Статья:

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ГЕЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Рыбакова Д.Н. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ГЕЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ГЕЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рыбакова Дарья Николаевна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург
Ушакова Валентина Григорьевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург

 

В настоящее время активно обсуждаются вопросы толерантности, эмансипации и равенства в обществе. При упоминании толерантности первым приходит на ум лояльное отношение к другим расам и национальностям, однако на сегодняшний момент расизм/нацизм в большинстве цивилизованных стран уголовно наказуем. Таким образом, можно сказать, большую проблему представляет негативное отношение, дискриминация, стигматизация и исключение из жизни общества представителей сексуальных меньшинств, в частности мужчин с гомосексуальной ориентацией. Даже если существует хотя бы «внешняя», показная толерантность по отношению к этим мужчинам, зачастую она не в состоянии скрыть неприязни граждан России к гомосексуалам. Кроме того, нередко последних открыто угнетают и ущемляют в правах: лишают рабочего места, свободы слова и самовыражения.

По концепции Б.А. Грушина, общественное мнение не может быть тождественным массовому сознанию. Общественное мнение ― это более узкое и специализированное понятие, отражает массовое сознание, проявляющееся в отношение к определенным объектам или явлениям, в определенный точечный момент времени. Опросы общественного мнения не служат индикаторами долгосрочного массового сознания. Общественное мнение является составляющей общественного сознания, «проходит» через все его формы в данный исторический момент по отношению к данным явлениям или объектам. «Оно [общественное мнение] входит в состав той или иной форм сознания с разной степенью интенсивности и в сфере политики имеет самое широкое хождение и обладает весьма большой реальной силой» [1].

В данной статье будет рассматриваться отношение именно к мужчинам с гомосексуальной ориентацией, так как, по субъективным наблюдениям, они чаще всего подвергаются стигматизации. Об этом можно судить хотя бы исходя из наличия в русском языке негативного оттенка слова «гей», а также многочисленного количества оскорбительных выражений в их сторону. В отношении женщин с гомосексуальной ориентацией такого разнообразия ругательств замечено не было. Кроме того, с практической точки зрения, легче определить геев, чем лесбиянок (другие сексуальные меньшинства в рассмотрение в данном исследовании приняты не будут). Чаще всего две женщины, живущие вместе, не подвергаются осуждению со стороны общественности, даже если девушки спят в одной кровати и целуются, в большинстве случаев это не считается предосудительным. С другой стороны, если таким образом ведут себя два мужчины или молодых человека, вряд ли им удастся избежать осуждения, а зачастую открытых оскорблений и гонений.

Что касается понятия «меньшинство», в своих эссе Луис Вирт, представитель Чикагской школы социологии, определял данный термин не исключительно относительно расы, этничности, религии или национальной принадлежности, хотя и указывал, что вокруг данных категорий может конструироваться понятие «меньшинство» [5, с. 209]. В то же время этническая группа тоже может рассматриваться как меньшинство, однако уже как определенный тип его. Этническая группа больше не понимается как конгруэнтная меньшинству. Следует отметить, что в современном обществе исследование меньшинств нередко заменяет проблематику межрасовых отношений.

Именно Вирт первым выделил меньшинство в качестве самодостаточного объекта социологического исследования, а также определил два основных критерия, которые позволяют судить о наличии того или иного меньшинства: первый критерий – наличие состояние дискриминации, второй ― осознание себя объектом коллективной дискриминации.

Сам Вирт интерпретировал меньшинство в функционалистских терминах, а именно как «группу людей, выделяющихся в обществе своими физическими или культурными свойствами, из-за которых они испытывают ущемление и неравенство, и которые, таким образом, определяют себя как предмет коллективной дискриминации» [6].

Исходя из определения, данного Виртом, представляется возможным охарактеризовать меньшинство как дискриминируемую группу, которая может формироваться на таких основах, как гендерная идентичность, сексуальная ориентация и возраст [5, с. 209]. Это означает, что как меньшинство можно рассматривать, к примеру, женщин или гомосексуалов в определенном обществе.

