ФЕНОМЕН ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Секция: 11. Экономика
IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФЕНОМЕН ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переход к рыночным отношениям привел к изменениям в социально-экономической жизни общества. Люди добровольно, порой вынужденно, меняют свой привычный образ жизни, свое поведение, пытаются приспособиться к новым условиям. Российский исследователь Ежкова Н.В. считает: «ушли в прошлое стандартизация моделей социального поведения на основе заданных жестких идеологических санкций, и ей на смену пришла множественность моделей социального действия, основанных на рационализации индивидуальных и общественных потребностей» [1].
В этом плане актуальное значение приобретает проблема вторичной занятости,
выступающая как одно из средств улучшения благосостояния населения [3]. На данный момент во вторичную занятость уже вовлечены миллионы трудоспособного населения. Именно этот факт является основанием всестороннего и более глубокого изучения проблемы вторичной занятости. Несмотря на большое количество работ посвященных вторичной занятости, требуется более глубокий анализ причин и последствий данного явления. Кроме того, в уточнении нуждается и само понятие вторичной занятости.
Вторичная занятость ― дополнительная форма использования рабочей силы уже включенного в трудовую деятельность работника с целью получения заработка. Одним из ярких примеров феномена вторичной занятости является вторичная занятость преподавателей высших учебных заведений. Почему преподаватели ищут дополнительный заработок? Какие у преподавателей мотивы? Каково влияние дополнительной работы на личные качества преподавателя? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в нашей работе.
Определение форм вторичной занятости зависит от целей субъекта рынка труда, то есть, является ли эта дополнительная работа постоянной, временной или нерегулярной. Возможно, человеку нужны деньги для определенной цели, и после ее достижения он откажется от этой работы.
Проблема вторичной занятости среди преподавателей стоит не так остро, как для работников других отраслей. Люди этой профессии всегда востребованы на рынке труда.
Гипотеза исследования. Общая гипотеза исследования заключается в том, что главной причиной вторичной занятости служит низкий уровень заработной платы работников высшего профессионального образования. Чем ниже заработная плата преподавателя, тем больше он нуждается в дополнительном заработке.
Частная гипотеза ― доля работающих на условиях вторичной занятости среди преподавателей без ученой степени выше, чем преподавателей с ученой степенью.
В ходе нашей работы мы опросили 200 преподавателей ВУЗов, критерием выступила ученая степень преподавателя. Из опрошенных нами работников высшего профессионального образования ученую степень имеют 45 % (90 респондентов), не имеют ― 55 % (110 респондентов).
Существует несколько причин обращения преподавателей высшего профессионального образования ко вторичной занятости. Основной из них является увеличения дохода, так как, прежде всего, это инструмент удовлетворения материальных потребностей. Средняя заработная плата преподавателей ВУЗов по Республике Казахстан составляет 49 811 тенге, в то время как средний ежемесячный доход работников экономической сферы ― 80 401 тенге [2].
Так, на вопрос «Оцените Ваше материальное положение» 65 % респондентов ответило «хорошее», 32 % ― «среднее», и всего лишь 3 % «плохое» (Таблица 1). Причем в большинстве случаев своим материальным положением оказались довольны преподаватели, имеющие ученую степень.
Таблица 1.
Материальное положение работников высшего
профессионального образования
Уровень квалификации |
«плохое» |
«среднее» |
«хорошее» |
С ученой степенью |
1 % |
12 % |
45 % |
Без ученой степени |
2 % |
20 % |
20 % |
Так на вопрос: «Имеете ли Вы дополнительную работу?» три четверти опрошенных без ученой степени и меньше половины респондентов с ученой степенью ответили утвердительно (Таблица 2).
Таблица 2.
Вовлечение преподавателей ВУЗов во вторичную занятость
Вариант ответа |
С ученой степенью |
Без ученой степени |
«да» |
45 % |
75 % |
«нет» |
55 % |
25 % |
Другая причина ― это возможность самореализации. Она характерна для всех преподавателей, так как независимо от ученой степени каждый стремится к достижению успеха в научно-исследовательской деятельности.
Самой малозначительной причиной является страх перед безработицей. В случае увольнения преподавателя с основного места работы, у него остается запасной вариант, который поможет ему не потерять источник дохода.
Существуют две формы вторичной занятости: внешняя и внутренняя. Для внутренней формы занятости характерно наличие дополнительной работы внутри ВУЗа, для внешней ― за пределами данного университета.
Положительные и отрицательные стороны являются неотъемлемой частью как для внутренней вторичной занятости, так и для внешней.
