Статья:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Карпенко Ю.А., Демиденко Р.А., Лучкина А.Н. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Карпенко Юлия Алексеевна
студент колледжа Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону
Демиденко Рената Александровна
студент колледжа Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону
Лучкина Анастасия Николаевна
студент колледжа Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону
Жарова Марина Николаевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. филос. наук, преподаватель колледжа Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону

Духовно-нравственное состояние современного российского общества является актуальной проблемой философии и многих социально-гуманитарных наук. От решения этой проблемы в значительной степени зависят направления социальной политики нашего государства, образования, культуры в целом. В условиях современного информационного общества среди множества факторов, влияющих на состояние духовно-нравственной сферы личности особую значимость приобретает влияние виртуальной реальности и использование интернет-технологий.

Виртуальный мир компьютерных технологий стал для человека источником разнообразной информации, средством и особым пространством для коммуникации, областью различных видов деятельности. Виртуальный мир сайтов, форумов, чатов — мир социальных сетей и информационных ресурсов становится одним из ведущих источников информации по смысложизненным вопросам, определяющим особенности мотивации, процессов принятия решений, выбора видов и способов деятельности, особенности самоидентификации и выбор ценностно-мировоззренческих ориентиров жизнедеятельности личности. Одной из характерных особенностей информационного общества является неопределенная избыточность социальной информации. Перед человеком встает необходимость выбора из потока многообразной информации той, которая ему необходима и является достоверной, истинной. Критериями отбора в этом процессе по смысложизненным вопросам становятся духовно-нравственные ценности личности.

Нестабильность, кризисное состояние общества, в том числе и в области духовной жизнедеятельности человека, приводят к нестабильному состоянию духовной сферы личности, испытывающей потребность в четких и ясных жизненных ориентирах. Необходимость адаптации к нестабильной, наполненной рисками социальной реальности становится причиной, которая побуждает человека искать источники необходимой для этого информации в виртуальном интернет-пространстве.

В социальных сетях на публичных и личных страницах пользователей осуществляется пропаганда различных духовных ценностей, затрагивающих область нравственности, социального поведения, правовых норм в системе мировоззрения личности.

На современном этапе развития информационных технологий открываются широкие возможности для целенаправленного управления потоками разнообразной информации в области виртуальной реальности, воздействия на сознание и мировоззрение пользователей интернета. Свобода распространения информации вне зависимости от ее содержания и качества превращает виртуальное интернет-пространство в зону риска для духовно-нравственной сферы личности. Визуально ориентированные интернет-технологии становятся мощным средством воздействия на человека одновременно в нескольких направлениях — психо-эмоциональном, рациональном, духовно-нравственном, чувственно-деятельностном.

Человек, находясь в виртуальной реальности, оказывается открытым для влияния «других» и легко воспринимает жизненные «истины», часто несущие в себе в скрытой форме двойственные, деструктивные для духовного мира личности, а иногда и для физического существования, идеи и ценности.

В связи с этим, целью данного исследования стало определение главных духовных ценностей, пропагандируемых на публичных страницах в наиболее популярных в молодежной среде социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». В ходе исследования были изучены и проанализированы цитаты, опубликованные на таких страницах в ВКонтакте, как «Одиночество», «Свобода мыслей», «Мысли на миллион», «Записки убийцы себя», «Вектор жизни» и в «Одноклассниках» — «Мысли успешных людей», «Социофоб», «Правильные фразы», «Свобода мыслей», «Стереотипы». Социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» — это область виртуальной реальности, в которой широко используются современные визуально ориентированные интернет-технологии.

Виртуализация охватывает все новые области жизнедеятельности человека, воздействуя при этом на его внутренний духовный мир, влияет на его мировоззрение. Экспансия виртуальности в духовный мир человека осуществляется широкомасштабно через различные сайты, посвященные вопросам повседневных жизненных интересов личности, мировоззренческим проблемам, к которым человек обращается в поисках жизненных ценностей и смыслов.

В области виртуальной реальности сформировалась своя, виртуальная культура, которая соединила в себе особенности многих видов культуры человечества и дополнила их своими, специфическими для виртуальности свойствами. В виртуальной культуре транслируются от поколения к поколению ее собственные культурные ценности и принципы, которые обогащаются новыми, возникающими в связи с изменениями актуальной социальной действительности. Виртуальная культура благодаря использованию информационных технологий, позволяющих огромным массам людей стать пользователями интернета, является массовой и обладает рядом типичных для массовой культуры свойств. Она в стандартизированной форме транслирует не только достижения культуры человечества в самых различных ее областях, но и всевозможные предрассудки, суеверия, негативные социальные стереотипы, ложные и деструктивные для духовно-нравственной сферы человека идеи.

