ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ЮБИЛЕЕВ ДОМА РОМАНОВЫХ В РОССИИ (1613—2013)
Секция: 1. История
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ЮБИЛЕЕВ ДОМА РОМАНОВЫХ В РОССИИ (1613—2013)
Празднование юбилеев династии является одной из форм официальных государственных торжеств в период правления этой династии и реконструкцией исторической памяти в период, когда она уже не является олицетворением государственной власти. Династия Романовых, управлявшая Россией с 1613 по 1917 год, воплощала собой самодержавие и сформировала особый тип монархии, поддерживавший целостность и имперскую стратегию государства. Еще в XVII веке был поставлен вопрос об особенностях царской власти в России и специфических взаимоотношениях монарха с народом, которым он управляет. Царская власть стремилась подчеркнуть свою богоизбранность и сверхзаконность, облекая эту идею в пышные представительные церемонии царского двора. Праздники, торжества и юбилеи уже тогда превратились в форму определенного политического послания, направленного двору и дворянству в целом, иноземцам и всему населению страны, сохраняя свое репрезантативное значение вплоть до начала XX века.
Особое место среди этих торжественных репрезентаций власти должно было принадлежать празднованию юбилеев царствующего дома. Однако в 1713 году, во время правления Петра I, празднования столетнего юбилея не было. Причиной этому стала русско-турецкая война, а также изменение государственной системы в стране. В 1813 году едва закончившаяся война с Наполеоном и заграничные походы русской армии стали препятствием празднования двухсотлетнего юбилея дома Романовых императором Александром I [15, c. 12].
И только трехсотлетнее празднование восшествия Романовых на российский престол стало торжественным общественно-государственным празднованием. Согласно «Высочайшему манифесту», изданному императором Николаем II, празднование приурочивалось к дате «единодушного избрания» на царствование «Великим Земским Собором» 21 февраля 1613 года боярина Михаила Федоровича Романова, «ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого» [6]. В первых строках «Высочайшего манифеста» отмечались заслуги династии Романовых за 300 лет; о государях этой династии говорилось как о лучших сыновьях России. Манифест указывал также на заслуги святителей и пастырей Русской православной церкви. Кроме того, в тексте документа перечислялись заслуги дворянства и воинов России. Воины выступали в качестве «защитников веры, престола и Отечества», а также тех, кто отстаивал честь Родины, и служил для нее своеобразным щитом. Далее в манифесте были упомянуты заслуги служивых людей, выдающихся ученых, литераторов и деятелей искусства, людей, занимающихся сельским хозяйством, торговлей и промышленностью и пахарей. Таким образом, в «Высочайшем манифесте» были указаны заслуги практически всех слоев общества, для того, чтобы показать народу, какое большое значение власть придает ему в становлении государства. Получалось, что государство строится на базе элементов, каждый из которых имеет свое значение, и не будь хоть одного из этих элементов, система не сформировалась бы. В фундаменте, то есть на первом месте, данной системы Манифест указывал заслуги именно императора, как главной опоры государства, без которой данная государственная система существовать не может.
С помощью проведения мероприятий по поводу празднования 300-летнего юбилея династии, императорская власть пыталась укрепить свои позиции, которые были ослаблены первой русской революцией 1905—1907 годов. Царь пытался показать себя «как демократического монарха, ставшего воплощением национального прошлого и предметом патриотических чувств народа. Он претендовал на непосредственную связь с русским народом» [13, c. 648].
Однако, презентация царя и восприятие данной презентации народом оказались достаточно противоречивыми. Известный американский историк Ричард Уортман указал на то, что «юбилей 1613 г. поднял вопрос о значении слова народ и его отношении к монарху и государству. Вместо того, чтобы предоставить случай для достижения согласия, торжества стали предметом полемики между различными пониманиями народа и нации — либеральным, государственным, монархическим и клерикальным» [14, c. 593]. Таким образом, празднование являлось не просто чередой мероприятий, а сложным историческим явлением. В результате него обострились прения по поводу проблем государственности, монархии и контролирования исторической памяти властью. Не лояльные к власти политические партии к тому времени обрели достаточно много сторонников. Данная ситуация, безусловно, стала причиной тревоги императорской власти, и принятия ей некоторых условий, выдвинутых обществом. Однако Николай II предоставил данные изменения в лице празднования юбилея под грифом требований народа.
