Статья:

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПИКТОВ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Сутурина В.В. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПИКТОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПИКТОВ

Сутурина Валерия Владимировна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск
Рыбель Дмитрий Александрович
научный руководитель, научный руководитель, канд. ист. наук, старший преподаватель, г. Уссурийск

 

Пикты — один из самых таинственных народов, когда-либо живших на планете. Изучение пиктов весьма затруднительно в связи с тем, что они оставили после себя лишь зашифрованные надписи на камнях Шотландии. Расшифровка этих надписей до сих пор не закончена, что не позволяет внести ясности в происхождение этого народа. Сейчас наука по изучению пиктов поэтапно рaзвивaется, перед ней открываются все более широкие горизонты.

Впервые о пиктах становится известно благодаря одной латинской поэме, датированной 297 г.

Самым известным ученым, занимающимся проблемой пиктсокого народа, является Изабель Хендерсон. Именно она смогла несколько приоткрыть завесу тайны над жизнью и бытом пиктов. Хендерсон предлагает различные гипотезы, воссоздающие образ жизни древнего народа, его традиции и верования.

Также определенную ясность в жизнь пиктского общества привносит хроника правителей. Но в связи с тем, что эта хроника носит переводной характер, доверять ей особо не стоит. Известно о пиктах также благодаря римлянам, которые нередко сражались с ними. Описания пиктов можно встретить в рукописных сводах римских летописцев.

В России пикты получили широкую огласку после перевода английского стихотворения С. Маршаком, который получил название «Вересковый мед». Вересковый мед — баллада Роберта Льюиса Стивенсона, написанная в 1880. В оригинале имеет также подзаголовок «Галлоуэйская легенда», по названию местности Галлоуэй на юго-западе Шотландии.

Первоначально стоит внести ясность в определении местообитания пиктов. Проживал данный таинственный народ на территории современной Шотландии — если быть точнее, в центре и на севере.

Главным отличием пиктов от окружающих их кельтских племен была передача трона исключительно по женской линии. Благодраря этой особенности в разные периоды времени пиктов возглавляли представители самых разных королевских династий. Королевский престол занимали гэльские Дал-Риады, бриттские Стратклайды, англские Нортумбрии, потомки пиктских принцесс. В 843 г. королём пиктов стал король Дал-Риады Кеннет I. Во время его правления в жизнеустройстве пиктов был совершен кардинальный переворот. Кеннет I объединил государства пиктов и скоттов в новое Королевство, которое получило название Шотландия. Постепенно гэльский язык смог вытеснить пиктское наречие. Чуть позже в результате ассимиляции пикты и вовсе прекратили свое существование как отдельный народ.

На сегодняшний день нельзя совершенно точно сказать, как люди этого народа сами себя называли. Считается, что название «пикты» — латинское, данное римлянамии, вероятно, берет свое начало от татуировок, которыми пиктские воины себя раскрашивали с головы до ног. Имя, зафиксированное ирландскими летописцам раннего Средневековья — «круитни». Встречается также название «притени». В валлийской литературе пикты называются словом «Pryden», а остров Британии — словом «Prydain». Таким образом, названия «Британия», «бритты» первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей. Согласно немногочисленным источникам пикты говорили на особом языке, отличавшимся от языков других народов, проживавших в Британии. Пиктская культура не сохранила письменных свидетельств о своем образе жизни. Следовательно, их язык исчез вместе с ними. О наличии языка свидетельствую лишь немногочисленные названия мест, выбитые надписи, а также записи летописцев других народов. Огамическая письменность, которая широко использовалась пиктами, сейчас является одной из самых таинственных и представляет большой интерес для огромного количества ученых. В настоящее время удалось расшифровать лишь несколько символов. Расшифровка представляет трудность из-за возможной неоднозначности символов. Огамическая письменность заключается в преобразовании букв во множество засечек. Определенное число засечек, сделанное под определенным углом, обозначает собственную букву.

От пиктов остались лишь каменные изваяния. Являются ли они потомками древних басков или скифов, как писали некоторые древние авторы? Об этом нам могут сказать только старые каменные изваяния в Шотландии.

Сначала пикты представляли собой просто союз племен, и только к VI веку из них было сформировано несколько государственных образований, позднее ставших королевствами пиктов. Расцвет пиктского государства приходится на VIII век, после того, как пиктам удалось остановить продвижение англов на север (битва при Нехтансмере 685 г.), а позднее дать отпор натиску скоттов с запада.

О внешнем виде пиктов мы можем судить не только по свидетельствам летописцев, сталкивавшихся с ними. Также нам много могут сказать и крышки саркофагов, в которых хоронили пиктских воинов.

Одежда пиктов не отличалась разнообразностью. Состояла она из рубахи до колен. В качестве материала использовались шерсть, лен или кудель. Поверх рубахи пикты обычно одевали накидку или плащ, закрывающие верх туловища. Ходили пикты обычно босиком, за что и получили от своих врагов немного обидное прозвище «красноногие». Однако археологам после многолетних поисков удалось найти несколько кожаных башмаков, пусть и выполненных очень грубо. Однако найденные башмаки дают возможность утверждать, что пикты вовсе не были варварами, как это принято считать в современной культуре.

Однако данный тезис могут опровергнуть прически пиктского народа.

На пиктских надгробиях обычно можно увидеть изображения людей с длинными волосами. Иногда заметны усы и остроконечные бороды. Как замедил монах-летописец Гилдас в своей работе «О разорении Британии», живший в VI веке и неоднократно сталкивающийся с пиктами, «они чаще скрывают свои разбойничьи хари волосами, чем срамные места одеждой».

