ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ
Секция: 4. Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗДОРОВЬЮ
Студенческая молодежь представляют особую социальную группу, с одной стороны, открытую всем изменениям, новшествам, инновациям, с другой стороны, выступающую чутким индикатором разворачивающихся в социуме трансформаций и нововведений. Образуя собой потенциал развития общества, на который обращены многие надежды на лучшее, они находятся в зоне пристального внимания к себе со стороны психологов, социологов, педагогов, политиков. Во многом это обусловлено тем, что от того, какой ценностный фундамент будет у нее заложен, во многом зависит будущее развитие общества.
В последние 5 лет смертность российских подростков в возрасте 15—19 лет находилась в пределах 108—120 на 100 000 населения данного возраста. Этот показатель в 3—5 раз выше, чем в большинстве стран Европейского региона, данный показатель обусловлен поведенческими факторами такими как: алкоголизм, курение, депрессии, зависимости и др., то есть то, что обусловливает отношение подростков к своему здоровью. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах, поэтому в настоящее время в России сформировалась актуальная проблема сохранения и укрепления здоровья для всех возрастных групп населения [1, с. 5].
В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (Журавлева И.В., Коновалова Н.Л., Мясищев В.Н., Реан A.A. и др.) называется ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т.В. Белинской, Е.В. Водневой, Г.К. Зайцева, В.М. Кабаевой, Л.С., В.Н. Беленова, B.C. Кучменко, Овчинниковой и др.
Отношение к своему здоровью — это подлинный социокультурный феномен, который «представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями, окружающей действительности, способствующими или наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом физического и психологического состояния» [3, с. 179]. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно фактов, влияющих на их физическое и душевное благополучие. В качестве двух составляющих понятия «отношения к здоровью» выделяют «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение» [4, с. 71]. «Отношение к здоровью» как социологическое понятие было впервые описано И.В. Журавлевой (1989), в настоящее время широко используется в литературе по проблемам здоровья. Два взаимодополняющих направления составляют отношение к здоровью: сохранения и совершенствование здоровья человека. Отношение к здоровью оценивается на уровнях: индивида, социальных групп, государства и общества в целом. Отношение индивида к здоровью определяется как сложившиеся на основе имеющихся знаний у человека оценка собственного здоровья, здоровья как жизненной ценности, а также как совокупность в сфере здоровья [5, с. 91].
Студенческая молодежь, как возрастная группа подвержена большому риску заболевания в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой. Многим студентам приходится адаптироваться к новым условиям проживания и обучения в вузах, что существенно влияет на состояние здоровья. Вместе с тем, состояние здоровья студенческой молодежи России — важнейший фактор, определяющий жизнь всего общества в ближайшей и отдаленной перспективе.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как российские студенты оценивают состояние своего здоровья. По данным ВЦИОМ, в 2009 г. количество российских студентов, оценивающих свое здоровье как «хорошо» 24 %, 3 % «очень хорошим», 49 % сообщали об «удовлетворительном состоянии» здоровья, 19 % «слабое здоровье», 4 % «очень слабое». Согласно данным ВЦИОМ, главное в жизни российских студентов — здоровье и наличие хороших и верных друзей. Важное место в их сознании занимает любовь. Студенты хотели бы иметь хорошую семью и быть материально обеспеченным, при этом не обязательно за счет хорошей интересной работы. Материальные ценности и развлечения еще не стали для них главными в жизни, тем не менее, значение духовных и интеллектуальных ценностей существенно снизилось. Студенты считают, что жизнь, полная развлечений и удовольствий, предполагает материальный достаток, что в свою очередь приведет к уверенности в себе, свободе и независимости в действиях. Характер отношения к здоровью студентов парадоксален, т.е. наблюдается несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на его сохранение и укрепление.
«Ценностное отношение к здоровью» это внутренний механизм поведения, направленный на сохранение и укрепление здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач.
На основе проведенного теоретического исследования, выявлена концепция формирования ценностного отношения к здоровью у молодежи, состоящая из следующих положений: 1) Психофизическое здоровье личности определяется двумя взаимосвязанными и дополняющими друг друга компонентами: мировоззренческим (здоровый образ жизни) и поведенческим (здоровый стиль жизни). 2) Добровольное, осознанное принятие личностью ценностей здорового образа и стиля жизни происходит в процессе реализации ею ценностного отношения к своему здоровью [2, с. 19]. 3) Ценностное отношение к здоровью формируется в ходе ценностно-ориентированной деятельности индивида. Именно такая деятельность, в которой молодежь выступает, как полноправный субъект целенаправленного процесса, обеспечивает формирование и единство всех четырех компонентов ценностного отношения: чувств, разума, воли и поведения. 4) Ценностная ориентация на приоритет здоровья в процессе жизнедеятельности молодежи является движущей и направляющей силой, мобилизующей волевые усилия личности на достижение поставленной цели — психофизическое здоровье.
Выявлено, что характер отношения к здоровью студентов парадоксален, т. е. наблюдается несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на его сохранение и укрепление, так как когнитивный и мотивационно — поведенческий компоненты имеют отрицательную корреляцию.
Здоровье человека определяется комплексом условий и факторов, знаний которых, направленно для эффективного решения вопроса предупреждения социального риска и охраны здоровья молодежи. Главной составляющей отношение к собственному здоровью, является позиция самого человека, отношения к своему здоровью направленного в положительную сторону. Чтобы сформировать у молодежи ценностное отношение к здоровью, необходимо их самих сделать творцами, созидателями, преобразователями, исследователями собственного здоровья.
Список литературы:
- Альбицкий В.Ю., Иванова А.Е., Ильин А.Г., Терлецкая Р.Н. Смертность подростков в РФ //Научный Центр здоровья детей РАМН. Москва 2010. ISBN 978-5-903263-20-2. С. 5.
- Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 2 , ISSN 1997-9541\\ УДК 378.172\Исследования ценностного отношения к здоровью студентов — С. 19.
- Димов В.Д. Здоровье как социальная проблема // Социально гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 166—179.
- Козина Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных фактов на формирование здоровья человека. статья // Х Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 2008. С.64-71.
- Федоров А.И Отношение подростков к здоровью: социологический анализ // Образование и наука. 2008. №1 (49). С.91-96.