Статья:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Алигаджиева М.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алигаджиева Муслимат Идрисовна
магистр Дагестанского государственного университета, г. Махачкала
Мамаева Ума Зайнутдиновна
научный руководитель, научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Дагестанского государственного университета, г. Махачкала

 

Сегодня ЖКХ — это новый перспективный рынок. Ниша, которая до недавнего времени не использовалась для коммерческих инвестиций. При соответствующем нормативно-правовом обеспечении отрасль способна стать одной из самых стабильных, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью. В связи с реализацией реформы ЖКХ появилась надежда на позитивные перемены.

Вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации коренным образом изменило систему правоотношений между органами власти, населением и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Ранее все ответственные решения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, принимали органы власти. Сегодня появились такие институты как институт собственников помещений, управляющих компаний. Возникли и новые экономические взаимоотношения между ними. 

Удовлетворение запросов всех слоев населения и социальных групп, а значит, и успех реформы ЖКХ, невозможны без взаимного диалога населения, органов власти и представителей бизнеса. В основе этого диалога должны лежать знания современного законодательства, анализ имеющегося опыта по реформированию ЖКХ и уважение к правам и обязанностям всех участников процесса реформирования.

По анализу специалистов главная проблема реформы ЖКХ заключается в том, что простые люди с трудом понимают, о чем идет речь. Поэтому сегодня необходимо разъяснять людям основы жилищного законодательства и отвечать на все их вопросы. Однако, сделать это не просто. А связано это с тем, что все люди сталкиваются с ежедневными коммунальными проблемами и не понимают, от чего они возникают. И самое главное не знают, как эти проблемы решить.

Переход к новой модели управления жилищно-коммунальным комплексом должен быть основан на свободной конкуренции и экономически обоснованных тарифах. Цель создания новой модели управления ― это формирование основных направлений по повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечению инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшению качества услуг с одновременным снижением затрат за счет внедрения программ ресурсосбережения. Необходимы новые законодательные акты и внесение изменений в действующие.

Самое главное ― это ликвидация и разрешение тех проблем, которые сегодня мешают развитию сферы ЖКХ. Именно они, сегодня, являются тормозом в повышении благосостояния граждан и реализации их конституционных прав на комфортное и безопасное жилье, и именно они порождают тот негатив, который выплескивается сегодня с экранов телевизоров, газет и журналов. В первую очередь, это относится к формированию тарифов на ЖКХ и разделению полномочий между управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками коммунальных ресурсов.

Многие специалисты понимают, что тарифы на услуги ЖКХ сегодня экономически необоснованны. Что касается тарифов на коммунальные услуги, то они, однозначно, завышены, а вот на жилищные услуги, то есть услуги по содержанию и ремонту явно занижены. Поэтому управляющие компании в сфере ЖКХ не имеют возможности для повышения прибыльности и рентабельности своих организаций. А стоит только заикнуться о повышении тарифа на содержание, все принимается в штыки. И это естественно. Простой житель, глядя на счет квитанцию, ужасается при виде общей суммы платежа и порой не задумывается, что же платится за содержание коммуникаций, а что за ржавую воду, льющуюся из крана, а иногда и не льющуюся вовсе. И что им остается при этом думать? Но ведь сегодня при минимальной оплате труда в 4375 рублей, тарифы по статье «содержание и текущий ремонт жилого помещения» остановились на уровне 2007 года. Но вряд ли сейчас можно найти дворника, уборщицу, сантехника на те зарплаты, которые имеют место у нас.

Реализация реформы ЖКХ происходит во всех регионах и муниципальных образованиях разными способами, методами и отличается по степени развития: в то время когда одни муниципальные образования, «набив шишек», продвинулись достаточно далеко, другие только приступают к реализации мероприятий реформы.

Научно обоснованное формирование стратегии жилищно-коммунального комплекса — актуальная задача современного этапа адаптации жилищно-коммунального хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования развития отрасли на основе системного подхода.

Необходимость осуществления преобразований, изменения структуры управления отраслью, перераспределении финансовых ресурсов осознаётся в связи со следующими предпосылками:

  • неудовлетворительное функционирование отрасли;
  • понижение эффективности управления;
  • отсутствие ориентации на перспективу;
  • разногласия между структурными элементами.

В жилищно-коммунальном хозяйстве на сегодняшний день сложились все из вышеперечисленных предпосылок для принятия обоснованных решений о внесении изменений в организацию системы управления.

Однако при принятии решения о реорганизации системы управления отраслью необходимо помнить о её особенности, а именно — высокую социальную значимость, как жизнеобеспечивающей отрасли хозяйства.

Исходя из вышеизложенного, при проектировании структуры управления отрасли ЖКХ необходимо учитывать следующие требования:

  • необходимость обеспечения непрерывности и стабильности процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • необходимость юридического, финансового и организационного обеспечения процесса становления создаваемых управляющих организаций;
  • необходимость обеспечения открытости отрасли к дальнейшим переменам в сторону повышения самодеятельности населения и приватизации управляющих (оказывающих ЖКУ) организаций;
  • необходимость установления прозрачности финансовой и экономической деятельности, отчётности, контроля.

До последнего времени методы формирования стратегии развития характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточной гибкостью, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Одним из главных недостатков применявшихся методик и подходов являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому целям и взаимосвязям различных звеньев системы управления уделялось меньшее внимание, чем строгому установлению их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявилось при решении проблем, связанных с вопросами эксплуатации жилищного фонда. Поэтапные решения реформирования сводились к формированию структур, способных аккумулировать максимальный объем функций в рамках одной организации. При этом решалась задача повышения управляемости отрасли за счет укрупнения структурных элементов в отрасли, но страдала цель — повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат, так как сформировавшиеся предприятия не имели ориентации на потребителя и какой-либо заинтересованности в снижении своих затрат.

Наиболее приспособленными к рыночным отношениям, как известно, являются коммерческие, а не унитарные предприятия. Одним из решений проблем связанных с управлением в ЖКК, является приход частных компаний, готовых осуществлять эффективную эксплуатацию инженерных сетей и сооружений.

Претендентам был предъявлен ряд требований, удовлетворение которых невозможно без внедрения эффективного управления на передаваемом предприятии.

На первый взгляд, данные требования являются ограничением для развития эффективного бизнеса. Но с другой стороны существуют зарекомендовавшие себя прогрессивные управленческие технологии, способные не только выполнить условия муниципалитетов, но и обеспечить процветание самого предприятия и отрасли ЖКХ. Носителями таких технологий являются консультанты и эксперты по управлению. Практика обращения к ним уже стала нормой в Тюменской области и распространяется в других регионах.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что создание условий для передачи объектов коммунального снабжения и обслуживания в управление профессионалам — одна из первостепенных задач, которая должна быть решена в рамках реформирования ЖКХ на ближайший период.

Ситуация сложившаяся в ЖКК — конечно, повод для беспокойства, но от нас самих зависит, сможем ли мы использовать её как толчок к плодотворной преобразовательной деятельности, необходимость в которой как никогда очевидна.