ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX—ХХ ВВ.
Секция: 1. История
лауреатов
участников
лауреатов
участников
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРЬЯ НА РУБЕЖЕ XIX—ХХ ВВ.
Особенности развития культуры Приморья в конце XIX — начале XX вв. определялись особыми аспектами развития окраинных территорий: уровнем экономики восточных окраин, социальным и национальным составом населения. В данной статье за основу исследования взяты такие аспекты, как образование, наука, искусство и особенности благоустройства региона.
Развитие образования на Дальнем Востоке наталкивалось на ряд трудностей. Распространение грамотности среди рабочих и крестьян шло медленно, а отпускаемые правительством средства на развитие просвещения и культуры до Дальнего Востока быстро не доходили.
Основным источником содержания учебных заведений в Приморье являлись средства, собранные с местного населения. Также население содержало и местных учителей, не имевших постоянной зарплаты [3].
В начале ХХ в. в Приморье в большинстве крестьянских селений отсутствовали даже начальные школы. Грамоте обучалось всего 17 % ребят. В городах уровень образованности населения был несколько выше и составлял 34 % [2].
Во Владивостоке и Никольск-Уссурийском работало несколько гимназий, коммерческих и реальных городских училищ (Первое городское училище было открыто в 1886 г.), профессионально-технических училищ. Однако в гимназиях и профессиональных учебных заведениях обучались, в основном, дети духовенства, дворян, промышленников, купцов, офицеров, крупных чиновников и интеллигенции.
Экономическое развитие Приморья повлияло на создание особой категории учебных заведений, которую составляли профессионально-технические училища. Во Владивостокском порту в 1878 г. была открыта профессиональная школа для подготовки портовых рабочих [3]. В данный исторический момент техническое образование в Приморском крае не получило широкого распространения, так как для этого не доставало необходимых ресурсов.
Не всем выпускникам, окончившим среднее учебное заведение, удавалось устроиться на работу или продолжить в дальнейшем свое обучение: ближайший университет находился в г. Томске, а открытый в 1899 г. во Владивостоке Восточный институт выпускал лишь востоковедов [3].
Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, среди деятелей образования имелись люди, которые делали все возможное для распространения знаний среди населения. Такими личностями были преподаватели гимназии А. Глуздовский, В. Маргаритов, М. Сибирцева.
В средних учебных заведениях г. Владивостока учились замечательные люди — В. Владивостоков, К. Суханов, В. Сибирцев, Л. Карахан, А. Фадеев и многие другие, которые оставили большой след в развитии Приморья.
Во второй половине XIX в. началось крупномасштабное изучение Дальнего Востока экспедициями Академии наук и научными обществами. Несмотря на отсутствие специальных научно-исследовательских учреждений, многие русские путешественники, ученые и общественные деятели смогли провести огромную работу по изучению Дальнего востока. Наибольшую ценность имели труды Г. Невельского, Н. Пржевальского, В. Маргаритова, Ф. Буссе, П. Кафарова, В. Комарова, С. Макарова, В. Арсеньева [2].
Экспедиции Императорского русского географического общества, предпринятые в 50—70-х годах XIX в. для изучения и описания дальневосточных земель, собрали сведения о топографии, флоре, фауне, быте и культуре коренных народов. Эти экспедиции проходили под руководством географа М.И. Венюкова, биолога Р.К. Маака, геолога И.А. Лопатина, лесничего А.Ф. Будищева и др. Однако полученные сведения были разрозненными. С момента основания первого на Дальнем Востоке краеведческого общества (1 мая 1884 г.), которое было названо «Общество изучения Амурского края» (ОИАК), и началась координация краеведческих исследований [1].
ОИАК являлось центром наук во Владивостоке, так как на тот момент времени в городе еще не было научных учреждений и высших учебных заведений. Это общество объединяло передовых людей города, неравнодушных и любознательных, желающих принести пользу краю. Туда входили офицеры, преподаватели, врачи, инженеры, государственные чиновники, священнослужители и простые крестьяне. Основной задачей ОИАК стала организация экспедиций, на снаряжение которых жертвовали средства предприниматели и просвещенные люди. Спустя 10 лет ОИАК стало Приморским отделением Императорского русского географического общества [1].
Также значительную роль в основании края, помимо ОИАК, сыграло «Общество врачей Южно-Уссурийского края», основанное в 1892 г. Исследовательская работа этих учреждений способствовала расширению и накоплению знаний о Дальнем Востоке.
Особое место в истории дальневосточной культуры занимают исследования профессорско-преподавательского состава Восточного института. Среди них было немало прогрессивных ученых: Н. Кюнер, В. Васильев, А. Гребенщиков, А. Рудаков. Они с большим уважением относились к культуре народов Азии, изучали восточные языки, писали о народах Востока свои труды. Профессор Н.И. Кохановский считал, что соседние азиатские страны не представляют объект лингвистического, этнографического и историко-культурного изучения, а являются свободными народами, стремящимися к прогрессивному развитию, установлению внешнеполитических, экономических и научных отношений с государствами Европы [3].
