Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА НЕОФИТСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 3. Религиоведение

Выходные данные
Саломатина А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА НЕОФИТСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА НЕОФИТСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

Саломатина Александра Анатольевна
магистрант 2 курса, кафедра религиоведения Казанского Федерального Университета, г. Казань
Астахова Лариса Сергеевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. социол. наук, доцент Казанского Федерального Университета, г. Казань

 

 

Неофит (от др.-греч. νεόφυτος — недавно насажденный) — новообращённый в какую-нибудь религию [2].

Неофитством называется явление, при котором новообращенный верующий стремится полностью воплотить в своей жизни все существующие нормы и требования своей религии, именно так, как он сам их понимает.

Неофит — это новообращенный верующий, который обладает духовным опытом и религиозными знаниями, но не способен постоянно находиться в состоянии, в котором всегда присутствует Божья благодать. Неофит лишен правильного осознания своей меры и своих возможностей, духовной мудрости, правильного осознания реального происходящих событий.

Очень важно при изучении данного явления, не забывать о том, что неофитство очень древнее явление, и поэтому неофиты были всегда. Неофитство всегда, в любой религии, в любой сфере, связано с поверхностным восприятием.

Для человека, впервые пришедшего в Церковь, мир, с которым он сталкивается, является абсолютно незнакомым, новым и непонятным. И с этого момента начинается период ознакомления с религией, верой, Церковью. Это и есть период неофитства.

Неофитство — это совершенно нормальный физиологический процесс для новообращенного верующего. И главная цель этого процесса становления — систематизировать и привести к определенным стандартам внешние проявления жизни и подвести к началу новой, теперь уже религиозной, внутренней жизни.

И та ревность в вере, которую переживают новообратившиеся, — она сама по себе хороша. Их искренность, жертвенность, готовность отказаться от своих привычек и комфорта, нелицемерное желание соблюдать заповеди Христовы и доверять Богу — это отнюдь не «духовный недуг», а как раз напротив [3].

Неофит не осознает того, что религиозная жизнь имеет разные периоды своего развития, в которых присутствуют определённые духовно-психологические качества, и что на различных этапах духовной жизни то, что полезно одному, то может быть вредно другому.

Например, довольно часто, неофит не видит недостатков в жизни Церкви и верующих. Для него Церковь и верующие приравниваются к святым. Он видит всех святыми, а себя грешным. Эта особенность новообращенного верующего первоначально является хорошей, так как поддерживает его идеалистический и самокритичный настрой, который помогает вначале духовного развития. Если церковная жизнь нового верующего начинается с критического настроя, то неофитство может и не начаться.

Неофит означает «новоуверовавший». Значит, все, кто обрел веру, — неофиты. Но не каждый, кто крестился, является неофитом. Важным показателем неофита, является его мировоззренческая позиция, когда вера становится его убеждением, а не дополнением к основной жизни. Если человек крестился без особой подготовки, «между прочим», то мало шансов, что он станет неофитом, а затем истинно верующим. Так что с этой позиции, мы видим, что если неофитство это болезнь, то это хорошая болезнь.

Неофитство — это довольно часто слепое следование многочисленным запретам. Новообращенный верующий сосредоточен на исполнении бесконечных правил, большинство которых придумал себе сам.

Именно поэтому, для новообращенного очень важно найти для себя образец для подражания, ведь если неофиту не удастся найти того, кто смог бы его просвещать и помогать идти на этом, особенно сложном, начальном пути, человека с высокой духовностью, то он не сможет правильно понимать и использовать то, что он прочтет в поучениях святых Отцов Церкви, и пойдет по более легкому пути — он начнет видеть знамения, символы, будет искать старцев.

Эти знамения не дадут толчка к началу внутренней жизни, развитию духовности. Это приведет к тому, что неофит не будет расти духовно, но при этом будет считать себя эталоном религиозности, начнется показная религиозность.

Явление неофитства, имеющее место во многих, если не во всех религиях, проявляется всегда одинаково: неофит — это человек, находящийся в состоянии «переходного духовного возраста».

Весь мир для него делится на черное или белое. Все, что его окружает, либо религиозное, либо преступное. Неофит проходит разные стадии: от воодушевления и принятия новой веры, через постепенное вовлечение в религиозно-культовые действия — к познанию и развитию. И важно, чтобы новообращенный не застрял на какой-нибудь стадии, так и не узнав истины.

