Статья:

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Щипанова С.А., Антонова Г.О. НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 86 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Щипанова Светлана Анатольевна
студент Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Антонова Галина Олеговна
студент Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Тойшева Ольга Анатольевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

В настоящее время для оценки мощности, потенциальных возможностей промышленных предприятий малых и средних городов существуют различные оценки и характеристики. Основной является «производственный потенциал». В широком смысле потенциал — это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Сегодня понятие «производственный потенциал» прочно утвердилось в отечественной и зарубежной экономике. Впервые данный термин появился в начале 70-х годов, и связан он был в основном с развитием научно-технического прогресса, а также с проблемой, которая отражает ресурсный потенциал промышленного производства.

В основе производственного потенциала предприятий малых и средних городов лежат отношения, которые отражают результаты производительных сил и производственных отношений, а также является основной составной частью экономического потенциала региона, области и страны в целом.

А.И. Анчишкин одним из первых использовал в отечественных научных трудах понятие «производственный потенциал», с его точки зрения в основу производственного потенциала входят ресурсы промышленных предприятий, которые в дальнейшем принимают форму основных факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательство [1]. В дальнейшем многие отечественные ученные придерживались данной точки зрения в отношении данного понятия.

Сегодня промышленные предприятия в малых и средних городах рассматриваются с точки зрения промышленных комплексов, и в связи с этим промышленный потенциал комплекса заменяется понятием экономический потенциал, потому что он более полно отражает основную сущность городского промышленного комплекса, который часто является основной составляющей социально-экономического развития городского образования.

Экономический потенциал включает в себя основные компоненты, всесторонность, системность, целостность, которые в полной мере отражают всю глубину промышленного потенциала городского комплекса. Данные компоненты также являются основой для формирования и развития промышленных составляющих комплекса — предприятий.

В основе экономического потенциала заложен анализ промышленного комплекса городского образования, а именно экономические и хозяйственные, производственные отношения, т. е. происходит процесс взаимодействия с внешней средой (область, регион, государство) [5].

Основу производственного потенциала составляет взаимосвязь с внутренней средой, которая выражается в производственных отношениях внутри каждого предприятия комплекса. Но необходимо отметить, что на процесс использования промышленного потенциала, также оказывает свое влияние и внешняя среда.

Промышленный комплекс города, с точки зрения производственного потенциала является системой, в ее основу заложены элементы, которые выполняют множество различных функций в процессе выпуска и реализации продукции, все функции при этом выполняются одновременно и в совокупности.

В масштабах региона приоритетными являются направления развития промышленных комплексов, результаты, деятельности которых позволяют обеспечить прямые и косвенные потребности населения, его благосостояние.

С учетом этого научный и практический интерес представляет социально-экономический мониторинг развития промышленного комплекса в целом, а также выявление наиболее слабых его звеньев, что, безусловно, позволит целесообразно перераспределять сырьевые ресурсы для достижения целей как городского, так и регионального масштаба [5].

В обозначенном русле нами предлагается применять системный подход при рассмотрении вопроса развития городских промышленных комплексах. Системный подход — это методология исследования объекта как системы.

Системой называется совокупность взаимосвязанных данных (элементов), которые характеризуются сложностью, иерархичностью, целостностью и организованностью.

На наш взгляд, любой промышленный комплекс городского образования относится к сложной системе, потому что он включает в себя многочисленные иерархические уровни соподчинения. Сложность системы промышленного комплекса проявляется в наличии совокупности основных частей, каждая из которых делится на наиболее мелкие составные части. Как правило, в иерархической структуре промышленного комплекса имеет место большое количество прямых и обратных связей. Следовательно, если на каком-то участке иерархии, происходит какое-либо изменение, то оно незамедлительно оказывает определенное влияние на другие составные элементы иерархической системы.

В иерархической структуре сложной системы имеет место большое количество обратных связей между элементами предприятия. Характерным признаком сложности является то, что изменения, возникающие в какой-либо одной части предприятия как системы, вызывают изменения в других его частях.

Анализируя структуру территориальных систем промышленного комплекса, необходимо отметить, что процесс формирования систем государственного промышленного комплекса берет свое начало именно с городских промышленных комплексов и именно там закладывается основа экономического развития, которая в дальнейшем положительно сказывается на стабилизации промышленной экономики всей страны.

Следовательно, для того чтобы система городского промышленного комплекса функционировала и приносила положительный результат в области социально-экономического развития необходимо, чтобы в городе, где расположен комплекс, были приняты все необходимые для этого шаги, а именно в первую очередь была разработана и принята промышленная политика, а также сформирована система социально-экономического мониторинга [5].

Мониторинг — это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. Отличие социально-экономического мониторинга от традиционного анализа в экономике хозяйственной деятельности субъектов РФ заключается в предмете, целях и методах изучения. Социально-экономический мониторинг как целостная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных процессов является необходимой основой для подготовки, принятия и контроля решений в структурах промышленного комплекса города. Особенно ценен этот метод в переходный экономический период.

Система мониторинга городского промышленного комплекса позволит практически в режиме реального времени производить независимые оценки тенденций развития его экономического состояния, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния предприятия и важнейших социально-экономических факторов.

