Статья:

СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА — РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Исагалиева А.С. СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА — РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИОЛОГИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА — РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Исагалиева Айгуль Сабыргалиевна
студент Астраханского государственного университета, г. Астрахань
Леонова Ольга Викторовна
научный руководитель, научный руководитель, доцент кафедры социологии, канд. социол. наук, Астраханского государственного университета, г. Астрахань

 

Как самостоятельная наука социология в России появилась во второй половине девятнадцатого века, после выхода реформы упразднившей крепостное право. В период, когда происходила смена общественно-экономической формации и рухнули многовековые устои феодального общества, а новые социальные нормы находились пока в процессе формирования, возникла потребность в формировании новой на тот момент науки социологии.

В начале первой половины девятнадцатого века уже по многим странам, в том числе и по России «прокатилась» волна буржуазных революций, после чего произошла смена монархических формы правления на конституционные монархии [1]. Промышленная революция привела в первую очередь к тому, что люди из сельских местностей стали переезжать в город, чтобы устроиться на фабрики и мануфактуры. Увеличился и усложнился состав городского населения, повысилось число различных профессий и всё это привело к ломке старых культурных стандартов.

В появлении социологии как науки огромное влияние играют как политические, так и социально-экономические предпосылки. К социально-экономическим предпосылкам следует отнести следующее: во-первых, как было написано раннее, феодальное общество изжило себя и препятствовало дальнейшему общественному росту; во-вторых, появился мировой рынок и, в-третьих, произошел рост городов и отток сельских жителей в центр.

К политическим предпосылкам можно отнести то, что произошёл процесс политической консолидации. Этот процесс ввёл к изменению социальной среды. Важно также отметить, что период развития социологии в России был очень связан с Западом. Только по сравнению с западными социологами, русские находились в лучшем положении, так как они были уже ознакомлены с развитием социологической науки в мире.

Появление социологии в России имело и негативный характер, прежде всего, это выражалось в отношении некоторых учёных того времени по поводу новой дисциплины. Отношение этих учёных к социологии колеблелось от безразличия до откровенной враждебности. Только в первое десятилетие двадцатого века междисциплинарные отношения резко изменились, а именно началось повсеместное признание социологии как науки, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в психологии, истории, политической экономии, этнографии, правоведении именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами [2].

В историко-социологической литературе принято разграничивать творчество П.А. Сорокина на два этапа российский и американский. Российский период творчества молодого социолога является своего рода «годами учения», так как именно за эти десять лет, чётко выразились основные этапы его творческой деятельности. А также именно в этот период были сформированы и ярко выражены политические и идеологические воззрения Питирима Александровича Сорокина.

Исследование российского периода творчества П.А. Сорокина позволяет лучше разобраться в социально-политических контурах переходного для России революционного этапа и понять, что привело молодого учёного к разработке основных моментов его теории как цельного и осознанного выражения мировоззрения, к постановке и решению политических проблем, которые были актуальны в начале двадцатого века [3].

Систематизация и анализ идей Питирима Александровича Сорокина российского периода его творчества важны также и для политической науки. В политических идеях П.А. Сорокина выражены основные и наиболее значимые подходы к решению самых актуальных для политологии вопросов, таких как, теория федерализма, теория революции и теория происхождения государства.

Исследование политической проблематики в российский период творчества Питирима Александровича помогает расширить представление о месте и роли государства в общественной жизни, понять проблемы, связанные с особенностями коренных социально-политических преобразований в обществе, а также сущность предложенных учёным нереволюционных подходов социальной реконструкции.

Необходимо подчеркнуть, что Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе. В историю мировой мысли Сорокин вошёл преимущественно как учёный-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфических проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология,философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам. Творческое наследие Сорокина колоссально, он автор более полусотни книг, не говоря уже о бесчисленных очерках, статьях и заметках, которые неоднократно переиздавались в странах Азии, Европы и Америки.

Также очень важно отметить, что именно в России Питирим Александрович Сорокин познакомился с идеями таких западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс, Дарвина, Гегеля, Конта, позднее Зиммеля. Не стоит забывать о том, что на тот момент в России была социально-политическая обстановка, оказавшая огромное влияние на формирование его взглядов и мировоззренческих позиций по отношению к новой науки. Первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет все эти условия в совокупности не могли не оказать влияние на его работы и труды русского периода. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им перенесенные» [4].

Питирим Сорокин оценивал свои взгляды, прежде всего, как слияние идей Г. Спенсера, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского и других великих учёных, чьи интересы хоть как-то совпадали с его воззрениями. Научные труды Питирима Сорокина были связаны с выявлением тенденций будущего развития человечества и с самого начала они отличались широтой и разнообразием тематики. Характерной особенностью его научного творчества стали, рано проявившиеся способности к самооценке и предостережению. Он воспринимал мир не как простой материал, а как величайший храм, в котором любое существо, и прежде всего человек есть проявление божественного начала, а значит неприкосновенная святыня [5].

Так же не стоит забывать, что именно в России Питирим Сорокин опубликовал в 1914 году свой первый труд «Преступление и кара, подвиг и награда». Это своего рода социологический этюд о формах общественного поведения и морали. В книге «Преступление и кара, подвиг и награда» преступность рассматривается как результат «разорванности» системы социальных отношений. Также, в этой работе Питирим Сорокин доказал, что существует огромная разница между ответом на вопрос, что следует считать преступлением, и ответом на вопрос, что есть преступление и чем оно было. Таким образом, « Преступление и кара, подвиг и награда» занимает особое место в жизни и творчестве Питирима Александровича, этот объемный и весьма значительный по богатству мыслей труд был написан 24-летним студентом и сразу же вывел его если не на вершину, то все-таки на весьма высокую ступень российского социологического «олимпа».

Немного позднее в 1920 году вышел второй немаловажный по значимости труд Питирима Александровича «Система социологии», которую он посвятил памяти Максима Ковалевского и Евгению Де Роберти. В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет «основы и руководящие принципы» своей теоретической социологии. Теоретическую социологию молодой учёный делил на социальную механику, социальную генетику и социальную аналитику. По мнению Питирима Александровича, социальная аналитика изучает то, из чего состоит социальное явление и какими функциями оно обладает. Социальная механика, в отличие от социальной аналитики акцентирует внимание на взаимодействие людей в обществе. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни в целом.

Таким образом, Питирим Александрович Сорокин внёс значительный вклад в формирование и развитие социологии в России. Наследие этого выдающегося социолога уникально. Он является автором более полусотни книг, которые были переведены на все языки мира. Труды Питирима Сорокина одинаково популярны, как и в России, так и за рубежом.

 

Список литературы:

  1. Голосенко И.А.и Козловский В.В. История русской социологии XIXXX века. Москва. «Пресс». 1995. 376 с.
  2. Елсуков А.Н. История социологии / Учеб. пособ. Минск. «Логос». 2010. 487 с.
  3. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX века. Москва. «Высшая школа». 1993. 403 с.
  4. Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2004. 384 с.
  5. Новиков С.С. История развития социологии в России / Учебное пособие. Москва. «Пресс». 1996. 400 с.