СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНЧУРНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС СТРУКТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
Секция: 11. Экономика
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНЧУРНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС СТРУКТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
Венчурное, или рискованное, финансирование появляется обычно на более высоком уровне развития экономики. Венчурные фонды становятся важным элементом национальной инновационной системы в области формирования финансовой инфраструктуры. Именно создание институтов венчурного финансирования должно обусловить предпосылки системного взаимодействия науки и бизнеса в Казахстане, отмечали участники пресс-конференции.
Новые фонды будут направлять средства в сельское хозяйство, информационные технологии, электронику, телекоммуникации и другие отрасли, где есть вероятность производства экономически выгодной и востребованной продукции
Вследствие стремительного экономического развития общества в ХХI веке, одной из интересующих сфер становиться создание стратегии инновационных процессов. Инновационная модель регулирования экономики становится решающим условием устойчивого развития современных экономических систем в ближайшей и долгосрочной перспективе. Создание конструктивных процедур, методов и моделей оптимального стратегического управления, формирование рациональной инвестиционной стратегии управления инновационной деятельностью способствует адекватному развитию инновационных процессов.
Социально-экономическое, политическое развитие Казахстана, его место в мировом обществе достаточны и необходимы для того, чтобы страна вступила в стадию инновационного развития на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких производств, являющихся двигателями развития экономики. На сегодня Казахстан является благоприятной средой развития и способствует реализации новых стратегий инновационных процессов.
Весьма интересен опыт государственной поддержки развития венчурного капитала, которые активно и весьма успешно используются в настоящее время в США и странах Западной Европы. Они делятся на прямые и косвенные.
Прямые меры поддержки венчурного капитала включают конкретные механизмы государственной поддержки, направленные на увеличение предложения венчурного капитала. Эти программы прежде всего приняли форму финансовых стимулов, но также включают более рискованные государственные инвестиции в акционерный капитал и государственные кредиты. Такие инструменты могут быть направлены на фонды венчурного капитала и/или непосредственно на малые и средние предприятия.
Косвенные меры поддержки венчурного капитала включают: развитие конкурентных фондовых рынков для малых и растущих фирм, расширение спектра предлагаемых финансовыми институтами продуктов, развитие долгосрочных источников капитала, упрощение процедуры формирования фондов венчурного капитала, стимулирование взаимодействия между крупными и малыми предприятиями и финансовыми институтами, поощрение предпринимательства.
При разработке программ государственной поддержки важно учитывать то, на какую стадию инвестиционного процесса направлена государственная политика. Опыт зарубежных стран показывает, что новые малые фирмы особенно нуждаются в поддержке на ранних стадиях своего развития, а предложение финансирования для этих стадий со стороны частного сектора, как правило, недостаточно, особенно за пределами США. В то же время для МВТФ издержки на ранних стадиях развития выше, чем для прочих малых фирм. Однако, очевидно, что без нормального развития стартовых фирм бессмысленно развивать поддержку более поздних стадий. Практика также показывает, что норма отдачи на ранних стадиях возрастает по мере того, как накапливается опыт и развитие индустрии венчурного капитала достигает критической массы. Поэтому именно в данной сфере поддержка государства особенно актуальна.
Снижение банковского кредитования может стать стимулом для развития альтернативных источников финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ). Но сами предприниматели ждут в основном помощи от государства.
Наступило время, когда необходимо уделять должное внимание развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а также развитию на основе активизации инновационной деятельности. Как отмечает в своем ежегодном послании народу Казахстана «Казахстан пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» глава нашего государство Н.А. Назарбаев: «Мы начали реализацию индустриально-инновационной стратегии, направленной на диверсификацию экономики. Это программа будущего»
Инновационный путь развития экономики способствует решению ряда актуальных для республики задач, связанных с созданием конкурентной среды, увеличением экспорта, диверсификацией экономики.
Количественное и качественное состояние кадров высшей квалификации напрямую зависит от состояния подготовки специалистов в системе высшего образования. Кадровое обеспечение инновационного развития страны требует наличия и соответствующего корпуса инженерных кадров высокой квалификации для науки и производства.
Глобализация стала одной из основных причин ярко выраженной конкуренции в сфере высшего образования, причем эта конкуренция носит не только внутренний, но и международный характер. Чтобы ее выдержать, нашим вузам необходимо резко повысить качество образования, а оно напрямую зависит от внедрения инновационных технологий в организацию учебного процесса, в методы обучения и контроля качества знаний.
Уровень высшего образования республики, его качество, учебные программы, научное обеспечение должны полностью отвечать сложившимся международным требованиям. Одними из главных задач наших вузов должны стать признание их мировым образовательным сообществом, международная аккредитация, присоединение к Болонскому процессу.
Эти и многие другие меры системного развития высшего образования предусмотрены в недавно одобренной Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г.
Одной из основных и неотложных задач системы высшего образования сегодня является ликвидация также имеющихся диспропорций в направлениях подготовки специалистов, приведение их в соответствие с имеющимися и перспективными потребностями рынка труда, стратегическими целями индустриально-инновационного развития. На решение этой задачи должны быть направлены все имеющиеся в распоряжении органов государственного управления механизмы косвенного регулирования. Из таких механизмов можно отметить следующие:
Во-первых, предстоит на совершенно новой научно-методологической базе создать систему анализа и прогнозирования потребностей рынка в специалистах различного профиля, в том числе и высшей научной квалификации, адекватно реагирующую на динамику экономического развития страны. Для этого необходимо проведение целенаправленных научных, методических и маркетинговых исследований.