Главной идеей современной виртуальной культуры стала ориентация на эффективную интеграцию с процессами реальной жизни людей («Будь реален»), а главным ценностным принципом стал принцип информационной свободы. Этот принцип предполагает неограниченный бесплатный доступ к информационным ресурсам, свободное распространение и тиражирование любой информации, свободу высказываний, свободу самовыражения, свободу «быть собой», выражающуюся в праве создания вымышленной идентичности, и др.» [10, c. 43].

Массовая виртуальная культура внутренне противоречива: с одной стороны, благодаря ей для широких масс становятся доступными ценности культуры общества, а с другой — она вульгаризирует их, заменяет виртуальными образами, искажая реальное. В массовой виртуальной культуре разнообразная по достоверности и отражаемым областям реальности информация смешивается, упрощается и в таком виде становится доступной для пользователей интернет-сетей.

В виртуальной культуре широко используются приемы целенаправленного воздействия, убеждения людей в истинности определенных идей. Одним из таких приемов является использование мнения авторитетов, в качестве которых выбираются различные по своим мировоззренческим, как научным, так и духовно-нравственным качествам, представители науки, искусства, философии, религии — З. Фрейд, Эйнштейн, Ч. Буковский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, О. Уайльд, Дж. Стейнбек, Э.М. Ремарк, Ч. Паланик, Мураками, Конфуций, Будда, С. Дали и др. Высказывания выдающихся в истории мировой культуры личностей, цитаты из их произведений, взятых вне контекста авторского текста, становятся аргументами для утверждения личности в позитивном или негативном отношении к людям, обществу, миру, себе. Положительные духовно-нравственные ценности, присутствующие на страницах с амбивалентным или негативным по смыслу названием, сочетающиеся с противоположными или неопределенными по смыслу изображениями теряют свое значение, становятся сомнительными. Например, положительные ценности, представленные на странице «Стереотипы» в социальной сети «Одноклассники» становятся относительными, т. к. понятие «стереотипы» отражает шаблонность, ограниченность восприятия чего-либо.

Смысложизненные ценности ищет и определяет для себя каждое поколение. Каждый человек, познавая опыт человечества выбирает из него для себя наиболее важное. Смысложизненные ценности основаны на представлениях человека о добре и зле, благе и счастье. В соответствии с этим осуществляется выбор и других видов ценностей. «…В современном обществе до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к Родине, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти» [3]. Остаются актуальными такие, как жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование и квалификация, право на собственность, правопорядок и т. д., ценностей общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение и др.), ценности межличностных взаимоотношений и общения (любовь, честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность и др.). Эти ценности неразрывно связаны с ценностями личностного развития, среди которых наиболее важными остаются чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к человеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры и т.д. Эти гуманистические по своей сути ценности основаны на понимании человека как высшего, лучшего, способного к саморазвитию и творческому преобразованию действительности представителю мира. Человек провозглашается высшей, абсолютной ценностью, а жизнь — основополагающим способом его существования.

По мнению гуманистов, жизнь сама по себе не обладает ценностью — смысл и ценность придает ей человек как владелец этой жизни, ее хозяин. Ценность жизни человека определяется тем, как понимается сущность данного явления действительности. В то же время в виртуальной культуре сущностными свойствами жизни обозначаются нестабильность, неопределенность, в том числе и во времени — жизнь лишь мгновение, каждое из которых может быть последним для человека, что характерно для современных сетевых теорий бытия. Социальная жизнь человека представляется в соответствии с этим как «паутина» нестабильных, постоянно изменяющихся, временных социальных связей и отношений: «Тот же, кто имеет историю, кто историю творит, лишь подчеркивает своей деятельностью бесплодность великих подвигов. В конечном счете, он исчезает так же бесследно, как и тот, кто просто жил и радовался» [4].

Социальная неопределенность способствует все большей индивидуализации, автономности человека, доходящей в своих крайних пределах до одиночества и социальной изоляции, становится основой разобщенности людей в обществе и ряда девиантных форм поведения человека, которые в явной или скрытой форме пропагандируются на страницах сетей: «Люди убивают людей. Поступками, словами, чувствами» [2].

