Статья:

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Бугрова К.В., Гильматдинова Л.Ф., Чубарова Л.Г., Кондратенко Е.В., Явон С.В. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 22.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ

Бугрова Ксения Вячеславовна
студент Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти
Гильматдинова Лилия Фаридовна
студент Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти
Чубарова Любовь Геннадьевна
студент Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти
Кондратенко Екатерина Викторовна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти
Явон Снежана Владимировна

 

 

 

Современная студенческая жизнь — это не только учебный процесс. Ведь нужно так много успеть: лекции, самоподготовка, работа, внеучебная деятельность и, конечно же, отдых. Чтобы сохранить высокую работоспособность, студент должен правильно распределять свое время. Правда, не всегда студенту удается жить со своим индивидуальным режимом, нужно уметь приспособить его к общепринятому режиму в вузе, то есть спланировать свой бюджет времени. Проблема оптимизации расходования времени труда и досуга актуальна для каждого студента, поскольку распределение времени напрямую влияет на общую успеваемость, физическое развитие и творческую активность учащихся [1].

В связи с этим, студентами четвертого курса Поволжского государственного университета сервиса, специальности «Социальная работа», было проведено социологическое исследование бюджета времени студентов высших учебных заведений города Тольятти, которое позволило выяснить особенности режима дня, распределение видов деятельности студентов.

Целью проведенного нами социологического исследования являлось изучение бюджета времени студентов, его оптимизация и оценка эффективности временных затрат с целью выработки практических рекомендаций. Для достижения этой цели мы пытались выяснить временные затраты студентов на различные формы занятости (учеба, работа, семья, хобби), провели и экспертный опрос среди преподавателей об оценке эффективности временных затрат студентов и разработали практические рекомендации по оптимизации бюджета времени студентов.

В ходе социологического исследования было опрошено 280 респондентов — студентов очной формы обучения Поволжского государственного университета сервиса (120 чел.) и Тольяттинского государственного университета (160 чел.). Среди респондентов 30 % юношей и 70 % девушек. Из ТГУ опрошено: юношей 62 чел. (23 %) и девушек 107 чел. (40 %). В ПВГУС опрошено: юношей 18 чел. (7 %), девушек 86 чел. (30 %).

При изучении бюджета времени нами использованы различные методы: анкетный опрос студентов ТГУ и ПВГУС и экспертный опрос — изложенные взгляды экспертов качественной оценки по избранному кругу вопросов.

По данным опроса было выявлено, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку и самостоятельное время, а так же время, затрачиваемое на работу, в различных вузах и на разных курсах далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью.

Главное, чего мы хотели достичь в ходе социологического исследования — это подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что современные студенты ощущают дефицит времени, так как студенческая жизнь разнообразна и напряженна. Исследования показали, что 51 % опрошенных студентов испытывают нехватку времени часто, 33 % — иногда, 13,5 % — редко и всего лишь 2,5 % респондентов считают, что у них нет проблем с дефицитом времени. Соответственно, подавляющее большинство опрошенных не способны сохранять высокую работоспособность в течение рабочего дня и как следствие, достигать высоких результатов одновременно оставаясь здоровыми людьми.

Сравнивая ответы студентов ПВГУС и ТГУ, приходим к выводу, что студенты, обучающиеся в ПВГУС, испытывают дефицит времени не на много чаще, чем студенты ТГУ. Часто испытывают нехватку времени 53 % респондентов ПВГУС, 50 % респондентов ТГУ. В результате опроса было выявлено, что студенты 4 курсов обоих вузов чаще всего испытывают дефицит времени. Студенты вторых и третьих курсов ПВГУС более загружены, чем студенты вторых и третьих курсов ТГУ, и напротив, студенты первых и пятых курсов ТГУ испытывают дефицит времени чаще, чем студенты тех же курсов ПВГУС.

 

Рисунок 1.Диаграмма: Степень дефицита времени студентов города Тольятти

 

В подтверждение второй нашей гипотезы о том, что студенты из-за напряженности учебного процесса испытывают негативные последствия, приводим следующие данные:

 

Рисунок 2. Диаграмма. Негативные последствия из-за недостатка времени(%)

 

В первую очередь студенты отмечают отсутствие полноценного отдыха как основную проблему, возникающую вследствие недостатка времени. Другими значительными негативными последствиями являются: недостаток общения с родными и близкими и проблемы со здоровьем. Реже возникают проблемы с ухудшением качества профессиональной подготовки и материальные трудности.

