РУКОВОДСТВО СОЗДАНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВИДЕПРОДУКЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Секция: 8. Менеджмент
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РУКОВОДСТВО СОЗДАНИЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВИДЕПРОДУКЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Получение высшего образования предполагает не только приобретение знаний, умений и навыков, определяемых стандартом, но и личностный рост, раскрытие способностей обучающихся через самопознание и самореализацию. Поэтому в идеале период обучения в вузе для студентов связан с поиском себя в самых разных видах деятельности: от научного творчества до шоу-программ. Обеспечение достойных условий для реализации потенциала молодежи — задача администрации и педагогов вуза. Но ряд аспектов зависит непосредственно от самих обучающихся, потому что неактуальность прежних форм работы (собрания, студенческая печать) определяет необходимость поиска новых точек приложения усилий студенческого актива.
Наблюдение показывает высокую степень популярности в молодежной среде игр КВН, клуба Comedy, ситкомов, общей чертой которых является их структура — набор миниатюр, отражающих самые разные стороны жизни. Часто любители подобного телепродукта высказывают желание повторить чей-то режиссерский опыт в новом, более оригинальном ключе. Тем более, что технические возможности сегодня гораздо шире, чем раньше: это и фотоаппараты, видеокамеры, компьютер, и безлимитный круглосуточный доступ в Интернет. А доступность современных телефонов делает возможным съемки видео непосредственно на месте событий.
Итак, создание видепродукции на сегодняшний день может быть признано одной из самых популярных форм самореализации молодежи.
Наблюдение и просмотр позволяют выделить разновидности современных студенческих работ: видеосюжеты с места событий, как правило, выкладываемые в Интернет без какой-либо коррекции; несюжетная компьютерная графика, создаваемая авторами с целью демонстрации своих технических возможностей; рекламные ролики вузов; пародии на современные клипы и фильмы; так называемые, «фанфики», то есть признания в лучших чувствах к актёрам, спортсменам, фильмам и проч. Менее всего представлено коротко- и полнометражное сюжетное видео.
Соответственно можно выделить проблемы создания молодежного видеопродукта: технические (низкое качество изображения и монтажа), этические (ненормативная лексика, пропаганда насилия), сюжетная (отсутствие сценария, несоответствие заявленной теме, орфографическая или фактическая безграмотность, «затянутость»).
Вмешательство же ответственных лиц, специалистов в процесс студенческого видеотворчества в широких масштабах пока не предусмотрено. А ведь молодые люди испытывают затруднения не только с формированием технических навыков, но и с тем, чтобы увидеть противоречие, на котором можно развернуть достойный сюжет, не только юмористического, но и социально значимого характера. Часто они нуждаются в обычном одобрении, так как уверены, что «все это было» и «это уже давно создано до нас».
Таким образом, необходим поиск точек соприкосновения молодежи и профессионалов. Причем, речь идет не столько о специалистах в области киноискусства, сколько о кадрах, работающих с молодежью. Наиболее проблематичной является стадия препродакшна, когда в студенческую идею не верят, она не до конца оформлена, требует целевой и ценностной огранки (или ее нет вообще, а есть только желание снимать). Также помощь специалистов нужна на стадии внедрения продукта, когда демонстрации в студенческой аудитории или участия в одном конкурсе недостаточно, чтобы авторы получили достойную мотивационную подпитку своей деятельности. Поэтому помочь изменить название, скорректировать сюжет, вовремя оформить заявки — деятельность не только студенческого актива, но и лиц, ответственных за воспитательную работу вуза.
При этом необходимо помнить, что хотя вуз может обеспечить условия съемки и обработки изображения в современных программах, но даже самые простые технологии позволяют донести до зрителя глубокий смысл и социальную проблематику.
Итак, студенческий видеопродукт вуза, способствующий формированию его имиджа и развитию обучающихся, должен отличаться продуманностью сюжета, качеством исполнения, грамотностью, оригинальным подходом к раскрытию темы, востребованностью.
Тамбовский филиал МГУКИ имеет богатый позитивный опыт организации работы по созданию видероликов. Отличительной чертой видеоработ филиала является их законченность и воспитательная направленность. За последние 5 лет создано 30 работ. Семь из них сделаны в программе Power Paint, двадцать три — в современных видеоредакторах. Несмотря на то, что большинство работ до 2013 года были сделаны на основе использования фотоматериалов («Всё будет хорошо!», «Девчата», «Хочу выше!», «Не надо лишнего») они, по оценке экспертов, имеют большую выразительность и социальную значимость.
