ДОСУГ ― КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
Секция: 4. Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ДОСУГ ― КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
В современном мире существует множество социальных проблем: алкоголизм, наркомания, проституция, инвалидность, безнадзорность и беспризорность и др. Алгоритм их решения разрабатывается и применяется уже не один год. Что-то помогает и меняет обстановку то в худшую, то в лучшую сторону, а что-то приходиться дорабатывать. На фоне названных социальных проблем досуг кажется и не проблемой вовсе. Давайте разбираться.
Во-первых, что такое досуг?
Одним из понятий досуга является термин «свободное время», используемое для реализации внутренних сил и приятного препровождения. Из определения можно увидеть, что досуг это оставшееся время от работы. Вроде бы ничего плохо в этом нету, наоборот хорошо, что у людей с их занятостью и загруженностью в XXI веке есть время, которое они могут посвятить развлечению, самообразованию, повысить уровень духовности, укрепить здоровье. Но это если смотреть только с одной стороны, с другой стороны как именно организован досуг.
В России ощущается не только не достаток свободного времени, но и неумение его организовывать. Кроме того, с развитием рыночных отношений всё больше коммерционных предложений в культурно-досуговой сфере. Из-за этого бедные слои вынуждены проводить своё свободное время дома, часто с употреблением спиртных напитков и наркосодержащих веществ или на улицы, в скитании от нечего делать. У людей среднего слоя свободное время проходит за телевизором, очень редко за книгой, а в более обеспеченных семьях за компьютером, интернетом.
Именно поэтому работа в этой области становится всё более востребованной. К ней проявляют интерес и проводят исследования психологи, социологи, врачи и др. Наиболее изучаемыми областями являются молодёжь и пожилые люди.
Но мне бы в своей работе хотелось рассмотреть досуг, как один из способов профилактики и лечения «профессионального выгорания». Актуальность данного синдрома в мире, в том числе и в России высока. Существует множество профессий, работа которых связанных с людьми. Они в первую очередь подвержены риску. Таким образом, если разработать программу по распределению свободного времени, которая бы отвечала интересам людей, если показать им что кроме работы, есть много всего интересного, научить их снимать стресс, напряжение, то многие вновь полюбят свою профессию, обретут своё хобби, согласно своим предпочтениям, интересам. Конечно будет лучше, если свободное время будет проводиться с семьёй, так как зачастую близкие таких профессией как учитель, врач, психолог, редко видят своих родных в хорошем, позитивном расположении духа. Часто они видят другую картину: срывы, ссоры, скандалы изо дня в день.
Во-вторых, давайте разберёмся с термином «профессиональное (эмоциональное) выгорание».
Термин «эмоциональное выгорание» был введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в тесном общении с учениками, клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущениями собственной бесполезности. Это, прежде всего учителя, воспитатели, врачи.
На протяжении времени расширялась группа людей, подвергающиеся профессиональному риску (юристы, тюремный персонал, политики, социальные работники, социологи). В настоящее время под термином «профессиональное выгорание» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляется в профессии социальной сферы.
Одна из перечисленных профессий является наиболее актуальной. В XXI веке государство вкладывает все силы в образование, ведь от него зависит уровень культурности, воспитанности населения. К сожалению, в России за её историю уровень образованности очень сильно упал. Поэтому важно поддерживать его на достойном уровне.
Так вот различные силы направляются в школы, вузы. В программах затрагивают и стороны, касающиеся здорового образа жизни, и повышение качества знаний, усовершенствование предметной сферы. Интересен момент, касающийся здоровья школьников, конечно, он не маловажен, но не надо забывать, что в школе процесс обучения зависит не только от учеников, но и от учителей. Здоровье педагог в основном рассматривается с физической стороны, а вот про эмоциональное, психологическое состояние забывают. За время работы в школе у педагога деформируется личность, основными чертами характера становятся консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, поучающая манера речи, излишняя властность и категоричность, навязывание своего образа «Я» ученикам и окружающим. А что говорят сами учителя? Вот некоторые симптомы, о которых они упоминают:
- одиночество, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
- периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
- понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
- часто болеешь, не удается быстро восстанавливаться;
- начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
- непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
- ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
- желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
- комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь.
Почему происходит «эмоциональное выгорание»? В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих «эмоциональное выгорание».
Внешние факторы:
- Хроническая напряженность, при психоэмоциональной деятельности. Человеку работающими с людьми, приходиться ежеминутно, ежедневно подкреплять эмоциями разные виды общения, активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать и усиленно запоминать информацию.
- Не стабильная организация в планировании деятельности. Её основные признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо сконструированная и нечеткая информация.
- Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
- Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами — конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».
- Психологически трудный контингент - это дети с аномалиями характера, нервной системы и задержками психического развития.
К внутренним факторам относят:
- Склонность к эмоциональному выгоранию. Формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться.
- Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности.
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять участие и сопереживание субъекту своей деятельности.
Во-вторых, есть люди, альтруистическая эмоциональная отдача для которых ничего не значит, и они не нуждаются в ней, не испытывают от нее удовлетворения. Иное дело, личность с альтруистическими ценностями.
- Нравственные дефекты личности.
- Невозможность высказать словами свои ощущения всегда связана с тревогой.
- Трудоголизм.
- Люди без ресурсов (социальные, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.)
Симптомы эмоционального выгорания условно разделяют на физические, поведенческие и психологические.
Для того, что помочь людям страдающим «эмоциональным выгоранием» необходимо вначале выявить его у них. Многие педагоги сами не всегда могут объективно определить внешние признаки «профессионального выгорания», поэтому были разработаны множество опросников, тестов, для выявление синдрома выгорания. Приведу некоторые из них: опросник по выявлению степени профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон», шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации, восьмицветовой тест Люшера, опросник по выявлению синдрома профессионального выгорания В.В. Бойко. Для измерения выгорания в зарубежной психологии наиболее широко используются две методики: Maslach Burnout Inventor — MBI (Maslach, Jackson, 1981) и Burnout Measure — BM(Pines, Aronson,1988).
Таким образом, синдром эмоционального выгорания можно и необходимо лечить. Ведь в каждом цивилизованном обществе необходимо чтобы и образование, и медицина, и социальная сфера работали на высшем уровне и конечно очень тяжело добиться этого уровня если будут работать в этих сферах профессионала с синдромом выгорания.
Список литературы:
- Профессиональное выгорание. // «Конструктор» 12.12.10. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://constructorus.ru/zdorovie/professionalnoe-vygoranie.html (Дата обращения 02.05.2013)
- Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // «Медицинская газета» № 43 — 8 июня 2005 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.oncology.ru/psychological-help/professional-indifference (Дата обращения 02.05.2013)
- Эмоциональное выгорание / Свободная энциклопедия «Википедия». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 02.05.2013)