Статья:

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Кинжекова А.С. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 12.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 58 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Кинжекова Айжан Серковна
студент Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург
Кочемасова Любовь Александровна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург

 

 

Проблема семейного насилия очень актуальна в настоящее время. С каждым годом число преступлений, совершаемых в семье, стремительно возрастает, а сами преступления становятся все более тяжкими. Антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Агрессивные, враждебные действия в семье, приводят к негативным последствиям, в последствии которых объекту насилия могут быть причинены вред, травмы и унижения.

Насилие в семье является реальной угрозой физического, сексуального, психологического или экономического унижения и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Как правило, физическое насилие сочетается с сексуальным насилием над женщиной. Сексуальное насилие — это совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к невозможным для него приемам и способам сексуальных отношений.

Не менее опасным и распространенным видом семейного насилия над женщинами является психологическое насилие, которое проявляется в пренебрежении ее потребностями, отсутствии взаимоотношения и использовании бесконечных издевательств.

Проблема насилия в семье рассматривается учеными различных школ и направлений. Так в трудах выдающихся криминалистов Л.С. Белогриц-Котляревского, Я.М. Фойницкого, Н.С. Таганцева рассматриваются теоретические вопросы, посвященные уголовному праву, также рассмотрению специфики преступлений, совершенных против членов своей семьи.

Ученые криминалисты Г.Г. Мошак, Г.А. Панфилов, Э.Ф. Побегайло, Д.В. Ривман, Я.Я. Соотак, А.Д. Тартаковский, Д.А. Шестаков, занимались изучением внутрисемейных насильственных преступлений исключительно с криминологических позиций.

В дальнейшем изучение проблемы насилия в семье долгое время не было предметом специального научного исследования. Данная проблема более широко изучалась в рамках такого вопроса, как преступления, совершенные на почве семейно-бытовых отношений. Только со второй половине 60-х годов XX века появляется направление криминологии (семейная криминология), которое стало изучать криминогенные факторы семейной сферы, обусловленное ими преступное поведение, и меры социального противодействия внутрисемейной агрессии.

Следует отметить, что социальные функции семьи и её потенциал, проблемы стабильности брака, причины и мотивы разводов и семейных конфликтов рассматривают ученые социологи С.И. Голод и И.С. Кон.

И.С. Кон обвиняет «экономическую неэффективность советской системы, политический деспотизм и бюрократизацию жизни» в возникновении множества серьезных внутрисемейных проблем того времени, в том числе, и насилия [4].

И.А. Кудрявцева описывает психосексуальное развитие в ракурсе следующих этапов: I этап (1—7 лет) — формирование полового самосознания; II этап (7—13 лет) — формирование стереотипа полоролевого поведения; III этап (14—26 лет) — формирование психосексуальных ориентаций. По мнению автора, нарушение ранних этапов психосексуального развития, вследствие насилия, может привести к серьезным деформациям личности ребенка. Если насильник знаком с ребенком или, состоит с ним в родственных отношениях, то в дальнейшем у ребенка искажаются представления о родственных связях и ощущение эмоциональной привязанности, которые являются основой эмоционального реагирования в психическом развитии ребенка [5].

Сам факт сексуального насилия вызывает у ребенка сильнейший стресс и постстрессовое расстройство. Ученые психологи Т.П. Симеон, Г.Е. Сухарева отмечают склонность психогенных, реактивных состояний к длительному течению и влиянию на формирование личности детей. Клиническая структура реактивных состояний у детей до 6—7 лет отличается меньшей выраженностью и полиморфизмом расстройств, в которых преобладают малодифференцированные реакции, которые могут быть не замечены взрослыми, окружающими ребенка [6; 7].

Изучению домашнего насилия посвящено фундаментальное монографическое исследование кандидата юридических наук Р.Д. Шарапова. Ученый выделяет два базовых признака насилия: «неволя» и «принуждение». Исключая из признаков насилия «незаконность», автор расширяет это понятие, и включает в него действия воспитательного характера, например, принуждение ребенка, убрать свои игрушки или лечь спать [9].

В трудах А.В. Иващенко и А.И. Марченко в определении насилия отсутствует признак «незаконное». «В качестве насилия следует рассматривать активную социальную деятельность, направленную против свободного волеизъявления. В отличие от многих других форм проявления человеческой активности только насилие представляет собой поведение, при котором поступки человека, очевидно, нацелены на подавление свободы» [3].

Аналогичное определение насилия можно отметить в работах В.М. Артемова. Он утверждает, что «насилие всегда сопровождается той или иной мерой ограничения свободы выбора» [1].

В отечественной социологии ХХ столетия появились труды, описывающие сексуальное насилие, которое выступает одним из тяжелейших вредоносных факторов. Особое внимание было обращено на психические расстройства и нарушения в поведении у женщин, подвергшихся сексуальному насилию в детстве. Были подробно описаны их повышенная агрессивность, депрессивные состояния, носящие суицидальный характер, склонность к рискованным половым связям, частой смене партнеров и проституции. У мужчин, которые перенесли сексуальное насилие в детстве, были отмечены гомосексуальные тенденции с вовлечением в них большого количества сексуальных партнеров.

Российский социолог Н.К. Асанова установила, что в России самой часто встречающейся формой сексуальных преступлений выступают развратные действия с детьми, причем в 70 % случаев дети подвергаются такому виду насилию со стороны родных и близких ребенку людей (родственников, опекунов, родителей), можно сказать, что насилие приобретает все более семейный характер [2].

Произведя анализ проблем насилия в семье в концепциях различных ученых, следует отметить, что агрессия и насилие в семье стали объектом исследования многочисленных теоретических направлений. Представители разных научных школ и направлений объясняют насилие, его причины, виды и динамику в соответствии со своими основными теоретическими взглядами. Созданные ими теории насилия позволяют изучить и объяснить широкий круг проблемы.

Интегрируя теории и концепции в комплексную модель, домашнее насилие можно трактовать как многофакторный феномен, который порожден посредством взаимодействия сразу нескольких элементов: личностных особенностей родителей и ребёнка, внутрисемейных процессов, стрессов, вызываемых социально — экономическими условиями и обстоятельствами общественного характера.

Таким образом, для того чтобы выработать эффективные меры социальной политики для снижения уровня насилия в семье, необходимо учитывать данные научных исследований о его масштабах и природе. Без статистической информации и отсутствия специальных исследований в этой области, без достоверной и полной информации о масштабах, факторах и проявлении внутрисемейного насилия в России, данная проблема не решится.

 

Список литературы:

  1. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и миновации. — М., 1998. — С. 109.
  2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми : учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 131.
  3. Иващенко А.Е. Методология правового исследования насилия / А.Е. Иващенко, А.И. Марченко // Социально-правовые проблемы борьбы с насилием. — 2006. С. 4.
  4. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе / И.С. Кон // Социальная и клиническая психиатрия. — 2003. — № 3. — С. 31—38.
  5. Кудрявцева И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза // Юридическая литература. —2003. —№ 1. — С. 19.
  6. Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение: учеб. пос. для вузов. — М.: Наука, 2000. — С. 43—48.
  7. Сухарева Г.Е. Преимущественные для детского возраста психогенные реакции: хрестоматия в 2-х томах. — М.: изд-во Московского университета: Высшая школа, 2002. — С. 178—193.
  8. Шарапов Р.Д. Насилие как уголовно-правовая категория и его виды // Вестник Тюменского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 132—138.