Статья:

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: НАСКОЛЬКО ЛЕГКО ОТКРЫТЬ НОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Каримов Р. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: НАСКОЛЬКО ЛЕГКО ОТКРЫТЬ НОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 99 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: НАСКОЛЬКО ЛЕГКО ОТКРЫТЬ НОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?

Каримов Рустем
студент университета имени Сулеймана Демиреля, г. Алматы, Казахстан
Темирбекова Жанар Амангельдыевна
научный руководитель, научный руководитель, ассоциированный профессор университета Имени сулеймана демиреля, г. Алматы, Казахстан

Главной целью данного исследования является анализ реального состояния малого бизнеса в Казахстане. В данной работе были использованы следующие методы: контент-анализ, интернет-интервью и анализ научной литературы.

С большой территорией и относительно небольшим населением, Казахстан является самым малонаселенным из бывших советских республик. Страна имеет огромные запасы нефти, природного газа и других важных природных ресурсов. Казахстан также производит 20 % угля всего бывшего Советского Союза. Высокопотенциальный сельскохозяйственный сектор (на долю которого приходится около 40 % чистого материального продукта и насчитывает около 26 % рабочей силы) сосредоточен вокруг зерна и скота. Экономика Казахстана ориентирована на производство сырья, как и сельскохозяйственного, так и минерального. При общем населении в 16,7 млн. человек (казахи — 63,1 %, русские — 23,7 %, узбеков — 2,8 %, украинцы — 2,1 %, уйгуры — 1,4 %, татары — 1,3 %, немцы — 1,1 %, другие национальности — 4,5 %), Казахстан имеет относительно хорошо образованную рабочую силу [6].

Малый бизнес в Казахстан сталкивается с рядом проблем, которые необходимо решить для достижения экономического процветания всей страны. При описании развития малого бизнеса в прошлом году в Казахстане можно отметить два ключевых момента. Первое - бизнес стал популярным. Это огромное достижение. По данным статистики, доля занятых в Казахстан МБ достигло 12 %, при численности экономически активного населения в 23 %. Чуть более чем за десять лет (начиная с 2001), число малых предприятий увеличилось в 3 раза, а объем выпускаемой продукции МБ-ом вырос более чем в четыре раза. Второй положительный аспект — бизнес приобрел высокий социальный статус. Согласно проведенным исследованиям по программе Бизнес-Советник Фонда «Даму» среди 10 000 предпринимателей 75 % респондентов считают, что отношение к бизнесу в обществе улучшилось. Сейчас занятие бизнесом становится престижным и среди молодого поколения. Это все — позитивные изменения. Наряду с этим имеются и негативные моменты. С первых лет независимости Казахстана, начиная с 1992 года, были введены программы поддержки развития предпринимательства. Но, к сожалению, до сих пор не достигнута главная цель этих программ: МБ так и не стал основой для экономически активного среднего класса, как это происходит в развитых странах. Мы немного отстаем по количеству МБ в европейских странах, но мы далеки от них в плане эффективности. Процент производительности Казахстанского МБ варьируется в пределах 23 %-ов, а этот же показатель в США равен 103 %, а в восточноевропейской Польше — 49 % [4].

Анализ интервью экспертов о малом бизнесе показал, что эксперты дают неудовлетворительную оценку государственной поддержке по созданию условий для развития малого бизнеса. Например, эксперт Общественного совета Национальной палаты «Атамекен» Василий Александрович Резван заявляет: "Мы, как правозащитники, НДС в существующем сегодня виде называли и называем «коррупционным налогом»” [5], а Независимая Ассоциация Предпринимателей Республики Казахстан гласит, что «власти не заботятся о проблемах МБ» [7].

