Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX—ХХ ВВ.

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Москаленко Я.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX—ХХ ВВ. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX—ХХ ВВ.

Москаленко Ярослава Юрьевна
студент Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
Крупа Татьяна Альбертовна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

 

Особенности развития культуры Приморья в конце XIX — начале XX вв. определялись особыми аспектами развития окраинных территорий: уровнем экономики восточных окраин, социальным и национальным составом населения. В данной статье за основу исследования взяты такие аспекты, как образование, наука, искусство и особенности благоустройства региона.

Развитие образования на Дальнем Востоке наталкивалось на ряд трудностей. Распространение грамотности среди рабочих и крестьян шло медленно, а отпускаемые правительством средства на развитие просвещения и культуры до Дальнего Востока быстро не доходили.

Основным источником содержания учебных заведений в Приморье являлись средства, собранные с местного населения. Также население содержало и местных учителей, не имевших постоянной зарплаты [3].

В начале ХХ в. в Приморье в большинстве крестьянских селений отсутствовали даже начальные школы. Грамоте обучалось всего 17 % ребят. В городах уровень образованности населения был несколько выше и составлял 34 % [2].

Во Владивостоке и Никольск-Уссурийском работало несколько гимназий, коммерческих и реальных городских училищ (Первое городское училище было открыто в 1886 г.), профессионально-технических училищ. Однако в гимназиях и профессиональных учебных заведениях обучались, в основном, дети духовенства, дворян, промышленников, купцов, офицеров, крупных чиновников и интеллигенции.

Экономическое развитие Приморья повлияло на создание особой категории учебных заведений, которую составляли профессионально-технические училища. Во Владивостокском порту в 1878 г. была открыта профессиональная школа для подготовки портовых рабочих [3]. В данный исторический момент техническое образование в Приморском крае не получило широкого распространения, так как для этого не доставало необходимых ресурсов.

Не всем выпускникам, окончившим среднее учебное заведение, удавалось устроиться на работу или продолжить в дальнейшем свое обучение: ближайший университет находился в г. Томске, а открытый в 1899 г. во Владивостоке Восточный институт выпускал лишь востоковедов [3].

Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, среди деятелей образования имелись люди, которые делали все возможное для распространения знаний среди населения. Такими личностями были преподаватели гимназии А. Глуздовский, В. Маргаритов, М. Сибирцева.

В средних учебных заведениях г. Владивостока учились замечательные люди — В. Владивостоков, К. Суханов, В. Сибирцев, Л. Карахан, А. Фадеев и многие другие, которые оставили большой след в развитии Приморья.

Во второй половине XIX в. началось крупномасштабное изучение Дальнего Востока экспедициями Академии наук и научными обществами. Несмотря на отсутствие специальных научно-исследовательских учреждений, многие русские путешественники, ученые и общественные деятели смогли провести огромную работу по изучению Дальнего востока. Наибольшую ценность имели труды Г. Невельского, Н. Пржевальского, В. Маргаритова, Ф. Буссе, П. Кафарова, В. Комарова, С. Макарова, В. Арсеньева [2].

Экспедиции Императорского русского географического общества, предпринятые в 50—70-х годах XIX в. для изучения и описания дальневосточных земель, собрали сведения о топографии, флоре, фауне, быте и культуре коренных народов. Эти экспедиции проходили под руководством географа М.И. Венюкова, биолога Р.К. Маака, геолога И.А. Лопатина, лесничего А.Ф. Будищева и др. Однако полученные сведения были разрозненными. С момента основания первого на Дальнем Востоке краеведческого общества (1 мая 1884 г.), которое было названо «Общество изучения Амурского края» (ОИАК), и началась координация краеведческих исследований [1].

ОИАК являлось центром наук во Владивостоке, так как на тот момент времени в городе еще не было научных учреждений и высших учебных заведений. Это общество объединяло передовых людей города, неравнодушных и любознательных, желающих принести пользу краю. Туда входили офицеры, преподаватели, врачи, инженеры, государственные чиновники, священнослужители и простые крестьяне. Основной задачей ОИАК стала организация экспедиций, на снаряжение которых жертвовали средства предприниматели и просвещенные люди. Спустя 10 лет ОИАК стало Приморским отделением Императорского русского географического общества [1].

Также значительную роль в основании края, помимо ОИАК, сыграло «Общество врачей Южно-Уссурийского края», основанное в 1892 г. Исследовательская работа этих учреждений способствовала расширению и накоплению знаний о Дальнем Востоке.

Особое место в истории дальневосточной культуры занимают иссле­дования профессорско-преподавательского состава Восточного института. Среди них было немало прогрессивных ученых: Н. Кюнер, В. Васильев, А. Гребенщиков, А. Рудаков. Они с большим уважением относились к культуре народов Азии, изучали восточные языки, писали о народах Востока свои труды. Профессор Н.И. Кохановский считал, что соседние азиатские страны не пред­ставляют объект лингвистического, этнографического и историко-культурного изучения, а являются свободными народами, стремящимися к прогрессивному развитию, установлению внешнеполитических, экономических и научных от­ношений с государствами Европы [3].