Для проведения празднования 300-летия было назначено весьма большое количество мероприятий во всех городах России. Кроме того, императорская чета побывала в городах, связанных с историей фамильного дома Романовых. Император с императрицей посетили Санкт-Петербург, Царское село, Москву, Кострому, Нижний Новгород, Ярославль, Ростов и Владимирскую губернию, а также побывали в Крыму и совершили поездку в Сербию.
Следует отметить, что на местах осуществлялся практически всесторонний контроль за подготовкой, организацией и проведением праздничных торжеств. Так, директивные указания спускались по линии системы образования (от министерства народного просвещения через директоров и инспекторов народных училищ руководителям учебных заведений). Вопросы подготовки обсуждались на уездных съездах дворянства. Учет присутствовавших на богослужениях вели исправники. Отчет о проведении юбилейных мероприятий требовали уездные Временные комитеты чествования 300-летия царствия Дома Романовых. Доклады «о способах чествования и об ассигновании на этот предмет средств» заслушивали уездные земские собрания [11]. В связи с четким, правильным распределением полномочий и обязанностей между организаторами юбилея, все требования строго соблюдались.
По всей Российской империи были проведены различные программы, посвященные празднованию юбилея. Данные программы включали в себя: проведение благотворительных акций, предоставление льгот малоимущим гражданам, освобождение некоторых категорий осужденных, а также освобождение мелких предпринимателей и землевладельцев от задолженностей. Кроме того, в храмах были проведены благодарственные молебны, губернаторам и градоначальникам предоставлены торжественные приемы, местными военными гарнизонами проведены войсковые парады, а также были устроены исторические выставки. Фасады многих домов были украшали флаги Российской Империи и портреты первого царя Династии Михаила Федоровича Романова и царствующего императора Николая II. Кроме того, к празднованию юбилея были изготовлены монеты, медали, открытки, яйца Фаберже, марки и так далее. Отличительной особенностью данных юбилейных атрибутов было изображение на них двуглавого орла с числом «300» [8].
По заведенной в России традиции, празднование юбилея ознаменовалось возведением новых храмов и памятных часовен. Так, например в Косьмо-Дамиановском монастыре была произведена закладка часовни; В Царском селе был заложен храм лейб-гвардии четвертого стрелкового полка. К юбилею был возведен Воскресенский собор в Твери, строительство которого происходило за счет бюджета императорской семьи и Христорождественского монастыря. Была освещена Константино-Михайловская церковь в Вильне, возведенная к празднованию юбилея дома Романовых.
В Самарской губернии празднование 300-летия династии также происходило достаточно широко. От чиновного аппарата губернии с адресом и принесением государю «верноподданнических поздравлений» в Санкт-Петербург отправился и.о. городского головы П.Ушаков. Различные благотворители создавали в губернии «памятные» учреждения. Например, в селе Красный Яр на пожертвованные Ф.М. Самариным средства «в память 300-летия царствования Дома Романовых» был основан врачебный пункт для крестьян [1, c. 3]. Уездный земский комитет по внешкольному образованию подготовил цикл лекций по истории и русской литературе «с туманными картинками» для выступления в селах Самарского уезда. Особое внимание властей губернии было уделено мероприятиям в тюрьмах и местах заключения. Как известно, амнистия является одним из первых актов правления новой власти, поэтому некоторое ослабление наказаний и чтения, «поясняющие великое историческое значение для русского государства празднуемого события» и милосердие царя стали центральными пунктами программы празднования юбилея в тюремных учреждениях губернии [2, c. 3]. В волостных правлениях были помещены портреты Михаила Федоровича Романова, общий портрет всех российских императоров и отдельный портрет Николая II с семьей [3, c. 3].
Центральное место в мероприятиях Самарской губернии отводилось празднованию в кафедральном Воскресенском соборе, ныне не существующем. С самого утра 21 февраля прилегающие к собору улицы с утра уже были заполнены желающими попасть, если не в сам собор, то хотя бы побыть рядом. В 9 часов утра, к началу литургии, в собор съехались представители местной гражданской и военной власти, городского самоуправления, публика, имевшая билеты на вход в собор, и учащиеся городских начальных школ, около 800 человек. Последние были размещены по хорам, из-за чего в храме не чувствовалось особой тесноты. Всего в соборе собралось около 4 тыс. человек. На очищенной от снега соборной площади размещены были части самарского гарнизона. К началу празднования был отслужен торжественный молебен и оглашен Высочайший манифест [4, c. 4].
