Статья:

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ США

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Алиева И.С. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ США // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(9).pdf (дата обращения: 19.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ США

Алиева Ирина Сергеевна
студент Высшей школы бизнеса ТГУ, РФ, г. Томск
Рюмина Юлия Александровна
научный руководитель, доц., канд. экон. наук, Томского государственного университета, РФ, г. Томск

 

По определенной аксиоме — без налогов не может существовать государство. Но является ли сбор налогов самоцелью для государства? Конечно, плата налогов обязательна, но и сам налог платиться для обеспечения деятельности государства, которое должно обслуживать налогоплательщиков.

Соединенные Штаты весьма привлекательная территория для ведения бизнеса по многим причинам, во многом благодаря и налогообложению. Но, необходимо учитывать и трехуровневую систему налогообложения — федеральный, уровень штата и уровень личных доходов. Данная система налогообложения является одной из самых сложных по своим особенностям, выделяющимся из всех зарубежных стран, как достоинствами, так и недостатками, требующими от правительства США определенных доработок [1]

Многовековая история развития США и англосаксонская система права отразились на комплексном и многоуровневом характере, ряде специфических особенностей системы налогообложения, и в особенности, на социальной направленности системы налогов. Именно данная система и позволила занять лидирующие мировые позиции экономике и достигнуть самых высоких показателей уровня жизни населения.

Каждое государство обладает своим законодательством и законами касательно налогов. В системе налогообложения США выделяются следующие характерные особенности:

  1. Не содержит перечня федеральных, региональных и местных налогов, и при этом, штаты вправе устанавливать любые налоги на собственной территории, придерживаясь соблюдения конституционных принципов;
  2. На уровне штатов вместо НДС взимается налог с продаж;
  3. Многие организации платят федеральный корпоративный налог, и как правило, уплачивают корпорационный налог штатов;
  4. Налог по социальному обеспечению должны уплачивать как организации, так и работники;
  5. Налоговая система Соединенных Штатов нацелена в основном на прямые налоги, но при этом, налог на доходы физических лиц значительно выше размера средств от корпоративного налога.

Законодательные органы вправе вводить налоги, не противоречащие федеральным законам, а местные органы подчиняются законодательству штатов. На долю федерального бюджета выпадает около 70 процентов централизованных доходов и расходов государства. По сути, США в отличие от России, не ограничены во введении налогов, т. к. нет основного разрешенного перечня. От выбора губернатора парламента напрямую зависит налоговое бремя, и граждане проявляют активную позицию в выборах.

За счет налогообложения в бюджет страны поступления составляют более 90 процентов всех доходов. Налоговое же бремя, состоящее из доли суммарных поступлений в ВВП, занимает примерно 30 процентов. Одним из самых крупных структурных подразделений Министерства финансов в Штатах является Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS) занимающаяся администрированием налогообложения.

По мнению Татьяны Сковыш, владелицы Accounting and Tax Services Office, России стоило бы последовать примеру Штатов. Основной юмор, актуальный и по сей день, состоит в том, что в США нельзя избежать только смерти и налогов. Люди, получившие письма от IRS паникуют, не видя даже содержания. При этом, приходят и письма с благодарностью уплаты налогов. Страх самих граждан говорит о благополучии личной налоговой истории и существенных штрафах. Налоговая имеет доступ ко всем благам и при необходимости вправе лишить их недобросовестных налогоплательщиков [3].

Глобализация изменила характер международных операций, и американская резидентность зачастую отражается на конкурентоспособности бизнеса, вызывая отток рабочих мест из США. В данном случае коммерсантам выгоднее использовать схемы ухода от налогов, чем создавать новые рабочие места. По мнению американских лоббистов, главной целью налогового законодательства является увеличение сбора налогов, но есть и альтернативные пути, основанные на понижение уровня налога. Таким образом, если платить налоги станет «привлекательно» и ненапряженно, то и собираемость налогов резко возрастет.

Америка обширно использует, так называемый, альтернативный минимальный налог (АМН) с такой же налоговой базой, как и для обычных налогов, с вычетами и льготами, гарантирующими налоговым органам ежегодную оплату всеми физическими лицами и корпорациями какого-то небольшого налога [2, с. 378].