Главной проблемой недостатка времени студенты называют неумение рационально распределять свое время (35 % ответов). Большие учебные нагрузки (27 %) так же являются довольно сильной причиной дефицита времени. Немногие видят причиной временного дефицита домашние хлопоты (15 %), большие затраты времени на сон (7,3 %), работу (6 %).

 

Рисунок 3. Диаграмма. Причины дефицита времени

 

В среднем, на аудиторные занятия студенты ТГУ и ПВГУС затрачивают 5,7 часов, на самостоятельные занятия — 3,2 часа. На работу из количества работающих 25 чел.овек и подрабатывающих 79 человек в среднем тратят по 5,8—6 часов.

В основном, у студентов на первом месте аудиторные занятия и большая часть времени уделяется именно им (около 6 часов). Исключение составляют те студенты, кто ставит в приоритет работу и уделяет больше времени ей (также около 6 часов).

Самостоятельным занятиям уделяется не так много времени (3 часа), студенты считают более важной работу в аудитории. Возможно, на самостоятельные занятия и подготовку к семинарам остается уже мало времени и студенты просто используют для этого оставшееся время.

Неработающие студенты уделяют больше времени аудиторным занятиям как основному делу, самостоятельным занятиям и часть дня посвящается свободному времени. Работающие же студенты большую часть времени тратят на работу, кто-то еще успевает учиться в один день с работой, и часть времени — свободное. Самостоятельным занятиям в этом случае времени почти не уделяется.

На вопрос «На все ли сферы деятельности Вам хватает времени?» 39 % студентов ответили, что готовы жертвовать сном и отдыхом ради поставленной цели; 28 % респондентов отмечают, что им приходится отказываться одного дела в пользу наиболее важного; 26 % пытаются выполнить все намеченные дела, несмотря на то, что в этом случае снижается их качество; и только 12 % всегда успевают выполнять все намеченные дела.

Студенты по значимости для себя выделяют главным — общение с родными и близкими, что не может не радовать. Второе место занимает учебная деятельность как важный элемент жизни современных студентов. Третье по значимости — досуг, так как студенты — категория населения молодая и для них особенно важны развлечения и отдых, прогулки и занятия любимым делом. На четвертом месте — спорт, что важно в современной жизни. На пятое место студенты ставят научно-исследовательскую деятельность. Возможно, это связано с тем, что большей части студентов хватает аудиторных и самостоятельных занятий и нагрузок, а отдельные студенты, интересующиеся наукой, отмечают для себя важным моментом и научно-исследовательскую деятельность (различные проекты, конкурсы, конференции). На шестом месте оказались варианты, которые не были указаны в нашем вопроснике и те студенты, которые отметили данный вариант, подразумевали еще какой-то вид деятельности. А на седьмом месте оказалась работа. Как выяснилось, для большинства студентов на период обучения в университете работа оказалась не так важна. Причем так ответили не только первокурсники, но и более старшие курсы. Работают же в основном студенты 3—5 курсов. Из опрошенных нами студентов, 9 % имеют работу по специальности, 29 % — подрабатывают, но не по специальности, 62 % — не работают.

Сравнивая работающих юношей и девушек, приходим к выводам:

1.  Подрабатывающих студентов не по специальности больше среди юношей (33 %), нежели чем девушек (28 %);

2.  Девушки чаще считают, что учеба важнее, и они не готовы тратить время на работу и подработку — 63 %, юноши — 57 %;

3.  Чаще имеют работу по специальности юноши — 10 %, девушки — 9 %.

Опрос работающих и подрабатывающих студентов (их 104 человека из 280) показал, что главной причиной, по которой студенты совмещают работу и учебу является: «Желание иметь личные деньги». Это самый популярный ответ. Остальные причины распределяются в следующем порядке: «Желание улучшить материальное положение семьи»; «Способ самореализации»; «Способ обретения независимости от родителей»; «Желание приобрести опыт по будущей специальности»; «Необходимость платить за учебу»; «Желание расширить круг общения»; «Деньги для оплаты жилья»; «Какие-либо другие причины».

В большей степени на выбор формы проведения свободного времени студентов влияют личные желания, в меньшей степени — семейные обязанности. Как выяснилось, дефицит времени и материальный доход существенно большой роли в выборе формы проведения личного времени молодежи не играют. Они выступают скорее элементами, ограничивающими возможности студенческой молодежи в выборе наиболее затратных по времени и денежным ресурсам средств проведения досуга.

Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободного времени студентами, мы получили обобщенные результаты:

Место в большей степени на выбор формы проведения, оказывают:

1 — личные желания 195 человек (42 %);

2 — дефицит времени 73 человек (18 %);

3 — материальный доход 72 человека (17,8 %);

4 — семейные обязанности 64 человека (16 %);

5 — другое 1 человек (0,2 %).

Интересным является тот факт, что, несмотря на то, что большинство студентов часто испытывают на себе негативные последствия из-за недостатка времени всего 20 человек (7,5 %) живут строго по распорядку, 114 — вообще не имеют режима дня (42 %) и 139 (51 %) стараются придерживаться приблизительно построенного режима дня.

Нам удалось выяснить, что по мнению экспертов — преподавателей Поволжского государственного университета сервиса — студенты не испытывают дефицит времени. Эксперты единогласно отвечают, что студентам времени хватает, даже слишком, просто занимаются они не тем, не хотят ничего делать, находят отговорки. Студенты не рационально используют свое время и не умеют его планировать, а в некоторых случаях еще и не хотят этого делать.

Основными причинами, по которым студентам не хватает времени на различные виды деятельности, эксперты считают:

·     Лень;

·     Социальные сети (интернет);

·     Трата времени на развлечения: клубы, кафе, кинотеатры и т. д.;

·     Неумение планировать свой рабочий день и отсутствие желания это делать;

·     Отсутствие интереса современных студентов к получению новых знаний и высшего профессионального образования.

Эксперты отмечают, что по сравнению с нынешними студентами, студенты прошлых поколений были более загружены. Причиной тому то, что раньше не было компьютеров, Интернета, и студентам приходилось самостоятельно добывать информацию в городских библиотеках, сидя там с утра до вечера и перебирая книги и журналы. И им хватало времени, они не жаловались! Следовательно, качество подготовки к семинарам и качество образования было значительно выше.

Для устранения дефицита времени эксперты советуют:

               ·          Определить цели в жизни и, исходя из этого, рационализировать время;

               ·          Планировать свой день, чтобы и на учебу и на отдых хватало времени;

               ·          Завести ежедневник и в нем отмечать, что сделано, а что еще предстоит сделать;

               ·          Реально оценивать свои возможности, в том числе и временные.

               ·          «Меньше времени уделять развлечениям».

Исходя из результатов проведенного исследования, считаем целесообразным предложить студентам следующие рекомендации для организации, планирования своего времени:

               ·     определиться с тем, чего хочется от жизни, чётко обрисовать картину того, что хотелось бы увидеть в ближайшее время, т. е. поставить перед собой цель. Далее тщательно обдумать, что для её достижения требуется;

               ·     обозначить приоритеты — рассмотреть дела по степени важности, по степени срочности и вообще по степени актуальности;

               ·     составьте план на день, на несколько дней, а то и недель вперёд, можно написать полностью свой распорядок дня [2];

               ·     не планируйте слишком много дел, возьмите за правило намечать в одни день только 3 важных вопроса;

               ·     решайте проблемы по мере поступления, актуальность важна, не забегайте вперёд, всему своё время.

Проведя данное исследование, мы увидели подтверждение наших гипотез. Студенческая жизнь довольно разнообразна, она очень разносторонняя и в то же время напряженная. Об этом свидетельствуют ответы наших респондентов. Помимо учебы как основного дела, современные студенты умудряются работать, участвовать в различных мероприятиях на университетском и городском уровнях и интересно проводить досуг! Но в то же время многие студенты утверждают, что времени им не хватает и они не высыпаются, не видятся с близкими, не успевают заниматься интересными для себя делами. То есть подтверждается вторая гипотеза нашего исследования — напряженность бюджета времени студентов приводит к ряду негативных последствий. Делаем вывод, что грамотно спланированная и организованная, а также вовремя выполняемая деятельность студентов позволит сэкономить временные затраты и выделить время, например, на прогулку или дополнительный сон!

 

Список литературы:

1.            Стрекалова И.И. Перспектива использования технологий тайм-менеджмента для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов // Вестник ОГУ. — февраль 2013. — № 2. — С. 226—231.

2.            Филякова А.С., Белая Н.В. Проблема отношения студентов ко времени как к ценному ресурсу// Ползуновский Альманах. — 2011. — № 4/2. — С. 303—306.