Наиболее характерной чертой внешнего образа пиктов были татуировки. В 600 г. Исидор Севильский оставил свое воспоминание об этом интересном народе: «племя пиктов получило свое название из-за своих тел. Они иглами делают уколы, куда втирают выжатый сок местного растения». В качестве чернил пикты использовали сок вайды — цветка, в больших количествах произрастающего в долинах Шотландии. Татуировки пиктов были похожи на камни с изображениями животных. На сегодняшний день известно не менее 50 символов, однако не все из них переведены. Значения многихь символов могут иметь двойственный характер. В качестве примера могу привести символ змеи. Змея символизирует мудрость, но также может иметь значение «новая жизнь», в связи с особенностью змеи регулярно сбрасывать шкуру, что пикты могли считать началом новой жизни.

Первоначально пикты, вероятно, исповедовали друидическое язычество. Нам их верования известны благодаря рассказам ирландских монахов. Пикты имели собственный пантеон богов, загробный мир. Они жили в мире, где все реки и деревья были священными, острова представляли собой камни, разбросанные гигантами, а родники бьют исключительно из тех мест, где ударил посохом старец.

Стычки между друидами и христианами были острыми, но в целом пикты достаточно мирно приняли христианство.

Единственная уцелевшая связь с пиктскими верованиями представляет собой работу «лошадиных сплетников», которые пользовались славой среди сельского населения. Бормотание на непонятном языке коню в ухо использовалось наряду с заговорами, снадобьем и аромотерапией. Широко было развито жертвоприношение. Причем наряду с жертвоприношением животных (допустим, быков), было распространено и жертвоприношение людей. Церковь боролась с этим, но казни у пиктов носили чисто ритуальный характер.

Фольклор пиктов до нас не дошел, но ученые предполагают, что некоторые эпизоды в шотландских и ирландских сказаниях содержат в себе пиктские верования.

Многочисленные памятники пиктского искусства еще одна возможность обнаружить следы их веры. На плите с крестом в графстве Росс изображена едущая на лошади женщина, которая повернута лицом к зрителям. Ее часто сравнивают с галльскими изображениями Эпоны.

Пикты чувствовали неразрывную связь с различными дикими и домашними животными, населявшими их страну. Пиктские скульпторы часто показывали настоящих животных в изображаемых.

Пиктское общество разделялось на три группы: друиды, всадники и народ. Друиды были жреческим сословием, которые являлись посредниками между народом и богами. Помимо этого они наделялись широкими политическими правами и занимались обучением детей.

Промежуточным сословием общества пиктов были всадники: воины и представители королевской семьи. При опасности внешней угрозы в срочном порядке собирался военный совет, в котором принимали участи все вооружённые мужчины. Созыв этого совета считался началом войны; бряцанием оружия и криком собравшийся народ выражал своё согласие с решениями совета. Пикты широко были известны своей отвагой и мужеством, причем женщины сражались так же отважно, как и мужчины.

Повседневная жизнь пиктского воина проходила в относительной роскоши и удовольствии. Основное население занималось земледелием и скотоводством, излишки труда шли на содержание военной аристократии.

Основной забавой пиктов была охота. Сцены охоты можно увидеть на множестве камней. Обычно охотники шли в поход верхом, вооруженные копьями, в сопровождении слуг и охотничьих псов. Порой на охоте можно заметить и женщин. Охота велась преимущественно на оленей, медведей, кабанов и диких быков.

Но не всегда охота велась верхом. На кабанов пикты чаще охотились с арбалетом. Всего известно 3 изображения арбалета на камнях. Также археологами было найдено несколько фрагментов арбалета.

Воины жили внутри городских укреплений, где они могли пировать, тренироваться и охотиться. Поместья пиктской знати были вместительны и представляли собой прямоугольные деревянные строения, от которых в настоящее время сохранились лишь остатки земляного пола. Хижины крестьян пиктов плелись из сучьев и обмазывались глиной.

Пикты были знамениты своими высокими смотровыми башнями , которые назывались брохи. Строились брохи без цемента. Каменные блоки просто подтасовывали близко друг к другу. В центре двора любого броха можно было увидеть колодец. Внутри стен находились чуланы и лестницы. На верхнем ярусе вдоль стены мог проходить балкон.

Высотa брохов позволяет предположить, что их строители ожидaли нaпaдения врaгов, a оборонa брохa зaключaлaсь в том, что его хозяевa должны помешaть врaгaм нa него взобрaться.

В наиболее спокойных рaйонaх брохи были вскоре зaброшены, a местa, где они стояли, зaняты потомкaми носителей этой таинственной культуры.

Подведя итог всему вышесказанному можно заключить, что пикты, хоть и являются полностью исчезнувшей цивилизацией, внесли большой вклад в развитие Шотландии. И игнорировать их существование невозможно. Ученым еще предстоит сделать множество потрясающих открытий, которые помогут лучше понять культуру, нрав и быт пиктского общества.

 

Список литературы:

  1. Геродот. История в 9-ти кн. Л., 1972.
  2. «Кельтская мифология. Энциклопедия» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.
  3. Л.Е. География, история и культура Англии: Учебное пособие - 15. 2 издание, переработанное. М.: Высшая школа,1979.
  4. Хендерсон Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии / Перевод с англ. Н. Ю. Чехонадской. — М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. — 217 с. — (Загадки древних цивилизаций).
  5. Osprey Warrior 50 — Pictish Warrior AD 297—841