ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Секция: 11. Экономика
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Проблема обеспечения продовольственной безопасности России возникла не сегодня, ее уже неоднократно выносили на обсуждение на самом высоком уровне, но, к сожалению, она не получила законодательного закрепления.
Данная проблема заключается в том, что приемлемый уровень потребления основных продуктов питания российскими гражданами до сих пор не достигнут, особенно если рассматривать этот вопрос в отдельности по группам населения с разным уровнем доходов.
Неотъемлемой частью национальной безопасности страны является ее продовольственная безопасность. Важнейшая социально-экономическая задача России заключается в улучшении обеспечения граждан продуктами питания. Решение данной проблемы является приоритетным направлением политики нашей страны, так как охватывает широкий спектр различных факторов.
В первую очередь, уровень продовольственной безопасности зависит от потенциала сельскохозяйственного производства. В аграрной политике России, стратегия аграрного протекционизма должна быть основополагающей при оказании помощи отечественному сельхоз товаропроизводителю.
На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой производство и переработка сельскохозяйственной продукции рассматривается как одно из важнейших условий политической стабильности, а также является показателем национальной независимости и поэтому регулируется соответствующим образом.
В самом общем виде определение состояния продовольственной безопасности населения оценивается по следующим параметрам:
- физическая доступность продовольствия — наличие необходимого ассортимента продовольственных товаров на всей территории страны;
- экономическая доступность продовольствия — уровень доходов, позволяющий приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
- безопасность продовольствия для потребителей — предотвращение производства и реализации некачественных пищевых продуктов, которые могли бы нанести вред здоровью населения.
Содержание понятия продовольственной безопасности и ее оценки относительно России еще не имеет единого мнения в современной экономической литературе, поэтому одни авторы считают, что продовольственная безопасность России не имеет никаких угроз, другие, наоборот, утверждают, что она в опасности, а третьи отмечают, что существует лишь потенциальная угроза, а нынешнее продовольственное положение страны характеризуется чертами, присущими временной зависимости от импорта.
Но все они согласны в том, что в последние годы в продовольственном обеспечении страны сформировались неблагоприятные тенденции, поэтому всем уровням органов власти необходимо принимать незамедлительные меры по улучшению ситуации на продовольственном рынке. И прежде всего, с макроэкономическим развитием связано решение проблемы продовольственной безопасности, так считают многие из авторов.
От сюда следует, что на сегодняшний день изменение внешнеэкономической политики является актуальной задачей в улучшении продовольственной безопасности России. Благодаря решению этой задачи возможно обеспечение спроса на отечественную продукцию, а также можно добиться реального роста российского аграрного сектора экономики.
Налаживание сотрудничества с международными и региональными организациями, развитие отношений с ведущими государствами мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.
С момента присоединения к ВТО снижение импортных таможенных пошлин произошло для 1/3 товаров. Для 1/4 — на снижение пошлины до указанного уровня есть 3 года. Наиболее долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок приходится для птицы (8 лет). За собой Россия сохранила тарифные квоты на ввоз говядины, свинины и мяса птицы. Продукция, входящая в них, будет облагаться сборами по льготному тарифу: 15 % для говядины, 25 % для мяса птицы и 0 % для свинины. За рамками квот под заградительный тариф попадут объемы поставки: говядина — 55 %, мясо птицы — 65 % и 80 % — свинина [1].
Не смотря на то, что Россия оставила тот же объем импорта мясных продуктов, что и был до вступления в ВТО, импорт не только не сократился, а, наоборот, вырос на 13 %. 85 тыс. тонн мяса было ввезено в нашу страну сверх квоты. А начиная с августа 2012 года по январь 2013 года импорт свинины увеличился на 34 % по сравнению с аналогичным периодом за 2011—2012 годы.
Рекордный рост цен на зерно еще больше усложняет ситуацию, стоимость 1 кг фуражного зерна составляет 11 рублей. В результате свиноводческие предприятия работают с убыточностью 15—20 %.
В связи с тем, что в последний квартал 2012 года стоимость свинины снизилась на 25 %, возникли трудности и у производителей птицы. Дело в том, что курятина и свинина, взаимозаменяемые продукты, поэтому птицеводам пришлось снизить цены вслед за производителями свинины. Но так как доля кормов в себестоимости птицы составляет 70 %, а цены на корма выросли почти в 2 раза, отрасль птицеводства близка к катастрофе.
На сегодняшний день, для того чтобы российская продукция могла конкурировать с импортной, государству необходимо тратить на поддержку АПК от 96 до 111 млрд. руб. ежегодно, и так до 2020 года — иначе нашу страну заполнит импортное продовольствие.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в ближайшие годы государству просто необходимо сделать все возможное для поддержания отраслей сельского хозяйства страны.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка РФ ожидаемый объем ежегодной поддержки ВТО сельскому хозяйству России составит 10—12 млрд. долл. США. Такие суммы в несколько раз превышают государственные расходы на развитие сельского хозяйства, предусмотренные в бюджете страны [3].
В странах с развитым агропромышленным комплексом большое внимание уделяется проведению фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных проблем, а также увеличиваются расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение, охрану окружающей среды, контроль качества продовольствия и т. д.
Для того чтобы решить проблему продовольственной безопасности населения нашей страны необходимо помимо государственной поддержки и стимулирования развития отечественного производителя также выработать и закрепить в законодательном порядке механизмы повышения доступности и качества продукции, предусматривая в том числе:
- внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю качества и безопасности пищевых продуктов;
- разработку системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения;
- стимулирование перехода к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками;
- развитие инфраструктуры рынка продовольственных товаров [2].
И в заключение отметим, что только благодаря воспроизводственной основе России возможно решение продовольственной проблемы. Наша страна обладает значительными природными ресурсами, достаточными для производства всех видов продукции, а также огромным потенциалом отечественного продовольственного комплекса.
Активная государственная политика помощи малоимущим слоям населения и экономический рост, приводящий к росту объемов производства продуктов питания и реальных доходов людей, по нашему мнению, является необходимым и достаточным условием продовольственной обеспеченности.
Список литературы
- Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО [Текст] — с. 83—88, 181—183
- Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции и проблемы: — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf182-26/vestniksf182-26010.htm
- Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России: Монография. —- Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. — с. 40—42