Также необходимо отметить тот факт, что на положительно развивающийся экономический и производственный потенциал большое влияние оказывает формирование и развитие промышленной политики городского образования.

К благоприятным условиям формирования промышленной политики следует отнести защиту прав собственности, поддержку конкурентной среды, обеспечение всех предпринимательских структур равным доступом к информационным ресурсам, создание инфраструктуры бизнеса, законодательную поддержку предпринимательства.

Следовательно, в этих условиях совершенно необходимо, чтобы участниками разработки и реализации промышленной политики выступали не только федеральные власти, но и регионы, бизнес, научные, общественные организации и другие институты гражданского общества.

Важнейшим признаком устойчивого развития экономики как региона, города и страны в целом, является ее способность к росту. В условиях рыночных отношений стремление субъектов хозяйствования к экономическому росту существует постоянно. Историческое наследие таково, что крупные предприятия и промышленные комплексы являются основой экономики многих городов и регионов Российской Федерации. Однако в градообразующих предприятиях далеко не всегда имеются условия для экономического роста, что, в конечном счете, негативно сказывается на увеличении валового городского продукта, как на важнейшем обобщающем показателе функционирования общества.

Основой экономического роста городских промышленных комплексов, является промышленная политика, которая должна полностью соответствовать отраслевой специфики комплекса, этого можно достичь, если в проекте промышленной политики будут четко прописаны мероприятия и концепции развития предпринимательских структур [5].

Основой проводимых мероприятий по реализации промышленной политики предпринимательских структур города должно являться следующее.

  1. Основные мероприятия по реализации промышленной политики.
  • разработка задач промышленной политики;
  • реализация комплексных программ развития промышленной политики;
  • экономическое стимулирование субъектов промышленной деятельности промышленных предприятий города;
  • стимулирование и областная поддержка инновационной деятельности в городе;
  • осуществление мониторинга за работой промышленных предприятий города;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области и законодательством местной администрации.
  1. Концепция промышленной политики предпринимательских структур города.

Основой для реализации промышленной политики является концепция промышленной политики города, разрабатывается органами местного самоуправления с привлечением субъектов промышленной политики, субъектов научной и (или) научно-технической деятельности.

Концепция промышленной политики города должна содержать:

  • задачи промышленной политики;
  • критерии выбора приоритетов, для поддержки отраслей промышленности исходя из их социальной значимости, технологических и экологических показателей города;
  • основные направления реализации промышленной политики в области: развитие научно-технического и инновационного потенциала; развитие инфраструктуры промышленности и т. д.

Анализируя состояние городских промышленных комплексов, выявляются схожие проблемы, которые замедляют процесс роста, развития промышленных предприятий и как следствие их конкурентоспособность. На предприятиях по 10―15 лет не проводилась модернизация и реконструкция оборудования, доля вновь вводимого оборудования составляет, как правило, порядка 11 %. Все это привело к тому, что предприятиям в первую очередь необходима всесторонняя поддержка и помощь в решении этих первоочередных задач, и только потом они будут готовы к новому витку в вопросах освоения, развития и внедрения новых технологий и конкурентной продукции [2].

Привлечение инвестиций, незаинтересованность банков, высокая учетная ставка, уменьшение бюджетных средств, это только некоторые трудности, с которыми знакомы практически все промышленные предприятия малых и средних городов привели к тому, что техническое перевооружение производства предприятия проводят за счет собственных средств, которых недостаточно в связи с нестабильным финансово-экономическим состоянием.

Малые и средние города, как правило, подвержены дефициту городского бюджета, выход промышленных предприятий на новый уровень развития может быть осуществлен за счет четко определенных приоритетов развития промышленности.

Осуществление целенаправленной промышленной политики, которая должна быть основана на программном подходе и направлена на регулирование деятельности, на реализацию комплекса мер направленных на поддержку промышленных предприятий города в соответствии с выбранными приоритетами.

В связи с этим мы можем в утвердительной форме сказать, что административному аппарату малых и средних городов необходимо больше уделять внимания вопросам развития городского промышленного комплекса, чтобы улучшить свои финансовые результаты, влияющие на социально-экономическое развитие города. Развитие устойчивой экономики в малых и средних городах страны во многом зависит от рационального использования ресурсного и промышленного потенциала, что в свою очередь будет предопределять положение региона и страны в целом.

 

Список литературы:

  1. Авдеенко В.И., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия / В.И. Авдеенко, В.А. Котлов. ― М.: Экономика, 2005. ― 208 с.
  2. Гороховицкая Т.Н. Оптимизация технологического оборудования предприятия совершенствование производственного потенциала промышленного предприятия. Российское предпринимательство. 2010. № 10―2. ― С. 76―81.
  3. Бубнов Ю.Т. Оценка и формирование совокупного потенциала промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности. Монография / Ю.Т. Бубнов, О.В. Карсунцева; Федеральное агентство по образованию, Самарский гос. экономический ун-т. Самара, 2007. — 147 с.
  4. Скляр Е.Н., Зверкович И.О. Методические основы управления развитием социального потенциала промышленных предприятий ― «Менеджмент в России и за рубежом». 2008, № 2
  5. Тойшева О.А. Развитие государственного регулирования и поддержки предпринимательства Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. ― С. 171―172.