СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: 11. Экономика
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим итогом экономической политики государства Нурсултан Назарбаев назвал стабильное развитие экономики, которое в настоящее время позволяет усилить социальную направленность реформ, чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить, десять главных задач: не просто обеспечить и поддержать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом [3].
В связи с переходом к рыночной экономики основной экономической проблемой предстоящего периода, на решение которой должны быть ориентированы все существующие и вновь создаваемые механизмы промышленной политики является проблема конкурентоспособности промышленных производств. Конкурентоспособность промышленных производств наиболее полно характеризует результаты происходящих в материальном секторе структурных сдвигов.
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 год) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана, а также на основе постановления Правительства Республики Казахстан № 609 от 30 июня 2006 года «Об утверждении Плана мероприятий на 2006—2008 годы» [4].
Она формирует государственную экономическую политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития.
Производство конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики в стране.
Страна имеющие богатые природные ресурсы, не могут полагаться только на их разработку. Диверсификация базы производства и экспорта и увеличение их доли является самой правильной и лучшей стратегией для стран с богатыми ресурсами.
При этом развивающая экономика Казахстана при поэтапном развитии инновационной деятельности сталкивается с множественными проблемами.
Сырьевая направленность, интеграция в мировой экономике, невысокий спрос на товары и услуги на рынке, технологическая отсталость предприятий, отсутствие связей науки с производством, неразвитая производственная инфраструктура относится к основным проблемам в развитие экономики страны. Для преодоления сырьевой специализации страны в Казахстане разработан поэтапный план развития индустриально-инновационной политики.
Для этого Главой государства было принято постановление правительства Республики Казахстан № 456 от 25 мая 2006 года «Об утверждении Плана мероприятий по созданию эффективной системы развития не сырьевого экспорта и привлечения инвестиций в обрабатывающие отрасли».
Помимо функционирования банка развития в рамках стратегии создаются специальные институты, к числу которых относятся Казахстанский инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, которые проводят политику инвестирования в создании новых проектов.
Проведение научной и инновационной политики, направленная на развитие науки в сфере инновационной деятельности в стране, положительно повлияет на проведение и выполнение стратегии в данной сфере.
К числу поставленных целей относятся переход во всех отраслях экономики на мировые стандарты, а также развитие финансового рынка и развитие инфраструктурной политики.
Для выхода Казахстана на новый уровень социально-политического развития и устойчивому росту экономики, разработана стратегия, которая должна обеспечить к благополучным изменениям экономики и в ее структуре.
Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортно-ориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках.
В результате реализации Стратегия экономика страны к 2015 году постепенно должна перейти к сервисному и технологическому развитию.
До 2010 года стратегия индустриально-инновационного развития рассматривалась в стратегическом плане развития Республики Казахстан, которая должна проложить основу в сервисно-технологическом секторе экономики.
В 2013 году в послании Главы государства Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил условия и задачи перехода к сервисно-технологической экономики, для этого стратегия должна рассматривать устойчивое развитие страны, путем диверсификации отраслей секторов экономики.
Либерализация экономических отношений повлиявшая на изменение форм собственности и развития малого и среднего бизнеса, стала главным направлением в экономической реформе. В начале 90-х годов на основе принятой стратегии экономического развития страны «Казахстан-2030» обозначены новые направления в развитии экономики.
За последние 15 лет принятые новые программы стратегии, эффективно развивают индустриально-инновационную деятельность предприятий, а также в различных секторов экономики, которые входят различные инфраструктуры экономики: сельское хозяйство, горонодобывающая и обрабатывающая промышленность, образование и строительство [2].
Успешная и эффективная разработанная стратегия показала свои перемены в сфере архитектуры, строительства и градостроительства с применением новых инновационных технологий.
Строительство это самостоятельная отрасль экономики страны, которая направлена на возведение новых производственных и непроизводственных объектов, расширение и перевооружение зданий и сооружений. Об этом свидетельствует статистические данные Республики Казахстан где доля строительства в общем объеме ВВП составила 12,2 %. Для эффективного роста строительной отрасли Казахстану немаловажно производить свою отечественную продукцию, которая будет отличаться современностью, конкурентно способностью на мировом рынке. С увеличением строительства и возведением больших объектов в каждом городе будут открыты новые рабочие места, что удовлетворительно повлияет на долю трудоустройства в регионе.
В состав промышленности строительных материалов в Кызылординской области, входят 13 средних предприятий, а около 46 предприятий являются мелкими.
В настоящее время состоятельные и устойчивые сервисные подрядные компании составляют основную долю промышленных предприятий. В области строительными предприятиями производятся материалы силикатного и жженого кирпича, железобетонных изделий в широком ассортименте, щебня разной фракции, асфальтобетона и других строительных материалов.
На данный момент в Карту индустриализации Казахстана по кызылординской области входят 24 проекта. В области реализуется 24 проекта, общая стоимость которых составляет 151,7 млрд. тенге. Основной новостью в процветании строительного сектора региона является проект «Строительство стекольного завода» стоимость которого составляет 18,8 млрд. тенге. Благодаря выпуску экспортно-ориентированных продуктов, строительство окажет эффективное воздействие на развитие экономики региона и сферы производства.
Из 24 проектов в 2010—2014 годах запущены 14 проектов, благодаря которому было создано 799 новых рабочих мест. В в течении рассматриваемого периода был презентован второй этап проекта сернокислотного завода «СКЗ-U» — энергокомплекс на 18,5 мВт. В 2014—2018 годах ожидается реализация оставшихся 10 проектов и создание на них 1881 рабочих мест.
В прошлом году объем строительных работ составил 150,1 млрд. тенге, что на 16,7 % больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году наибольший удельный вес в общем объеме строительных работ занимали дороги и автомагистрали — 28,3 %, строительные работы по сооружению работ составили 4748,1 млн. тенге. В 2013 году было закончено строительство 1882 новых зданий, из которых 1812 жилого и 70 нежилого назначения.
Активно разрабатывается реализация программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в Кызылординской области [1]. В рамках «Дорожная карта бизнеса 2020» в Кызылординской области выплачено более миллиарда тенге субсидий. Так если в 2012 году в рамках «ДКБ 2020» было выплачено субсидий на сумму 349,2 млн. тенге, то в 2013 году эта сумма составила 614,7 млн. тенге, что показывает увеличение выданных субсидий на 265,5 млн. тенге или на 43,2 %. На проекты за время реализации программы «ДКБ 2020» были профинансированы 156 проектов, поддержано 4045 и создано 1408 новых рабочих мест, сумма налогов, уплаченных участниками превысила 4,6 млрд. тенге.
В Кызылординской области по программе гарантирования предпринимателей в 2013 году было подписано 15 проектов, это в три раза больше по сравнению с 2012 годом. В рамках проекта «Бизнес-советник» с начало 2013 года планировалось обучить 638 человек экспресс — курсу предпринимательства, фактически обучено было обучено 900 жителей Кызылординской области, что на 262 человека больше или на 29,1 %.
Список литературы:
- «Дорожная карта бизнеса -2020» Казахстанская правда. 15 мая 2010 г.
- Программа инновационного развития Казахстан на 2001—2015 годы. Региональная программа индустриально-инновационного развития Кызылординской области на 2007—2010 годы.
- Сағынаева М.С. «Развитие индустриально-инновационной деятельности: тенденции и перспективы (на материалах Кызылординской области). —Кызылорда 2012 г.
- Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003—2015 годы. Указ президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096.