Статья:

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА «ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ИЗ БАБУШКИНОГО ЧЕМОДАНА»

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 6. Этнография

Выходные данные
Михалева М.В., Истомина М.В. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА «ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ИЗ БАБУШКИНОГО ЧЕМОДАНА» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 27.09.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА «ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «ИЗ БАБУШКИНОГО ЧЕМОДАНА»

Михалева Мария Владимировна
студент ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж», г. Миасс
Истомина Мария Викторовна
студент ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж», г. Миасс
Копырина Лариса Анатольевна, Суханова Алексанра Алексеевна
научный руководитель, научные руководители, преподаватели ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж», г. Миасс

 

В последнее десятилетие в России усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. В Миасском машиностроительном колледже пятый год работает студенческий краеведческий кружок.

В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761 г., когда М.В. Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение родного края предполагает исследование его истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта [1].

Закономерным итогом краеведческой деятельности студентов-участников кружка стало участие в создании историко-этнографической выставки в рамках традиционных Краеведческих чтений, организуемых библиотекой колледжа ко Дню рождения города.

В дальнейшем родилась идея популяризации экспозиционных материалов через передвижную выставку. Эта выставка получила название «Из бабушкиного чемодана». Часть лучших экспонатов была помещена непосредственно в старинный чемодан, сохраненный и подаренный жителями старой части города Миасса — семьей Сериковых.

На основе всех, имеющихся экспонатов, работы с живыми источниками краеведческой информации, изучения доступных архивных документов, литературных и интернет источников рабочей группой проекта была разработана и создана мультимедийная часть выставки.

Работа над историко-этнографической экспозицией для Краеведческих чтений и музея колледжа — одна из лучших форм исследовательской работы студентов-краеведов, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы большого коллектива ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК», родителей студентов, всех патриотов нашего славного древнего города.

Объектом настоящего исследования служит история, культура и быт жителей города Миасса и населения Южного Урала в целом.

Предметом данного практико-ориентированного проекта является работа по созданию краеведческой историко-этнографической выставки и Путеводителя по ней.

Цель проекта: Популяризация истории родного города, пробуждение чувства любви к своей малой родине и гордости за неё. 

Для реализации поставленной цели были намечены следующие задачи: 

  1. пополнить фонд краеведческой историко-этнографической экспозиции, оформляемой ко Дню рождения города Миасса;
  2. на основе этой экспозиции разработать передвижную выставку (с использованием информационных технологий) «Из бабушкиного чемодана»;
  3. оформить и издать Путеводитель по выставке;
  4. подготовить экскурсоводов и организовать экскурсии, как обзорные для группового посещения, так и индивидуальные на русском, немецком и английском языках.

Работа над выставкой велась в соответствии с программой кружка и специально разработанным планом выполнения проекта. В состав рабочей группы входили студенты-кружковцы разных учебных групп нескольких специальностей. Проект был начат в мае 2011 года и рассчитан на два года.

Направления деятельности: 

  • за время работы над проектом у участников рабочей группы сформировалось ценностное отношение к культурному наследию и было положено начало привитию вкуса к общению с историческими ценностями; 
  • они научились воспринимать историко-этнографическую информацию, понимать язык музейной экспозиции; 
  • В процессе воплощения проекта были созданы условия для развития воображения и фантазии участников, их творческой активности;
  • участниками проекта были активно использованы современные информационно-коммуникационные технологии.

Виды деятельности:

Информирование. Первичное получение сведений о богатстве и разнообразии культурных ценностей, сохранившихся в семьях жителей Миасса, их составе и содержании коллекций, об отдельных экспонатах. Создание презентаций Power Point, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории и заседаниях краеведческого кружка.

Обучение, передача и усвоение знаний о жизни, быте, занятиях, традициях, обычаях уральцев. Обязательным фактором являлась неформальность и добровольность. Весь путь работы над проектом прошла лишь треть от первоначального состава участников.

Творчество. В процессе работы над проектом его руководителями были созданы условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью викторин, исторических игр, чтений и встреч.

Общение. Регулярно проводились встречи с целью знакомства и общения со сторожилами города, краеведами, ветеранами колледжа, литераторами, работниками музеев и библиотек.

Формами организации работы над проектом были:

  • экскурсии;
  • консультации;
  • литературные и исторические гостиные;
  • киносеансы;
  • встречи со старожилами, краеведами и т. д.;
  • исторические игры, викторины;
  • использование интернет-технологий;
  • создание видеопрезентаций;
  • посещение музеев города;
  • оформление выставок, обновление экспозиций.

По основной направленности проект является социально-адаптивным (помогает приобрести молодежи позитивный социальный опыт в познании материальных, духовных, культурных ценностей, направлен на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

По сложности он — интегрированный, т. е. объединяет информацию из различных областей знания: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии.

План выполнения практико-ориентированного краеведческого проекта «Историко-этнографическая выставка «Из бабушкиного чемодана» включал ряд этапов.

