Статья:

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Берестова Е.М. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(9).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ

Берестова Евгения Михайловна
студент Пермского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Пермь
Гордеева Светлана Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель Пермского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Пермь

 

Студенческая молодежь представляют особую социальную группу, с одной стороны, открытую всем изменениям, новшествам, инновациям, с другой стороны, выступающую чутким индикатором разворачивающихся в социуме трансформаций и нововведений. Образуя собой потенциал развития общества, на который обращены многие надежды на лучшее, они находятся в зоне пристального внимания к себе со стороны психологов, социологов, педагогов, политиков. Во многом это обусловлено тем, что от того, какой ценностный фундамент будет у нее заложен, во многом зависит будущее развитие общества.

В последние 5 лет смертность российских подростков в возрасте 15—19 лет находилась в пределах 108—120 на 100 000 населения данного возраста. Этот показатель в 3—5 раз выше, чем в большинстве стран Европейского региона, данный показатель обусловлен поведенческими факторами такими как: алкоголизм, курение, депрессии, зависимости и др., то есть то, что обусловливает отношение подростков к своему здоровью. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах, поэтому в настоящее время в России сформировалась актуальная проблема сохранения и укрепления здоровья для всех возрастных групп населения [1, с. 5].

В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (Журавлева И.В., Коновалова Н.Л., Мясищев В.Н., Реан A.A. и др.) называется ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т.В. Белинской, Е.В. Водневой, Г.К. Зайцева, В.М. Кабаевой, Л.С., В.Н. Беленова, B.C. Кучменко, Овчинниковой и др.

Отношение к своему здоровью — это подлинный социокультурный феномен, который «представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями, окружающей действительности, способствующими или наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом физического и психологического состояния» [3, с. 179]. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно фактов, влияющих на их физическое и душевное благополучие. В качестве двух составляющих понятия «отношения к здоровью» выделяют «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение» [4, с. 71]. «Отношение к здоровью» как социологическое понятие было впервые описано И.В. Журавлевой (1989), в настоящее время широко используется в литературе по проблемам здоровья. Два взаимодополняющих направления составляют отношение к здоровью: сохранения и совершенствование здоровья человека. Отношение к здоровью оценивается на уровнях: индивида, социальных групп, государства и общества в целом. Отношение индивида к здоровью определяется как сложившиеся на основе имеющихся знаний у человека оценка собственного здоровья, здоровья как жизненной ценности, а также как совокупность в сфере здоровья [5, с. 91].

Студенческая молодежь, как возрастная группа подвержена большому риску заболевания в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой. Многим студентам приходится адаптироваться к новым условиям проживания и обучения в вузах, что существенно влияет на состояние здоровья. Вместе с тем, состояние здоровья студенческой молодежи России — важнейший фактор, определяющий жизнь всего общества в ближайшей и отдаленной перспективе.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как российские студенты оценивают состояние своего здоровья. По данным ВЦИОМ, в 2009 г. количество российских студентов, оценивающих свое здоровье как «хорошо» 24 %, 3 % «очень хорошим», 49 % сообщали об «удовлетворительном состоянии» здоровья, 19 % «слабое здоровье», 4 % «очень слабое». Согласно данным ВЦИОМ, главное в жизни российских студентов — здоровье и наличие хороших и верных друзей. Важное место в их сознании занимает любовь. Студенты хотели бы иметь хорошую семью и быть материально обеспеченным, при этом не обязательно за счет хорошей интересной работы. Материальные ценности и развлечения еще не стали для них главными в жизни, тем не менее, значение духовных и интеллектуальных ценностей существенно снизилось. Студенты считают, что жизнь, полная развлечений и удовольствий, предполагает материальный достаток, что в свою очередь приведет к уверенности в себе, свободе и независимости в действиях. Характер отношения к здоровью студентов парадоксален, т.е. наблюдается несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на его сохранение и укрепление.

«Ценностное отношение к здоровью» это внутренний механизм поведения, направленный на сохранение и укрепление здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач.

На основе проведенного теоретического исследования, выявлена концепция формирования ценностного отношения к здоровью у молодежи, состоящая из следующих положений: 1) Психофизическое здоровье личности определяется двумя взаимосвязанными и дополняющими друг друга компонентами: мировоззренческим (здоровый образ жизни) и поведенческим (здоровый стиль жизни). 2) Добровольное, осознанное принятие личностью ценностей здорового образа и стиля жизни происходит в процессе реализации ею ценностного отношения к своему здоровью [2, с. 19]. 3) Ценностное отношение к здоровью формируется в ходе ценностно-ориентированной деятельности индивида. Именно такая деятельность, в которой молодежь выступает, как полноправный субъект целенаправленного процесса, обеспечивает формирование и единство всех четырех компонентов ценностного отношения: чувств, разума, воли и поведения. 4) Ценностная ориентация на приоритет здоровья в процессе жизнедеятельности молодежи является движущей и направляющей силой, мобилизующей волевые усилия личности на достижение поставленной цели — психофизическое здоровье.

Выявлено, что характер отношения к здоровью студентов парадоксален, т. е. наблюдается несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на его сохранение и укрепление, так как когнитивный и мотивационно — поведенческий компоненты имеют отрицательную корреляцию.

Здоровье человека определяется комплексом условий и факторов, знаний которых, направленно для эффективного решения вопроса предупреждения социального риска и охраны здоровья молодежи. Главной составляющей отношение к собственному здоровью, является позиция самого человека, отношения к своему здоровью направленного в положительную сторону. Чтобы сформировать у молодежи ценностное отношение к здоровью, необходимо их самих сделать творцами, созидателями, преобразователями, исследователями собственного здоровья.

 

Список литературы:

  1. Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н. Смертность подростков в РФ //Научный Центр здоровья детей РАМН. Москва 2010. ISBN 978-5-903263-20-2. С. 5.
  2. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 2 , ISSN 1997-9541\\ УДК 378.172\Исследования ценностного отношения к здоровью студентов — С. 19.
  3. Димов В.Д. Здоровье как социальная проблема // Социально гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 166—179.
  4. Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных фактов на формирование здоровья человека. статья // Х Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 2008. С.64-71.
  5. Федоров А.И Отношение подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008. №1 (49). С.91-96.