К положительным сторонам внутренней вторичной занятости можно отнести:
- отсутствие конфликтных ситуаций между работником и работодателем;
- естественное продолжение занятости на основном рабочем месте.
Таким образом, характер труда является внутри профессиональным; депрофессионализацию в сфере вторичной занятости работники высшего профессионального образования не испытывают.
К положительным сторонам внешней вторичной занятости относятся:
- возможность повышения профессиональной квалификации преподавателя;
- приобретение практического опыта, который будет дополнять его теоретические знания. Тем самым у студентов повысится интерес к данной научной дисциплине.
- решение вопроса самореализации, то есть посредством вторичной занятости преподаватель сможет реализовать себя в совершенно другой сфере деятельности, не связанной с его основной работой;
- вероятность завести полезные знакомства, которые пригодятся в будущем.
Следует отметить также и отрицательные стороны вторичной занятости, как для внутренней, так и для внешней.
Негативная сторона внутренней дополнительной работы ― совмещение разных функциональных обязанностей. Впоследствии это приводит к снижению качества образования.
Негативные стороны внешней вторичной занятости:
- у работников портятся отношения с работодателем из-за того, что администрацией университета не приветствуется работа преподавателей на стороне, в частности в других ВУЗах;
- внешняя вторичная занятость ведет к повышению интенсивности труда, а также к ухудшению здоровья человека и как следствие к ранней потере трудоспособности. Человек не успевает восстановить свои силы к следующему рабочему дню. Помимо физического состояния ухудшается и моральное, а это в свою очередь приводит к стрессовым ситуациям;
- снижение профессионального мастерства преподавателя, так как его мотивационные аспекты смещаются исключительно в сторону материальных стимулов.
Так на вопрос «Мешает ли дополнительная работа основной?» 82 % преподавателей с ученой степенью ответили «да».
Однако, отвечая на следующий вопрос-фильтр «Если да, то готовы ли Вы отказаться от дополнительной работы?» эта часть респондентов ответила отрицательно. 18 % респондентов считают, что дополнительная работа не отвлекает от их основного занятия и является лишь хорошей возможностью подзаработать или самореализоваться в той или иной области.
Преподавателям без ученой степени легче совмещать основную и дополнительную работу, так как они меньше времени уделяют научно-исследовательской работе (65 %). (Таблица 3).
Таблица 3.
Влияние дополнительной работы на основную
Вариант ответа |
С ученой степенью |
Без ученой степени |
«да» |
82 % |
65 % |
«нет» |
18 % |
35 % |
На вопрос: «Если бы Вам платили хорошую заработную плату на основном месте работы, отказались бы Вы от дополнительной работы?» 63 % преподавателей с ученой степенью ответили положительно, 37 % опрошенных ответили, что независимо от уровня заработной платы будут заняты на дополнительной работе. Мы полагаем, что на выбор вариантов ответа преподавателей без ученой степени повлиял такой фактор, как материальное положение; они больше заинтересованы в дополнительном заработке (85 %) (Таблица 4).
Таблица 4.
Влияние заработной платы на вторичную занятость преподавателей
Вариант ответа |
С ученой степенью |
Без ученой степени |
«готовы отказаться» |
63 % |
85 % |
«не готовы отказаться» |
37 % |
15 % |
Таким образом, в ходе проведенной работы подтвердилась общая гипотеза исследования: основным мотивом обращения преподавателей ВУЗов ко вторичной занятости является материальная заинтересованность. В проведенном нами опросе посредством анализа ответов было выявлено: работники высшего профессионального образования независимо от наличия ученой степени заинтересованы в повышении собственного благосостояния.
Частная гипотеза доказана с помощью анкетирования и сравнения ответов, данных преподавателями ВУЗа. Проведя работу, было выявлено, что больше поисками дополнительной работы заняты преподаватели без ученой степени.
В ходе изучения положительных и отрицательных последствий вторичной занятости нами был сделан вывод, что позитивных сторон больше, чем негативных.
Список литературы:
- Ежкова Н.В. Вторичная занятость в сфере высшего профессионального образования: мотивы и формы // Труд и социальные отношения. ― 2010. ― № 1 ― С. 121―124.
- Заработная плата работников по профессиям и должностям в 2010 году ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://stat.kz/news/pages/n2_17_03_11.aspx
- Хибовская Е.А., Куприянова З.В. Вторичная занятость как способ адаптации населения к экономическим реформам ― [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/980/679/1219/030_1_hibovskaya.pdf