Тематически ролики филиала можно разделить на официальные (3 работы: 2 презентации филиала, 1 видеоотчет), развлекательные (21 работа к Дням знаний, Посвящениям и выпускным), документальные (6 работ).
В качестве авторов выступали студенты А. Щелоков, Д. Ронжин, Е. Маслова, А. Армашова, Д. Каширин, А. Корытин, М. Потапов, А. Андреева, А. Селиванов. При поддержке преподавателей С.Н. Пениной, Н.В. Тезиковой, О.Н. Евсюковой, А.А. Мухортых. В видеоархиве также имеются ролики, которые представляют собой совместный труд преподавателей кафедры «Менеджмент» и адресованы выпускникам.
За последний год 7 работ приняли участие в конкурсах и были отмечены наградами разного уровня (городской конкурс социальной рекламы-2012, городской конкурс творческой молодежи «Студенческая весна-2013», Всероссийские конкурсы экспертно-методического центра «Когнитус» (г. Чебоксары) — «Будем смеяться!», «Знакомьтесь — это я!», «Развивающая среда образовательного учреждения»).
Анализ сюжетов видеоработ позволяет утверждать, что наиболее популярными являются «нанизывание» определений на основу («Хочу выше», «Выпуск-2010», «Универ»). Продолжают оставаться востребованными юмористические («Конкурс на лучшую группу», «Две звезды», «Выпуск-2011», «Без названия или Выпуск-2013») и серьезные репортажи («Славянская культура», «Стенды к 375-летию г. Тамбова», «Нобелевский музей»). Особый пласт представляют собой ролики, выполненные в согласовании («Все будет хорошо!») и в нарушении взаимосвязей с аудиорядом («Логика отдыхает»). Позитивный музыкальный ритм и использование переносного смысла делают их по-настоящему зрелищными. Наиболее ценными, с точки зрения сценарных задумок, являются ролики-открытия, побуждающие зрителя видеть предмет не таким, каким его представляют себе большинство окружающих («Очевидное-необъятное», «Славянская культура»).
В филиале решена проблема использования студенческого видео после его демонстрации в вузе. До начала мероприятий ролики и фотографии записываются на CD-R. В таком виде они становятся оригинальным дополнением к подаркам выпускникам или первокурсникам. При небольшой доработке ролики могут быть адаптированы для участия во внешних конкурсах видеоработ и как сопровождение для участия в конкурсах сценариев. Работы выкладываются на неофициальный сайт (во вкладке «Мультимедиа»), а на наиболее значимые из них делаются ссылки в социальных сетях.
Таким образом, развитие студенческого творчества в области создания видео может иметь позитивные следствия для вуза в целом и студентов и педагогов в частности. Так наличие видеоархива в вузе способствует формированию его позитивного имиджа у абитуриентов, работодателей и городской общественности, позволяет устанавливать связи с выпускниками, знакомить первокурсников с традициями вуза, оживляет воспитательные мероприятия, поддерживает интерес студентов к общественной работе.
Участие в создании и просмотре видеоработ способствует формированию у обучающихся навыков написания сценариев, компьютерного дизайна, презентации, режиссуры. Это повышает их компетентность в области менеджмента и маркетинга, так как требует, с одной стороны, проявления навыков работы с командой, а, с другой стороны, побуждает к анализу предпочтений зрительской аудитории. Все это в конечном итоге ведет к оздоровлению межличностных отношений и социально-психологической атмосферы в студенческом коллективе.
Опираясь на технические возможности и презентационные навыки студентов, преподаватели получают возможность расширять спектр учебных заданий за счет включения видео в учебный процесс. Их сознание становится более гибким и адаптивным к внедрению самых совершенных педагогических технологий, например, видеолекций. А наличие видеоархива — прекрасный способ обмениваться опытом педагогической деятельности.
Работу со студенческим коллективом в области создания видео планируется продолжить в направлении привлечение как можно большего количества студентов, участия в конкурсах и повышения квалификации, совершенствования технических характеристик съемок, монтажа и условий просмотра.
Основными направлениями продолжения данного исследования в теоретическом плане являются сравнительный анализ видеоработ филиала с аналогичными работами студентов других вузов и, так называемым, конкурсным молодежным видео, и, как следствие, внедрение сюжетных и педагогических инноваций.
Наиболее перспективным направлением воспитательной деятельности представляется поддержание конкуренции студенческого видео внутри филиала.