Однако, показатели Агентства по статистике Республики Казахстан утверждают обратное. Согласно этим данным, малый бизнес в Республике Казахстан — это динамично развивающий сектор, институциональный размер которого охватывают более 94 % всех бытовых субъектов, и, если сравнить с 90-ми годами прошлого столетия, то налицо впечатляющие положительные результаты [1]. Кроме того, в соответствии с данными Всемирного банка по созданию условий для развития малого предпринимательства в Республике Казахстан, также вырисовывается положительная картина. В мировом рейтинге по доступности начать новый бизнес "The Ease of Doing Business" среди 185 стран мира Казахстан занимает 58-е место в 2011 году, и 47-е место в 2012 году. Через год Казахстан поднялся на 11-е место, и это очень впечатляющий результат. Открытие нового предприятия в Казахстане включает в себя 6-процедур и 19 дней, а эти показатели действительно положительные. С другой стороны, Казахстан занимает 13 место по легкости уплаты налогов “The ease of paying taxes” среди сопоставимых стран (Молдова, Россия, Узбекистан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Украина), и это очень хороший показатель. По доступности ведения бизнеса наша республика уступает только таким развитым странам, как США, Австралия, страны Центральной и Западной Европы, Саудовская Аравия, Япония и т. д. [3]. Это очень обнадеживающийся результат для нашей страны.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Казахстане функционировало около 3000 отдельных промышленных предприятий, при этом непропорционально большая доля общего объема производства приходилась на несколько десятков крупных предприятий. Доля легкой промышленности составляла 15,3 % производства, а пищевая промышленность 15,4 %. Сектор малого бизнеса состоял из чуть более 3 500 кооперативов, 15 тысяч малых предприятий, около 11 тысяч частных предприятий и 15,6 тысяч фермерских хозяйств. Среди существующих малых предприятий, наибольший удельный вес приходится на оптовую и розничную торговлю, а также предприятия общественного питания. Малый и средний бизнес в Республике Казахстан был настолько слаб, что часто имел мало общего с подлинной полноценной предпринимательской деятельностью [2, c. 4].

В настоящее время экономика Республики Казахстан улучшается. В соответствии с данными Всемирного банка и показателям Агентства по статистике Республики Казахстан, очевидно, что черты малого бизнеса в Республике Казахстан приобретают динамику устойчивого развития.

Согласно оценке экспертов малого бизнеса [5], самая большая проблема для предпринимателей при открытии своих предприятий — является высокий налог НДС (Налог на добавленную стоимость) который составляет 12 %.

Вторая сложная проблема, которую идентифицирую эксперты, это необходимость научного обоснования и исследования специфики феномена предпринимательства в казахстанских условиях. Так, к примеру, в своем интервью Президент BISAM Леонида Гуревич отмечает «Во-первых, правильно ли мы ставим планку для отечественного МБ? В Казахстане до обретения независимости практически не было производства товаров массового спроса. Кроме того, у нас крайне малая плотность населения и большая протяженность транспортной сети. Поэтому в РК малый бизнес берет на себя большие издержки, чем в той же Словении, которую часто ставят в пример. Наш экспорт затруднен тем, что мы удалены от морских путей. Во-вторых, есть ли постсоветская страна, где бизнес развивался бы успешнее, чем в РК? Однозначно, нет. Очевидно, сказываются какие-то закономерности постсоветской экономики, которые надо изучать. Поэтому надо четко определить цели и приоритеты программ, исходя из наших реальных возможностей. Нужно определить и принципы господдержки, а также макроэкономические стимулы развития МСБ. Тогда можно создавать конкретные программы. Еще один принципиальный момент: нельзя внедрять новую программу, пока не закончили реализацию старой» [4] .

Кроме того, эксперты обращают внимание, что в настоящее время при создании собственного бизнеса предприниматели все еще имеют проблемы с торможением административных процедур, бюрократического давления, непонимание и т. д. Так, в частности, главный юрист и эксперт общественного совета Национальной палаты «Атамекен» Василий Александрович Резван отмечает: «В нашей стране, на одного малого предпринимателя существуют не менее 100 контролирующих органов, а самостоятельных комитетов и департаментов — сотни! Из этого следует, что штаты чиновников и их бюрократический контроль расширяются в прогрессии. Контролирующие органы приходят с проверкой к предпринимателю по 80—90 раз в год, а мы по 4 раза в день встаем на его защиту. Государственное регулирование и бюрократия воспринимается как четвертая самая трудная задача для старта малого венчурного бизнеса. В дополнение к сложности решения этих вопросов как таковых, очень часто информация о положений, правил и процедур в отношении малого бизнеса не так легко доступна, она часто меняется без консистенцией. Кроме того, интерпретация того, что является правильным или неправильным остается привилегией чиновника, и он или она принимают произвольное решение, ставя предпринимателя в положение зависимых и неуверенных» [5].