Весть о том, что городским самоуправлением выделена тысяча рублей на бесплатные обеды в ознаменование юбилея распространилась среди беднейшего населения города за несколько дней до торжества. Обедом из двух блюд было накормлено около 5 тысяч малоимущих жителей города. По Высочайшей амнистии в день 300-летия из самарской губернской тюрьмы было освобождено около 100 человек. В театре «Олимп» для частей местного гарнизона был специально устроен спектакль, в Пушкинском народном доме были устроены бесплатные юбилейные литературные чтения [5, c. 4]. Большинство купеческих домов было иллюминировано, украшено лампами и фонарями. В учебных заведениях прошли юбилейные чтения, литературно-музыкальные вечера и спектакли.
Как можно видеть, празднование было проведено по всей стране и имело характер напоминания о великих правителях династии. Целью празднования юбилея являлось укрепление императорской власти. Кроме того, были подготовлены мероприятия, которые способствовали бы улучшению отношения российских подданных к правящей династии. Празднование можно было отнести к театрализованному представлению. Так привилегированные слои общества посредством данного празднования пытались отдалиться на максимальную дистанцию от низших классов [16, c. 20]. Они создавали эту дистанцию путем распространения мифов о том, что они в большинстве своем отличаются от простых смертных, имеют сходство со святыми или божественным началом [15]. Юбилей был поводом для того, чтобы торжественно отпраздновать и оправдать коллективное властвование высших элит. «Элита создает и представляет», — как писал М. Саллинс, — свою «героическую историю», тогда как массы пребывают «вне истории» и бессознательно следуют основополагающим символическим моделям своего общества» [17, c. 20].
В период празднования трехсотлетнего юбилея широко распространилось массовое печатное производство. Особенно много писали именно о династии, причем, только с положительной стороны. Главным образом, весьма обширно было написано о согласованности власти и народа, а также о соблюдении правителями духовных ценностей, о крепкой дружбе с церковью. Династия предприняла попытку укрепить свои позиции, как среди российского населения, так и среди иностранцев.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о праздновании 400-летнего юбилея дома Романовых. В целом, это можно понимать как восстановление исторической памяти о династии. Однако, взглянув на данный вопрос с политической точки зрения, можно наблюдать, что празднование четырехсотлетнего юбилея дома Романовых является поводом для публичных выступлений монархически настроенной части современного российского общества. Вполне естественно, что некоторые представители политической элиты заинтересованы в проведении данных мероприятий под грифом «восстановления исторической памяти». До конца лета 2013 года в разных городах России будут проводиться мероприятия, так или иначе связанные с юбилейными торжества. Рассматривая проведение празднования с точки зрения восстановления исторической памяти, эти воспоминания должны послужить возвеличиванию русской истории, культуры и народа.
В 2013 году празднование юбилея имеет меньший охват, нежели празднование в 1913 году, однако подготовка к нему началась в некоторых российских регионах уже давно. Так, в Костроме с 2008 года, рамках научной конференции, проводятся романовские чтения. Основной целью исследователей данных чтений, являются вопросы формирования российской государственности, углубленный анализ истории российских городов и сел, а также выявление характера взаимоотношений религиозных и общественных институтов. Проведение данного мероприятия способствовало привлечению известных специалистов в области краеведения, истории, филологии, археологии и музееведения к попыткам расширения круга научного поиска по историческим вопросам данного направления. Помимо этого, в костромской области в рамках подготовки к празднованию юбилея династии с 2010 года проводится Романовский фестиваль. Главной целью данного мероприятия является возрождение исторических ценностей и традиций общества, а также привлечение в область туристов.
Центральным местом торжеств 400-летия, как и 100 лет назад, будет Санкт-Петербург. Еще 30 января 2013 года здесь была открыта выставка в Петербурге в музее политической истории, хотя основные торжества состоятся в Петропавловской крепости в июле этого года. В течение всего года в инженерном доме Петропавловской крепости будут проходить выставки «Романовы в Петербурге», на которых будут представлены многочисленные исторические документы и иллюстративные материалы, связанные с домом Романовых и празднованием 300-летия династии в 1913 году, а также политически заострённые афиши и плакаты против внутренней политики Николая II [12].