Оффшорные территории славятся существенными льготами для нерезидентов.

По данным ЦБ к оффшорным зонам Соединенных Штатов относят: Американские Виргинские острова, Содружество Пуэрто-Рико, Вайоминг и Делавэр.

Пуэрто-Рико является оффшором, предоставляющим колоссальные преимущества от экономии на налогах благодаря tax holidays. Пуэрто-Рико обладает собственной внутренней налоговой системой и находится под контролем США.

На получение специальных льгот могут рассчитывать оффшорные компании с высоким уровнем безработицы и слаборазвитой промышленностью в сельских муниципальных округах.

В оффшорах действует специальный 50 % налоговый кредит, направленный на приобретение пакета акций или активов ликвидирующихся, либо освобожденных от уплаты налогов организаций.

Нулевые и менее 2 % ставки налога на доход предоставляются оффшорам, применяющим инновационные технологии в производстве.

Дивиденды, получаемые нерезидентами Пуэрто-Рико, частично освобождаются от подоходного налога (tollgate — 29 %), если физическое лицо не уплачивает налог с дивидендов в другом месте или не использует льготы в своей стране.

Налогом на прибыль облагаются филиалы на территории Пуэрто-Рико всех компаний-нерезидентов в размере 10 %.

Withholding tax олицетворяет собой подоходный налог, собираемый путем вычетов из заработных плат, дивидендов и иных доходов, полученных в отчетном периоде, исключая банковские вклады нерезидентов. В целом ставка налога составляет 29 % для резидентов и 20 % для нерезидентов.

В соответствии с конституцией Американских Виргинских островов, обложение налогами и таможенный контроль не подчиняются законам США. АВО представляет собой самостоятельную налоговую юрисдикцию.

Предприятия, регистрирующиеся на АВО, освобождаются частично либо полностью от уплаты федерального подоходного налога США и налогов местной территории. Иностранных инвесторов привлекают USVI Exempt Company, — компании, освобождённые от уплаты налогов. Существенным ограничением является тот факт, что данные предприятия не должны вести бизнес на территории оффшора АВО и США, а частные лица, являющиеся резидентами АВО или США, не могут владеть больше чем 10 % капитала компании.

USVI Exempt Company раз в год платят фиксированный налог 1 000 $ США. Регистрация и дальнейшая деятельность компаний, не платящих налоги на территории оффшора АВО, управляется в соответствии с Кодексом корпораций АВО, в основе которого лежит Кодекс корпораций штата Делавар, принятый в 1953 году.

Также на территории АВО возможна регистрация компаний ещё двух типов.

USVI Corporation (местные корпорации) в связи с программой развития промышленности в оффшорах АВО, освобождаются от 90 % всех местных налогов и к ним применяется особая таможенная пошлина в размере 1 %. В АВО с оффшорных компаний соответствующего типа не взимается подоходный налог.

USVI Foreign Sales Corporation (иностранные торговые корпорации) кроме ежегодной номинальной платы, вообще не уплачивают налоги. Такие компании создавались для экспорта США, преследуя цель сократить на 15 % федеральный налог.

Резиденты и зарегистрированные оффшорные компании, подают декларации и уплачивают налоги в управлении по налогам и сборам АВО. Ставки налогов идентичны федеральным налогам США. В оффшорах АВО это называется «зеркальной системой» обложения налогами. Ежегодно, до 30 июня подается отчет о хозяйственной деятельности и уплачивается пошлина, в зависимости от вида бизнеса, но минимум 150 $. Максимальный корпоративный налог на АВО составляет 38,5 %. На территории оффшоров нет налогов на продажу, но есть ряд не прямых налогов таких как:

  • недвижимое имущество облагается налогом в 1.25 % от его оценочной стоимости, которая в соответствии с законами АВО равна 60 % стоимости по факту;
  • валовая прибыль облагается налогом в 4 %. У компании, чья валовая прибыль за год ниже 150 тыс. US$, первые 5 тыс. US$ налогом не облагаются;
  • на все товары, ввозимые в АВО, кроме табачных изделий и алкоголь, акцизный сбор равен 4 %.