Результаты настоящего исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Малый бизнес и предпринимательство обладает потенциалом, способствующему полноценному переходу Казахстана к свободному рынку. В настоящее переходное время, казахстанская экономика и социальное развитие государства в большинстве своем зависит от крупных, регулируемых в основном государством предприятий, а роль малого бизнеса в данном процессе сравнительно скромна. Поэтому, очевидно, что этот сектор должен получить больше внимания, участия и поддержки со стороны правительства, научных кругов и различных международных источников.
  2. Преимуществами малого бизнеса в Республике Казахстан являются: политическая и экономическая стабильность страны, высокий уровень образования тех, кто участвует и собирается открыть новое предприятие и развивать его на международном уровне. К недостатком, малого бизнеса в Казахстане, можно отнести недостаточное количество статистической информации и прикладных научных исследований в этой области, ограниченной роли женщин-предпринимателей, ограниченное количество источников стартового капитала, слабое развитие оптовых и розничных операций.
  3. Основные препятствия и проблемы МБ в Казахстане связаны с отсутствием диалога о предпринимательских правах между представителями МБ и государственными органами, высокими налогами, проблемами в банковской и финансовой системе, государственным регулированием, бюрократией, коррупция и т. д.
  4. Относительно потребностей к обучению и консалтинга, казахстанские предприниматели отмечают следующие приоритетные направления, которые должны быть прикладного практического характера и связаны с вопросами совершенствования знаний, навыков и методов по налогообложению, финансам, бизнес праву, составлению контрактов, ведению переговоров, вопросов импорта и экспорта, международного бизнеса и маркетинга.
  5. Существует три важных аспекта для развития предпринимательства в любой стране. Во-первых — это отношения с органами власти, во-вторых — конкуренция, в-третьих — поиск внутренних резервов развития. Перед органами власти и обществом в Казахстане стоит важнейшая задача — решить взаимоотношения предпринимателей с органами власти, когда эта проблема отойдет на последний план, малый бизнес сможет сконцентрировать свое внимание на вопросах конкуренции и поиску резервов не только на локальном, но также на международном уровне. Только тогда можно будет говорить о вхождения малого и среднего бизнеса Казахстана в русло цивилизованного и конкурентоспособного развития.

 

Список литературы:

  1. Агентства РК по статистике «Малое и среднее предпринимательство» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stat.kz/DIGITAL/MAL_PRED/Pages/default.aspx (дата обращения 01.01.2013)
  2. Арынов Е.М., Жуламанов Р.К. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 1994. — 15 с.
  3. Всемирный банк, мировой рейтинг по доступности начать новый бизнес “Ease of Doing Business in Kazakhstan” — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/kazakhstan/ (дата обращения 01.01.2012)
  4. Интервью Президента BISAM Леонида Гуревича журналу «Эксперт Казахстан». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.bisam.kz/articles/interview.html (дата обращения 11.09.2010)
  5. «Проблемы малого бизнеса в Казахстане» Интервью c главным юристом и экспертом общественного совета Национальной палаты «Атамекен» Василием Александровичем Резван о проблемах малого бизнеса в Казахстане — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.grossbuh.kz/information/show/id/224.html (дата обращения 05.05.2012)
  6. 6.Население Казахстана — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Население_Казахстана (дата обращения 21.09.2012)
  7. Независимая Ассоциации Предпринимателей Республики Казахстан Малый бизнес в Казахстане — на грани вымирания. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nap.kz/mneniya-obrashheniya/msb23/malyj-biznes-v-kazaxstane-na-grani-vymiraniya.html (дата обращения 25.09.2012)