Во-вторых, такой мощный механизм государственного стимулирования, как выделение государственных образовательных грантов и кредитов, необходимо нацелить в первую очередь на те направления подготовки специалистов, которые в наибольшей степени отвечают потребностям индустриально-инновационного развития. Министерством образования и науки такая работа уже начата.
В третьих, особое внимание необходимо обратить на подготовку квалифицированных менеджеров индустриально-инновационной сферы. В Казахстане проводится научно-техническая политика, направленная на укрепление учебно-научно-производственных связей путем более широкого привлечения кадровых ресурсов вузов к выполнению перспективных научных исследований и использования их результатов в экспериментальных структурах (технопарки, мини-заводы и т. д.)и на производстве. Этот процесс находит отражение также в ежегодном увеличении доли диссертаций, защищаемых соискателями из вузов (более 60 %).
Утверждена Концепция интеграции НИИ, вузов и наукоемких производств, послужившая основой для разработки Министерством образования и науки Республики Казахстан Концепции к закону о кооперации в научно-технологической сфере Республики Казахстан. Эти меры будут способствовать решению проблем кадрового обеспечения научно-технологического и инновационного развития Республики Казахстан.
Положительный опыт ряда индустриальных стран свидетельствует о решающей роли инноваций в повышении конкурентоспособности национальных экономик. Израиль, Южная Корея и другие государства добились прогресса, несмотря на недостаточно благоприятный экономический климат, сопротивление традиционных общественных институтов и нехватку природных ресурсов. Опыт этих стран интересен тем, что использование ими инструментов государственной поддержки бизнеса оказалось успешным в условиях несовершенного рынка и консервативного госуправления. Израиль, успешно внедрив программы развития венчурной индустрии для поддержки высокотехнологичных компаний, из страны с «военно-аграрной» экономикой превратился в один из центров глобальной «новой экономики». Южная Корея в результате гибкой адаптации промышленной политики к меняющимся условиям мировой экономики в краткие сроки преодолела последствия финансового кризиса 1998—1999 годов и вернулась на траекторию устойчивого роста.
Традиционно считается, что целью экономической политики является улучшение бизнес-среды. К примеру, США в свое время приняли конкретные меры для стимулирования технического прогресса, создания инновационных предприятий. По этому поводу в Казахстане создана солидная законодательная база, необходимая для преобразований в обрабатывающей промышленности и стимулирующая предпринимателей к освоению новых видов высокотехнологичной и инновационной продукции с постепенным выходом на мировые рынки. Приняты законы о частном предпринимательстве, государственной поддержке инновационной деятельности, секьюритизации, региональном финансовом центре в Алматы. С 2003 по 2005 год утверждены стратегия территориального развития, транспортная стратегия, госпрограмма развития космической отрасли, программа по формированию и развитию национальной инновационной системы.
Нельзя не сказать о планах кластерного развития: создание сильных связей и устойчивых взаимодействий, способствующих передаче знаний, навыков, использованию нового оборудования и услуг — важнейшее условие для конкурентного прорыва предприятий. Рынок наукоемких технологий особенно активно развивается в Соединенных Штатах, у них высокотехнологичное производство обеспечивает около трети ВВП. На долю малого бизнеса приходится 51 % валового продукта частного сектора и 55 % нововведений.
Сейчас осуществляется второй этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития (первый был связан главным образом с мероприятиями подготовительного характера). Он предусматривает создание производственных мощностей и формирование научно-инновационной инфраструктуры по международным стандартам, а также подготовку необходимых специалистов.
Третий, завершающий этап реализации стратегии (2011—2015 годы) станет самым продуктивным. Намечено освоение введенных мощностей и развитие цепочки добавленной стоимости в новых сферах и рынках. Темпы роста производства, экспорта товаров и услуг должны опережать рост добычи нефти и газа, другого сырья. Предполагается, что Казахстан достойно выйдет на мировой рынок с высокотехнологичными товарами и инновационными услугами.
Казахстан признан всеми странами как динамично развивающееся правовое государство с рыночной экономикой. Это дает нам возможность активно привлекать инвестиции, развивать бизнес путем создания совместных с иностранцами предприятий, внедрять новые технологии, готовить кадры на уровне международных стандартов и многое другое. Наши достижения — залог успеха не только в инновационных преобразованиях. Они — обязательное условие прогресса в стране.
Инновационная модель регулирования экономики становится решающим условием устойчивого развития современных экономических систем в ближайшей и долгосрочной перспективе. Само инновационное развитие отличается от технического и даже научно-технического тем, что содержит элемент динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы осуществлять непрерывный процесс реализации нововведений. В Казахстане создана солидная законодательная база, необходимая для преобразований в обрабатывающей промышленности и стимулирующая предпринимателей к освоению новых видов высокотехнологичной и инновационной продукции с постепенным выходом на мировые рынки. Намечено освоение введенных мощностей и развитие цепочки добавленной стоимости в новых сферах и рынках. Темпы роста производства, экспорта товаров и услуг должны опережать рост добычи нефти и газа, другого сырья.
Список литературы:
- Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2006 г.).
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. № 1543-ХII «О защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями по состоянию на 24.12.01 г.)
- Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» (с изменениями, внесенными Законами РК от 10.07.98 г. № 283-1;26.07.99 г. № 458-1; от 29.11.99 г. № 488-1; от 30.01.01 г. № 154-II; от 02.03.01 г. № 162-II; от 24.12.01 г. № 276-II; от 10.07.02 г. № 341-II) «Об индивидуальном предпринимательстве» нормативно-правовые акты Республики Казахстан. Алматы, 1997. 72 с. Библиотека газ. «Казахстанская правда» для предпринимателя и хозяйственного руковадителя. Вып. № 1. — 1997 — 72 с.