Неодобрение и негативное восприятие гомосексуальности в нашей стране прививается детям и подросткам, она считается чем-то зазорным, неправильным, нездоровым, мешающим нормальной жизни. Такие стереотипы, распространенные среди большинства населения, приводят к печальной статистике попыток самоубийства или уже совершенных суицидов среди подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией. По всей России распространено целенаправленное избиение гомосексуалистов, доходящее вплоть до убийства. По статистике, физическому насилию подвергались около 27 % из них.

По Р.У. Коннеллу, существует определенная гендерная иерархия, в которой он использует идеальные типы как мужского, так и женского поведения [2, с. 112]. На самом верху находится так называемая гегемонная мужественность, которая доминирует в обществе, а гомосексуальная мужественность располагается практически в самом низу.

Все вышеперечисленное можно проиллюстрировать с помощью сегодняшней ситуации в Санкт-Петербурге, в связи с такими недавними событиями, как запрет проведения митинга в поддержку ЛГБТ, который должен был состояться 7 июля 2012 года и был согласован с правительством. Однако за день до мероприятия оно было запрещено Смольным, о чем сообщил глава пресс-службы Смольного Андрей Кибитов его проводить (что является нарушением ст. 31 Конституции РФ) [3].

17 марта 2012 года в силу вступил региональный закон Санкт-Петербурга № 238 против пропаганды гомосексуализма, в котором, в частности, значится «Под публичными действиями, направленными на пропаганду мужеложства <…> среди несовершеннолетних, в настоящей статье следует понимать деятельность по целенаправленному и бесконтрольному распространению общедоступным способом информации, способной <…> сформировать у них искажённые представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений» (подчеркивание принадлежит автору статьи). Уже в формулировке закона содержатся высказывания, дискриминирующие данную группу населения и стигматизирующие ее.

Более того, опасение пропаганды в значительной степени преувеличено. Нередко обвиняются и иностранные музыкальные исполнители (Lady Gaga, 09.12.12, Madonna, 09.08.12, Rammstein, 13.02.12), якобы развращающие подростков, посещающих их концерты, своей поддержкой людей с нетрадиционной ориентацией (во внимание не принимается, что на билетах присутствует пометка 18+).

Если в Западной Европе и Америке существует немало признавших свою нетрадиционную ориентацию геев, которые добились успеха и стали знаменитыми (Sir Elton John, Ricky Martin, John Barrowman, Mark Gatiss), а также имеют возможность официально зарегистрировать партнерство, усыновлять детей, поддерживать сексуальные меньшинства, участвовать в благотворительных акциях, то возможность подобного явления в современной России находится под большим вопросом. В нашей стране гомофобия носит не только социальный, но еще и в значительной степени политический характер: большинство правящих партий и политических лидеров не скрывают своего негативного, порой даже агрессивного отношения к представителям сексуальных меньшинств. К таким политическим партиям могут быть отнесены, к примеру, «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР [4]. Как следствие, нельзя не отметить давление как на общественное мнение о геях, так и на них самих со стороны государства.

Таким образом, в России, в отличие от многих стран ЕС, гомосексуальность считается девиантным поведением негативного характера, причем не только институтом церкви, как это было раньше, но и государством, и многими СМИ, и большей частью населения самых разных социальных слоев. Несмотря на восхваление положительных черт и стремления к формированию гражданского общества, отсутствует желание среди широких масс населения принять феномен гомосексуальности как данное и признать права геев.

 

Список литературы:

  1. Грушин Б.А. Мир мнений и мнения в мире //М.: Издательство политическая литература. ― 1967.
  2. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. ― 632 с.
  3. Neva 24: Смольный запретил гей-парад в Петербурге — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.neva24.ru/a/2012/07/05/Smolnij_zapretil_gej-par/ (дата обращения 02.05.2013)
  4. Gay Russia. Архив российской гомофобии / статься 282 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gayrussia.eu/article282/ (дата обращения 08.05.2013)
  5. Ballenger J.F. Self, senility, and Alzheimer's disease in modern America: A history. ― JHU Press, 2006
  6. Wirth L.: «The Problem of Minority Groups», page 347 in Ralph Linton (ed.), The Science of Man in the World Crisis. New York: Columbia University Press, 1945.