Ценность человека в виртуальной культуре также очень неопределенна, имеет множество смыслов, среди которых доминируют утверждения о том, что люди разделяются на «высших», особо одаренных, способных достичь совершенства и «низших» — тех, кому это не дано, способных только к «серому существованию». «Главная цель человека — обрести себя. Это удается единицам. Все остальные слишком ленивы или трусливы, чтобы идти по этой тропинке над бездной. Зато тот, кто прошел по ней, — получает в награду настоящую жизнь, а не серое существование» [5]. Происходит искажение ценностей человеческих качеств и чувств: великим человеком объявляется тот, кто внушает другому, что тоже может стать великим, а того, кто высказывает сомнения, критические замечания следует избегать. Таким образом, идет противопоставление выдающейся личности «толпе», утверждается идея обретения себя как удел избранных, самоидентификация, самореализация как доступное немногим. Идеи представителей философии жизни Ф. Ницше и А. Шопенгауэра, формирующих пессимистический-нигилистический взгляд на жизнь, и теории элит, обосновывающей наличие в обществе особо одаренной «элиты» и «серой массы», «толпы», активно внедряются в индивидуальное сознание масс через виртуальную культуру социальных сетей.

Совершенствование личности в гуманистическом понимании предполагает самодетерминированность индивидуальности, автономность, возможность и способность человека управлять своей собственной жизнью. Вопросы самоидентификации человека, его ценности, самосовершенствования в виртуальной культуре социальных сетей очень противоречива, содержит в себе открытые и скрытые смыслы. С одной стороны, проводятся идеи о необходимости самосовершенствования, преодоления любых трудностей, целенаправленности, силе воли к достижению желаемых целей, с другой — утверждается идея о бессмысленности, бесполезности усилий человека, силе предначертанной каждому судьбы. Например, высказывание С. Дали «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь» [9] говорит не только о тщетности усилий, но и в скрытой форме содержит идею об отсутствии у человека необходимых способностей, возможностей для этого.

Нравственные ценности во взаимоотношениях с другими людьми, в том числе и самыми близкими, в виртуальной культуре многообразны и противоречивы. Отзывчивость, сопереживание, сочувствие, чуткость, проявление доброты и сострадания, как необходимые элементы взаимоотношений людей составляют позитивную часть нравственных ценностей, культивируемых в виртуальной реальности: «Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях» [1].

В то же время им активно противопоставляются противоположные ценности, основанные на правиле «око за око, зуб за зуб», пришедшее из древности культуры человечества. «Добром отвечать на добро, злом — на зло» — это правило внедряется в сознание пользователей сетей при помощи таких фраз, как «относись к людям так же, как они к тебе», «люби того, кто к тебе относится хорошо…» и т. п. Негативное отношение к людям как ответ на пережитые обиды выраженное в агрессивном поведении воплощается в модели поведения: «Забудь чему тебя учили, живи как зверь среди зверей. Бей первым, чтоб тебя не били. Увидишь следы, бей сильней» [6].

В массовое сознание внедряются идеи о существовании лжи, предательства, скрытой враждебности, лицемерии во взаимоотношениях между людьми как неотъемлемом, неустранимом явлении жизни. В соответствии с этим формируется недоверие к окружающим людям, подозрительность, скрытность. Возможность познания и понимания другого человека утверждается невозможной: «Что мы, в сущности, знаем о других людях? В лучшем случае можем предполагать, что они похожи на нас (Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей)» [9].

Название многих страниц отражает главную мировоззренческую идею, которая пропагандируется и внедряется в индивидуальное сознание человека. «Социофоб» («Одноклассники») — название, которое обозначает тип личности человека, испытывающего страх перед обществом, перед какими-либо контактами с людьми в обществе. Желание ухода из мира, наполненного упреками и ненавистью, высказанное в виде цитаты на публичной странице, усиливает негативное психологическое состояние человека и может способствовать проявлению девиантных, в том числе деструктивных форм поведения: «Иногда хочется уйти из этого мира и попасть в тот свой мир, где все хорошо и нет упреков и ненависти» [8].