Восточный институт и научные общества создали первые научные библиотеки. В них имелись ценные труды русских и иностранных авторов о Дальнем Востоке. Как и других культурных учреждений, библиотек было мало, поэтому они были сосредоточены лишь в крупных городах, а в сельской местности и вовсе отсутствовали. Крестьяне имели мало возможностей пользоваться книгами [3].

Первая библиотека была открыта при морском ведомстве, обеспечивающая книгами лишь чинов морского флота. В 1886 г. во Владивостоке была открыта первая общественная библиотека, подчиненная городской управе, а в 1898 г. была открыта библиотека общества народных чтений [3].

В дореволюционной России периодическая печать развивалась недостаточно быстро. В конце XIX в. для многотысячного населения Приморского края издавалось всего две газеты: «Владивосток» и «Дальний Восток». Печать находилась под строгим контролем правительственных органов, поскольку в ней прослеживалась революционная пропаганда [3].

Театральное искусство Приморья было ориентировано на средний класс. Театральные постановки ставились с учетом духовных запросов и интересов предпринимателей, офицерства и чиновничества [3]. В театре «Золотой рог» в г. Владивостоке часто выступали местные и приезжие артисты. Не все спектакли получали высокую оценку зрителей. С некоторыми трудностями на сцену пробивали себе дорогу социально острые пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Их иногда ставили революционно настроенные деятели театральной культуры.

Некоторые трудности в своем развитии испытывало и музыкальное искусство. В городе отсутствовал симфонический оркестр, хоровые и танцевальные коллективы. Художественное творчество развивалось за счет собственных средств художников и меценатов. В конце XIX в. местные художники собирались в союзы, где на свои средства организовывали выставки картин. В силу малого количества денег, всесторонне развивать свое мастерство им не удавалось [3].

Благоустройство городов и сел, медицинское обслуживание Приморья не полностью удовлетворяло потребностям населения. Первым медицинским учреждением во Владивостоке был Морской госпиталь, открытый в 1862 г. Он обслуживал в основном военнослужащих. Только в 1893 г. начала работать го­родская больница, оказывающая медицинскую помощь гражданскому населе­нию [2]. В крестьянских и казачьих селениях трудились врачи-энтузиасты, опи­рающиеся на моральную и материальную поддержку населения. Они помогали крестьянам и казакам предотвратить появление эпидемий тифа, осы, гриппа и других болезней. Замечательная русская женщина С.В. Савостьянова отдала полвека своего труда оказанию медицинской помощи населению Никольск-Ус­сурийского уезда.

Сельские врачи и фельдшеры вместе с народными учителями являлись носителями русской культуры в приморской деревне. Их заслуга заключается в том, что они распространяли медицинские знания и основы просвещения среди местного населения.

Отсутствие учреждений здравоохранения, тяжелые бытовые условия не лучшим образом сказывались на малых народностях Приморья — нанайцах, удэгейцах, тазах и орочах. Из-за эпидемий и высокой смертности количество представителей коренных жителей сокращалось. Не зная грамоты, они передавали из поколения в поколение накопленный запас знаний о явлениях природы, животных, рыбах, их повадках, приемах промыслов. Русские люди познакомили аборигенов с основами грамоты, открыли местные школы. В начале ХХ в. их грамотность составляла не более 1,2 % [2].

Малые народности Приморья создали мир богатого декоративного прикладного искусства. Самобытная богатая вышивка, резьба, рисунки, гравировка покрывали одежду, предметы быта и орудия труда. Используя сок деревьев, цветов, растений они окрашивали свои изделия в различные цвета. Наиболее любимыми были синий, красный, черный и желтый цвета. Женщины во время долгих вечеров пели песни, сочиняли сказки и загадки. Народное художественное творчество малых народностей отражало их многовековую историю, тяжелую жизнь, напряженную борьбу со стихийными силами природы [1].

Таким образом, русская культура  в Приморье настойчиво и неуклонно развивалась, несмотря на отдаленность и другие препятствия. Немало усилий местного населения было направлено на развитие городов, сел, поднятие научного  и культурного потенциала региона. Во многом благодаря русским энтузиастам стала широко известна самобытная, национальная и богатая культура далекой окраины страны.

 

Список литературы:

  1. Авдуевская И.А. «Краеведение»: Учеб. пос. — Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2003 — 60 с.
  2. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. — февраль 1917 г.) / Отв.ред. А.И. Крушанов. — М.: Наука, 1990. — 471 с.
  3. Очерки истории советского Приморья (от эпохи первобытнообщинного строя до настоящего времени). — Под ред. А.И. Крушанова — Владивосток: Приморское книжное издательство, 1963 — 163 с.