В периоде неофитства, как и в любом другом явлении, есть свои минусы и плюсы.

Положительные черты неофитства:

  • у новообращенных верующих есть стремление к новому, рвение, которое чаще всего исчезает со временем. Как рассказывал священник одного православного ВУЗа, про старшекурсников, которые уже «воцерковились» и не считают нужным посещать все службы.

У некоторых происходит «выздоровление от неофитства», что сопровождается охлаждением к вере, равнодушием, сокращением добрых дел, так что нередко «выздоровление» гораздо более «неофитства» похоже на духовную болезнь.

  • у неофитов имеется некоторое преимущество перед теми, кто уже давно в Церкви — это обостренное чувство присутствия Бога в их жизни, усердное исполнение молитв, поста, посещением церковных служб.

Отрицательные черты неофитства:

  • у неофита присутствует горячая вера, ревность не по вере, максимализм во всем;
  • у неофита могут возникнуть религиозное ханжество, лицемерие, показная религиозность;
  • у неофита имеется болезненное осуждение всех и всего. Особенно это проявляется в отношении неофита к верующим других религий или неверующим;
  • у неофита полностью отсутствует смирение. Он заменил покаяние самоугрызением, ложным самоуничижением, которое он считает смирением;
  • неофиты затрудняют людям, далеким от Церкви, дорогу в нее. Потому что человек, искренне интересующийся религиозной жизнью, увидев такого неофита, с его излишне показной религиозностью, может сделать заключение о всей Церкви.

Необходимо также оговорить последствия «застревания» в неофитстве. Фактически существует три возможности развития событий:

  1. Неофит стремится получить желаемое, но не получив того, из-за чего он пришел в Церковь, он разочаровывается в вере и уходит из Церкви, считая ее ошибкой.
  2. Застревает в неофитстве навсегда и не движется дальше в духовном развитии.
  3. Выздоровление через некий обязательный внешний или внутренний кризис, через болезненную переоценку ценностей. Довольно часто, когда у человека случается религиозный кризис, то это значит, что он на пути к выздоровлению от неофитства.

Для дальнейшего описания исследуемого явления, необходимо остановиться на психологических аспектах. Мы рассмотрим два крайних типа личности, у которых различается последующее развитие, это: холерик (сильный неуравновешенный) и меланхолик (слабый неуравновешенный).

Психологические характеристики данных типов настолько различны, что проявления неофитства тоже отличаются.

Холерики, в периоде неофитства, много читают различную околоцерковную литературу, переживают внутреннее потрясение, которое, по их мнению, дает им особое понимания всего происходящего. После того, как они прочтут многочисленные комментарии к жизни и произведениям святых Отцов, у них появляются навязчивые идеи преследования, которые проявляются в поисках врагов во всем: электронное чипирование, грех принятия ИНН, наличие сатанинских «трех шестерок» в новых паспортах, масоны и другое [1].

Меланхолики, в периоде неофитства, после страшных предсказаний, различных предзнаменований, «знаков свыше», впадают в состояние истерии. Основная проблема в данной ситуации в том, что данному типу неофитов в большей мере свойственна высокая внушаемость. Они начинают подражать соседям, боятся «чипирования», «кодирования», придают чрезвычайное значение субъективным ощущениям и житейским мелочам. Они стремятся найти «благодатных батюшек», и неважно, истинные они или надуманные, пытаются канонизировать их прижизненно.

Если не рассматривать неофитство только с отрицательной стороны, то мы можем заметить, что благодаря новообращенным верующим их знакомые приходят в Церковь, именно неофиты являются наиболее активными в приходе.

Главное правило для верующих людей — помнить о том, что важно пройти через период неофитства, но не задержаться в нем [1].

 

Список литературы:

  1. Дурыгин Д.Н. О религиозной паранойе и религиозной истерии. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://russned.ru/zdorove/o-religioznoi-paranoie-i-religioznoi-isterii (дата обращения 14.03.2013)
  2. Калининградская епархия Русской Православной Церкви. Неофит. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=19567(дата обращения 24.03.2013)
  3. Максимов Юрий. О семье, неофитах и компьютерных играх. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pravoslavie.ru/polemika/5759.htm (дата обращения 12.03.2013)