Этапы реализации проекта:

Первый этап — информационный или ознакомительный. Выбор и конкретизация темы исследования. Знакомство с информацией об истории, культуре и быте миассцев в доступной, увлекательной форме: экскурсии в краеведческий музей, встречи со старожилами города, подготовка и просмотр презентаций и коротких фильмов по теме проекта, сбор предметов культуры и быта прошлых времен.

Также, на этом этапе проводилось обучение методам и технологии учета и хранения экспонатов фонда собранных культурных и исторических ценностей [5]. Участники проекта стали настоящими «архивариусами». Студенты работали в архивах музеев техникума и города, создавали и пополняли базу данных об историко-этнографических объектах, составляли экспозиционные картотеки, куда собирали карточки с описанием каждого экспоната. Данная работа требует привлечения обширных дополнительных знаний.

Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т. д. [5].

В процессе такой деятельности у студентов формировались навыки исследовательской работы, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями, поиска информации в интернете.

Участники проекта познакомились с правилами оформления научной документации, хранения исторических экспонатов [6].

Второй этап включал 2 подэтапа:

первый — в процессе которого на основе собранной историко-этнографической информации и подаренных культурных ценностей была разработана виртуальная выставка и путеводитель по ней.

На этой стадии работы над проектом были проведены изучение и анализ имеющегося краеведческого материала, организация учета экспонатов, распределение материала по основным темам, подбор фольклорного материала для иллюстрации экспозиции [4].

Участники проекта подготовили презентацию выставки «Из бабушкиного чемодана». Затем, по материалам экспозиции был разработан, отпечатан и сброшюрован Путеводитель по историко-этнографической выставке.

В процессе следующего подэтапа студентами осваивались навыки общения, коммуникативной деятельности, происходило знакомство с функциями экскурсовода, когда выбирая тему, экскурсовод разрабатывает план и методику проведения экскурсии, учится составлению тематико-экспозиционных планов. Особенно ценно то, что одновременно с навыками поисковой деятельности был приобретен опыт общения с аудиторией. Постепенно исчезла скованность, неуверенность, каждый экскурсовод мог выработать свой стиль общения.

В соответствии с методикой [2] были подготовлены тексты экскурсии, в том числе на немецком и английском языках. Участники проекта представили свою работу на уроках немецкого и английского языков.

Во всех группах второго курса в рамках подготовки к празднованию 239-годовщины Миасса и Недели города на уроках истории была проведена экскурсия по выставке «Из бабушкиного чемодана».

Настоящее «боевое крещение» участники проекта получили в ноябре 2012 года, когда мы были приглашены для участия в Краеведческих чтениях, посвященных знаменательной дате — Дню города и 70-летию Миасского машиностроительного колледжа. Гостями этого праздника стали библиотечные работники и педагоги дополнительного образования профессиональных образовательных учреждений Горнозаводской зоны Челябинской области.

Кружковцы-экскурсоводы, работавшие над проектом создания историко-этнографической выставки были приглашены на празднование Пятилетия школы № 21 г. Миасса, также приуроченное ко Дню рождения города. Экскурсия и передвижная экспозиция «Из бабушкиного чемодана» имела успех не только у учащихся 5—7 классов для которых она проводилась, но и у присоединившихся к ним педагогов. Творческий труд студентов и их руководителей был отмечен Благодарственным письмом администрации школы. В городской газете «Глагол» так же было помещено сообщение об этом мероприятии.

Работа по реализации практико-ориентированного краеведческого проекта предполагала участие студентов в поисковой и исследовательской работе, что было направлено на воспитание самостоятельности, творческого подхода к делу. Участники рабочей группы приобрели навыки общения со справочной литературой, с другими литературными и интернет источниками; познакомились с новой исторической и этнографической терминологией. Это способствовало развитию потребности к самостоятельному поиску знаний по краеведению.

Приобретённые знания участники проекта имели возможность воплотить в своем творческом продукте — электронной презентации историко-этнографической выставки и путеводителе по ней. Предусматривалось участие экскурсоводов-краеведов в различных массовых мероприятиях, как внутри техникума (Краеведческие чтения, уроки по истории, литературе, недели цикловых комиссий и т. д.), так и на внешних площадках (выступления в школах, библиотеках, предприятиях города).

На основе анализа проведенной работы можно сделать вывод о том, что все поставленные перед рабочей группой задачи выполнены, цель, в основном, достигнута. Но спецификой воспитания в себе и в окружающих чувства любви к малой (и большой) родине является незавершенность, открытость этого процесса. Поэтому, лучше следует отметить, что участники проекта встали на путь популяризации знаний о своем крае. Такая просветительская работа планируется продолжаться и в будущем, тем более что необходимость в ней есть.

 

Список литературы:

  1. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в музеях / И.А. Альтман, В.Е. Туманов. — М., 1977.
  2. Артемов Е.Г. Музейно-экскурсионные технологии / Е.Г. Артемов. — СПб., 1993.
  3. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения / Т.М. Вельганенко. — Краснодар, 2001.
  4. Малявко И.В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее / И.В. Малявко // Образовательная деятельность музея. Вып. VI. СПб., 2000.
  5. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. — М., 2001.
  6. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?) / Т.П. Поляков. — М., 2003.