Примечательно, что для участия в мероприятиях, приуроченных к 400-летию императорской династии Романовых, в Россию прибыла глава Российского императорского дома Романова Мария Владимировна, которая в настоящее время возглавляет потомков династии. Она приняла участие в церемонии закладки православного храма во имя святых Царственных Страстотрепцев в Москве.
На местах к числу мероприятий посвященных 400-летию дома Романовых, можно отнести открытие 27 марта выставки в Пензе, посвященной главным представителям рода Романовых, где были представлены скульптурные образы представителей династии.
Что касается Самарской области, то программа мероприятий, посвященная празднованию юбилея, направлена в основном на преподавателей и студентов. Это связано с тем, что целью мероприятия является деловое, конструктивное воспоминание истории, появление новых научных работ, телепередач и т. д.[9]. Подобная направленность данного мероприятия является наиболее приемлемой и целесообразной, поскольку она дает возможность не только вспомнить о династии, но и выразить свою точку зрения по отношению к дому Романовых и создать новые научные труды.
Эти мероприятия в целом не требуют большого финансирования. Но, например, в Свердловской области на проведение празднований выделено 12 млн. рублей [10]. Важно отметить, что Русская православная церковь не осуществляла вклад значительных средств на проведение юбилейных мероприятий дома Романовых. Основными заинтересованными лицами являются политические организации монархического толка. В течение нескольких лет они занимались подготовкой к празднованию юбилея, а также производили добровольный сбор средств на проведение празднования. По их мнению, празднование послужит возрождению патриотических чувств и духовности граждан [7].
Таким образом, на празднование 400-летия дома Романовых, можно взглянуть с двух точек зрения: исторической и политической. Празднование может послужить попыткой восстановления исторической памяти и неким возвеличиванием монархии. Безусловно, необходимо делать упор именно на ту направленность, которая позволит оставить после себя воспоминания о праздновании 400-летнего юбилея дома Романовых. Это необходимо для того, чтобы общество не забывало свою историю, правителей и тех людей, которые внесли огромный вклад в становление России.
Список литературы:
- Волжское слово. Самара, 1913. 17 февраля. — с. 3.
- Волжское слово. Самара, 1913. 19 февраля. — с. 3.
- Bолжское слово. Самара, 1913. 20 февраля. — с. 3.
- Волжское слово. Самара, 1913. 26 февраля. — с. 3.
- Волжское слово. Самара, 1913. 26 февраля. — с. 4.
- Высочайший Манифест 21 февраля 1913 года // Вера и Разум. Журнал богосл.-философ. Харьков, 1913. Февраль. № 4. Кн. 2. с. I—V. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=histrus.manifest1913 (посл. обр. 24.04.2013)
- Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/01/ monarhicheskie_organizacii_vystupili_s_zayavleniem_o_neobhodimosti_prazdnovaniya_400letiya_doma_romanovyh/ (посл. обр. 24.04.2013)
- Ионина Н.А. Сто великих наград. Трехсотлетие дома Романовых. М.: Вече, 2003.
- Канцелярия главы Императорского дома Романовой Марии Владимировны. Региональные новости подготовки к празднованию 400-летея дома Романовых, Самарская область. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.imperial-sovetnik.ru/taxonomy/term/84 (посл. обр. 24.04.2013)
- Канцелярия главы Императорского дома Романовой Марии Владимировны. По материалам ИА «Свердловское областное агентство политической информации». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://imperial-sovetnik.ru/node/705 (посл. обр. 24.04.2013)
- Козлов Ф.Н. Празднование 300-летия дома Романовых в учебных заведениях чувашского края
- Мир Петербурга. Проект центра Петербурговедения ЦГПБ, им. В.В. Маяковского. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirpeterburga.ru/afisha (посл. обр. 24.04.2013)
- Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 2. От Александра II до отречения Николая II. М., 2004. — с. 648.
- Там же. с. 593.
- 15 латов Ю.В. В сверкании праздничных огней: 21 февраля 1913 года Россия праздновала 300-летие Царствующего дома Романовых / Ю. Филатов // Новости. — 2006. — 10 февр. — с. 12.
- Цит. по: Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2002. — с. 20.
- Цит. по: Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. — с. 20.