Тема одиночества человека в мире, среди людей преподносится в виртуальной реальности в разных аспектах и с различных теоретических позиций, среди которых преобладают экзистенциалистский и нигилистический. Это одиночество преданного или брошенного близким, личностно очень значимым человеком, одиночество как уединение для понимания себя, одиночество «супер-личности» среди «серой массы», толпы. Для человека, погруженного в виртуальную реальность из-за одиночества в реальной жизни, предлагаемые варианты объяснения одиночества становятся катализатором негативных, и в ряде случаев деструктивных изменений в его духовной, социальной, психологической сферах жизнедеятельности, они усиливают его отделенность от мира и других людей: «Какое-то время я боролась за себя, строила свой мирок. И теперь всегда могу спрятаться в том мирке и хоть немного расслабиться. Одна. Как улитка в панцире. Но ведь мне потому и пришлось сооружать этот панцирь, что сама я — беззащитный слизняк. Да и для внешнего мира мой мирок совсем крошечный и ничтожный. Как хижина из картонных ящиков. Ветер дунул посильнее — все тут же и развалилось…» [4].

Одиночество как состояние и положение человека в обществе, среди людей представляется и как явление, имеющее свои положительные стороны: «Когда ты одинок — это не значит, что ты слабый. Это значит, ты достаточно сильный, чтобы ждать то, что заслуживаешь» [7], «Иногда так одиноко, что в этом даже есть смысл. Чарльз Буковски» [9] и т. п. Одиночество рассматривается как условие предотвращения потерь, расставаний, предательств людьми, которые могут стать дорогими, личностно значимыми для человека. В то же время в разных формах проводится обоснование неизбежности одиночества человека в мире, среди людей, оно обосновывается как достоинство личности.

Смысл жизни человека на страницах социальных сетей представляется очень противоречивым, что, с одной стороны, предоставляет человеку возможность для самостоятельного осмысления предлагаемых вариантов, а с другой стороны, — увеличивает степень неопределенности и многозначности в понимании этого вопроса. Результатом мировоззренческой неопределенности в вопросе о смысле жизни становится позиция личности: «Разве я знаю, зачем мы живем? Я не отчаиваюсь, потому что никаких особых надежд и не питал. Скорее я… удивлен жизнью, которая дана мне ради — ради НИЧЕГО» [2].

Скрытое манипулирование мировоззренческими установками осуществляется при помощи цитат, в которых сочетаются духовные, нравственные ценности с прагматическими, нигилистическими, утилитарными, эгоистическими и другими. Удовлетворенность своей жизнью признается положительной духовной ценностью, «настоящим богатством» по сравнению с материальным богатством человека. В то же время отсутствие ориентации на достижение новых успехов превращается в позицию самоуспокоенности, «почивания на лаврах».

Информационное пространство виртуальной культуры является не только одним из наиболее значимых факторов формирования личности, но и областью актуальной реальности человека, в которой осуществляется целенаправленное, вопреки его воле и желаниям, часто неосознаваемое им, управление его интересами, потребностями, взглядами, представлениями и убеждениями.

В потоке разнообразной, противоречивой информации виртуальности человеку без систематизированных знаний в области мировоззренческих проблем человека и общества трудно ориентироваться в многообразии идей, сложно отделить истинные ценности от ложных, еще труднее увидеть скрытый негативный смысл за красивыми фразами, цитатами и т. п.

 

Список литературы:

  1. Вектор жизни / ВКонтакте — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/vektorzhizni (дата обращения 19.09.2013).
  2. Записки убийцы себя. / ВКонтакте — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/kill_my_world (дата обращения 16.04.2013)
  3. Матюх Е.Т. Жизненные ценности современной молодежи в условиях социального риска // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.science-education.ru/104-6783 (дата обращения 26.05. 2013)
  4. Мысли на миллион / ВКонтакте — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/m_na_m (дата обращения 19.09.2013).
  5. Мысли успешных людей / Социальная сеть «Одноклассники» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnoklassniki.ru/mysliuspe/topics (дата обращения 29.03.2013)
  6. Одиночество/ ВКонтакте — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vk.com/odin_noko (дата обращения 17.04.2013)
  7. Правильные фразы / Одноклассники — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnoklassniki.ru/club8962486 (дата обращения 19.03.2013)
  8. Социофоб / Одноклассники — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnoklassniki.ru/group/51445167882456 (дата обращения 16.03.13)
  9. Стереотипы / Одноклассники» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.odnoklassniki.ru/group.by.mash (дата обращения 24.03.2013)
  10. Царева А.В. Человек в сети: смена веб-поколений / Журнал Социологии и социальной антропологии. 2012. Том XV, № 5 (64). Тематический номер. Сети в глобальном мире. С. 36—55.