Восточный институт и научные общества создали первые научные библиотеки. В них имелись ценные труды русских и иностранных авторов о Дальнем Востоке. Как и других культурных учреждений, библиотек было мало, поэтому они были сосредоточены лишь в крупных городах, а в сельской местности и вовсе отсутствовали. Крестьяне имели мало возможностей пользоваться книгами [3].
Первая библиотека была открыта при морском ведомстве, обеспечивающая книгами лишь чинов морского флота. В 1886 г. во Владивостоке была открыта первая общественная библиотека, подчиненная городской управе, а в 1898 г. была открыта библиотека общества народных чтений [3].
В дореволюционной России периодическая печать развивалась недостаточно быстро. В конце XIX в. для многотысячного населения Приморского края издавалось всего две газеты: «Владивосток» и «Дальний Восток». Печать находилась под строгим контролем правительственных органов, поскольку в ней прослеживалась революционная пропаганда [3].
Театральное искусство Приморья было ориентировано на средний класс. Театральные постановки ставились с учетом духовных запросов и интересов предпринимателей, офицерства и чиновничества [3]. В театре «Золотой рог» в г. Владивостоке часто выступали местные и приезжие артисты. Не все спектакли получали высокую оценку зрителей. С некоторыми трудностями на сцену пробивали себе дорогу социально острые пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Их иногда ставили революционно настроенные деятели театральной культуры.
Некоторые трудности в своем развитии испытывало и музыкальное искусство. В городе отсутствовал симфонический оркестр, хоровые и танцевальные коллективы. Художественное творчество развивалось за счет собственных средств художников и меценатов. В конце XIX в. местные художники собирались в союзы, где на свои средства организовывали выставки картин. В силу малого количества денег, всесторонне развивать свое мастерство им не удавалось [3].
Благоустройство городов и сел, медицинское обслуживание Приморья не полностью удовлетворяло потребностям населения. Первым медицинским учреждением во Владивостоке был Морской госпиталь, открытый в 1862 г. Он обслуживал в основном военнослужащих. Только в 1893 г. начала работать городская больница, оказывающая медицинскую помощь гражданскому населению [2]. В крестьянских и казачьих селениях трудились врачи-энтузиасты, опирающиеся на моральную и материальную поддержку населения. Они помогали крестьянам и казакам предотвратить появление эпидемий тифа, осы, гриппа и других болезней. Замечательная русская женщина С.В. Савостьянова отдала полвека своего труда оказанию медицинской помощи населению Никольск-Уссурийского уезда.
Сельские врачи и фельдшеры вместе с народными учителями являлись носителями русской культуры в приморской деревне. Их заслуга заключается в том, что они распространяли медицинские знания и основы просвещения среди местного населения.
Отсутствие учреждений здравоохранения, тяжелые бытовые условия не лучшим образом сказывались на малых народностях Приморья — нанайцах, удэгейцах, тазах и орочах. Из-за эпидемий и высокой смертности количество представителей коренных жителей сокращалось. Не зная грамоты, они передавали из поколения в поколение накопленный запас знаний о явлениях природы, животных, рыбах, их повадках, приемах промыслов. Русские люди познакомили аборигенов с основами грамоты, открыли местные школы. В начале ХХ в. их грамотность составляла не более 1,2 % [2].
Малые народности Приморья создали мир богатого декоративного прикладного искусства. Самобытная богатая вышивка, резьба, рисунки, гравировка покрывали одежду, предметы быта и орудия труда. Используя сок деревьев, цветов, растений они окрашивали свои изделия в различные цвета. Наиболее любимыми были синий, красный, черный и желтый цвета. Женщины во время долгих вечеров пели песни, сочиняли сказки и загадки. Народное художественное творчество малых народностей отражало их многовековую историю, тяжелую жизнь, напряженную борьбу со стихийными силами природы [1].
Таким образом, русская культура в Приморье настойчиво и неуклонно развивалась, несмотря на отдаленность и другие препятствия. Немало усилий местного населения было направлено на развитие городов, сел, поднятие научного и культурного потенциала региона. Во многом благодаря русским энтузиастам стала широко известна самобытная, национальная и богатая культура далекой окраины страны.
Список литературы:
- Авдуевская И.А. «Краеведение»: Учеб. пос. — Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2003 — 60 с.
- История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. — февраль 1917 г.) / Отв.ред. А.И. Крушанов. — М.: Наука, 1990. — 471 с.
- Очерки истории советского Приморья (от эпохи первобытнообщинного строя до настоящего времени). — Под ред. А.И. Крушанова — Владивосток: Приморское книжное издательство, 1963 — 163 с.