь различные формы: в европейском регионе речь идет об интеграции национальных систем в единую европейскую систему, в глобальном масштабе — о рыночной конкуренции» [2, с. 28].

Однако, сейчас достаточно сложно определить подлинное историческое значения Болонского процесса. Преобразования в образовательной сфере все еще находятся в процессе становления. Необходимо разрешить большое количество противоречий: преодолеть барьеры национальных законодательств, разработать интегрированные образовательные программы, в то же время сохранить социокультурные особенности каждой отдельной страны. Также следует отметить, что формирование «европейского института без границ» вопрос не одного десятилетия. Эту особенность отмечает А. Келлер в докладе «От Болоньи к Берлину. Перспективы Европейского пространства высшего образования». «Говоря о Болонском процессе, — пишет он, — имеют в виду не отдельные политиче­ские меры, а процесс реформирования, рассчитанный на продолжительный период и предусматривающий формирова­ние Европейского образовательного пространства и адаптацию национальных систем высшего образования к согласо­ванным основным европейским структурам» [5, с. 3]. Но уже сейчас можно проследить положительные и отрицательные тенденции данного процесса. Нельзя не сказать, что Болонский процесс представляется беспрецедентно глубоким и масштабным по своей значимости. Во-первых, формируется система интернационального высшего образования, способная стереть все границы на пути трудовой миграции, расширить взаимодействие между квалифицированными специалистами разных стран. Болонские изменения теперь признаются и ощущаются во всем мире. Во-вторых, изменение самой концепции образования: от пассивного восприятия информации к активному её получению. Новая мотивационная модель: модульно — рейтинговая система, которая стимулирует студента на активную работу в течение всего срока обучение. Ступенчатость образования позволяет молодым специалистам сразу выходить на рынок труда. После практической деятельности можно возвратиться к той или иной форме образования. Но все теоретические прогнозы неизбежно сталкиваются с реалиями современной жизни различных стран и претерпевают изменения. Динамично развивающаяся реальность сама вносит коррективы. Поэтому многие позитивные моменты наталкиваются на весьма существенные преграды: подрыв ответственности каждого отдельного государства за качество образования, вследствие его возрастающей коммерциализации и интеграции; ликвидация национальных стандартов и норм качества высшего образования; а также замена традиционных продолжительных программ приведет к тому, что огромный объем теоретического материала придется сжимать до тех временных рамок, которые установлены. Таким образом, затрагиваются общесистемные проблемы образования, которые могут быть решены лишь с течением времени.

«В целом Болонский процесс может быть оценен как противоречивый, поскольку он объективно допускает различные сценарии развития Европейского пространства высшего образования. По отношению к Болонскому процессу недопустимы ни полное его отрицание, ни безоговорочное признание» — А. Келлер.

 

Список литературы:

1.БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: СЕРЕДИНА ПУТИ/Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.

2.Байденко В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия (статья четвертая) // Высшее образование в России. — 2009. — № 11. — с. 28

3.Договор, учреждающий Европейское сообщество от 25 ноября 1957 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20897669/ (дата обращения 06.05.2013)

4.Нейматов Я.М. Образование в XXI: тенденции и прогнозы. — М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.

5.Тюгашев Е.А. Философия Болонского процесс, 2006

6.Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся, Страсбург, 9 декабря 1989 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1162680&subID=100052984,100052995#text (дата обращения 06.05.2013)