СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА — РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА
Секция: 4. Социология
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА — РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА
Как самостоятельная наука социология в России появилась во второй половине девятнадцатого века, после выхода реформы упразднившей крепостное право. В период, когда происходила смена общественно-экономической формации и рухнули многовековые устои феодального общества, а новые социальные нормы находились пока в процессе формирования, возникла потребность в формировании новой на тот момент науки — социологии.
В начале первой половины девятнадцатого века уже по многим странам, в том числе и по России «прокатилась» волна буржуазных революций, после чего произошла смена монархических формы правления на конституционные монархии [1]. Промышленная революция привела в первую очередь к тому, что люди из сельских местностей стали переезжать в город, чтобы устроиться на фабрики и мануфактуры. Увеличился и усложнился состав городского населения, повысилось число различных профессий и всё это привело к ломке старых культурных стандартов.
В появлении социологии как науки огромное влияние играют как политические, так и социально-экономические предпосылки. К социально-экономическим предпосылкам следует отнести следующее: во-первых, как было написано раннее, феодальное общество изжило себя и препятствовало дальнейшему общественному росту; во-вторых, появился мировой рынок и, в-третьих, произошел рост городов и отток сельских жителей в центр.
К политическим предпосылкам можно отнести то, что произошёл процесс политической консолидации. Этот процесс ввёл к изменению социальной среды. Важно также отметить, что период развития социологии в России был очень связан с Западом. Только по сравнению с западными социологами, русские находились в лучшем положении, так как они были уже ознакомлены с развитием социологической науки в мире.
Появление социологии в России имело и негативный характер, прежде всего, это выражалось в отношении некоторых учёных того времени по поводу новой дисциплины. Отношение этих учёных к социологии колеблелось от безразличия до откровенной враждебности. Только в первое десятилетие двадцатого века междисциплинарные отношения резко изменились, а именно началось повсеместное признание социологии как науки, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в психологии, истории, политической экономии, этнографии, правоведении именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами [2].
В историко-социологической литературе принято разграничивать творчество П.А. Сорокина на два этапа — российский и американский. Российский период творчества молодого социолога является своего рода «годами учения», так как именно за эти десять лет, чётко выразились основные этапы его творческой деятельности. А также именно в этот период были сформированы и ярко выражены политические и идеологические воззрения Питирима Александровича Сорокина.
Исследование российского периода творчества П.А. Сорокина позволяет лучше разобраться в социально-политических контурах переходного для России революционного этапа и понять, что привело молодого учёного к разработке основных моментов его теории как цельного и осознанного выражения мировоззрения, к постановке и решению политических проблем, которые были актуальны в начале двадцатого века [3].
Систематизация и анализ идей Питирима Александровича Сорокина российского периода его творчества важны также и для политической науки. В политических идеях П.А. Сорокина выражены основные и наиболее значимые подходы к решению самых актуальных для политологии вопросов, — таких как, теория федерализма, теория революции и теория происхождения государства.
Исследование политической проблематики в российский период творчества Питирима Александровича помогает расширить представление о месте и роли государства в общественной жизни, понять проблемы, связанные с особенностями коренных социально-политических преобразований в обществе, а также сущность предложенных учёным нереволюционных подходов социальной реконструкции.
Необходимо подчеркнуть, что Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе. В историю мировой мысли Сорокин вошёл преимущественно как учёный-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфических проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология,философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам. Творческое наследие Сорокина колоссально, он автор более полусотни книг, не говоря уже о бесчисленных очерках, статьях и заметках, которые неоднократно переиздавались в странах Азии, Европы и Америки.
Также очень важно отметить, что именно в России Питирим Александрович Сорокин познакомился с идеями таких западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс, Дарвина, Гегеля, Конта, позднее — Зиммеля. Не стоит забывать о том, что на тот момент в России была социально-политическая обстановка, оказавшая огромное влияние на формирование его взглядов и мировоззренческих позиций по отношению к новой науки. Первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет — все эти условия в совокупности не могли не оказать влияние на его работы и труды русского периода. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им перенесенные» [4].
Питирим Сорокин оценивал свои взгляды, прежде всего, как слияние идей Г. Спенсера, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского и других великих учёных, чьи интересы хоть как-то совпадали с его воззрениями. Научные труды Питирима Сорокина были связаны с выявлением тенденций будущего развития человечества и с самого начала они отличались широтой и разнообразием тематики. Характерной особенностью его научного творчества стали, рано проявившиеся способности к самооценке и предостережению. Он воспринимал мир не как простой материал, а как величайший храм, в котором любое существо, и прежде всего человек есть проявление божественного начала, а значит — неприкосновенная святыня [5].
Так же не стоит забывать, что именно в России Питирим Сорокин опубликовал в 1914 году свой первый труд «Преступление и кара, подвиг и награда». Это своего рода социологический этюд о формах общественного поведения и морали. В книге «Преступление и кара, подвиг и награда» преступность рассматривается как результат «разорванности» системы социальных отношений. Также, в этой работе Питирим Сорокин доказал, что существует огромная разница между ответом на вопрос, что следует считать преступлением, и ответом на вопрос, что есть преступление и чем оно было. Таким образом, « Преступление и кара, подвиг и награда» занимает особое место в жизни и творчестве Питирима Александровича, этот объемный и весьма значительный по богатству мыслей труд был написан 24-летним студентом и сразу же вывел его если не на вершину, то все-таки на весьма высокую ступень российского социологического «олимпа».
Немного позднее в 1920 году вышел второй немаловажный по значимости труд Питирима Александровича «Система социологии», которую он посвятил памяти Максима Ковалевского и Евгению Де Роберти. В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет «основы и руководящие принципы» своей теоретической социологии. Теоретическую социологию молодой учёный делил на социальную механику, социальную генетику и социальную аналитику. По мнению Питирима Александровича, социальная аналитика изучает то, из чего состоит социальное явление и какими функциями оно обладает. Социальная механика, в отличие от социальной аналитики акцентирует внимание на взаимодействие людей в обществе. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни в целом.
Таким образом, Питирим Александрович Сорокин внёс значительный вклад в формирование и развитие социологии в России. Наследие этого выдающегося социолога уникально. Он является автором более полусотни книг, которые были переведены на все языки мира. Труды Питирима Сорокина одинаково популярны, как и в России, так и за рубежом.
Список литературы:
- Голосенко И.А.и Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX века. Москва. «Пресс». 1995. — 376 с.
- Елсуков А.Н. История социологии / Учеб. пособ. Минск. «Логос». 2010. — 487 с.
- Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. Москва. «Высшая школа». 1993. — 403 с.
- Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004. — 384 с.
- Новиков С.С. История развития социологии в России / Учебное пособие. Москва. «Пресс». 1996. — 400 с.