В Делавэре законодательством предусмотрена регистрация различных видов IBC (International Business Company — Компаний Международного Бизнеса). Все корпорации должны иметь в своем названии слова Limited, Ltd., Corporation, Corp., Incorporation, Inc., или их синонимы S.A., A.G., N.V., S.R.L., G.m.b.H., B.V. — для некоторых штатов. И по сравнению с Вайомингом, где предпочтительнее вести малый/средний бизнес, в Делавэре выгоднее с экономической точки зрения заниматься более масштабным бизнесом, исходя из соображений о налогообложении. Больше 60% компаний из рейтинга Fortune500 зарегистрированы в Делавэре.

Срок регистрации фирмы составляет месяц, но возможно и сокращение до 24-х часов при соответствующей доплате, установленной государством. Сведения об акционерах компании не разглашаются. Безопасности информации в этом штате стараются уделять должное внимание. В 2009 г. штат принял Uniform Trade Secrets Act, способствующий поддержанию конфиденциальности.

Зарегистрированные компании должны уплачивать установленный минимум налогов и ежегодных сборов штата для поддержания своих компаний "ingoodstanding", и ежегодно сдавать секретарю штата, так называемый, Annual Franchise Tax Report, от которого освобождаются внутренние (domestic) корпорации.

В Делавэре имеется возможность регистрировать различные компании, но отдельно хотелось бы выделить LLC Limited Liability Companies. В октябре 1991 г. Штат Делавэр принял закон, позволяющий создавать компанию с ограниченной ответственностью (LLC). LLC представляет собой комбинацию компаний с ограниченной ответственностью и товарищества, и пользуется исключительной популярностью. Компании LLC в штате Делавэр освобождаются от большинства налогов, если участники являются нерезидентами США  или владельцами «Грин-карты», не ведут деятельность и не извлекают дохода на территории этой страны, а также не нанимают жителей США на постоянную работу и не имеют офиса в пределах этой страны. Доходы компании распределяются между ее участниками, которые облагаются налогом для физических лиц. Согласно законодательству LLC, компания прекращает деятельность после 40 лет работы или после смерти одного из участников.

Что касается налогообложения в Делавэре, то на территории штата действует федеральный налог (от 15—35 % в зависимости от объема прибыли компании). Помимо, взимается и ежегодный налог штата, который обязаны уплачивать все зарегистрированные здесь юридические лица, за исключением некоммерческих предприятий, таких как церкви, благотворительные организации и т. п. В штате необходимо уплачивать пошлину от 60 до 200 $ (с 2004 г.).

Основными инвесторами в Делавэр среди иностранного капитала являются Англия, Германия, Нидерланды и Швейцария. Более точную же информацию получить сложно, т. к. нет официальных источников, афиширующих какие страны и в каком долевом отношении инвестируют в данный оффшор, из-за принципа конфиденциальности.

По мнению Tax Foundation, независимой организации налогового анализа, и Bloomberg Wealth Manager, налоговая структура Вайоминга наиболее благоприятна для ведения бизнеса в Штатах. Это связано с отсутствием корпоративного и индивидуального подоходного налога, низкими налогами на продажи, акцизными налогами. Соответственно, именно в этом штате самое низкое налоговое бремя. А также, сильное законодательство в сфере защиты активов и хозяйствующих субъектов и конфиденциальность предпринимателей.

На территории штата Вайоминг возможна регистрация двух типов компаний: Corporation и LLC (Limited Liability Company).

Вайоминг является лидером в признании Limited Liability Company — аналога российского общества с ограниченной ответственностью. Владельцы LLC являются участниками, а не акционерами в отличие от Корпорации.

Компания, созданная в штате Вайоминг, и управляемая нерезидентами США, не осуществляющая предпринимательской деятельности внутри Америки, освобождается от уплаты налогов. Таким образом, эту компанию можно назвать оффшором.

При регистрации LLC или Corporation необходимо оплатить регистрационный сбор в размере 100 $. Затем компания признается отдельным юридическим лицом и уплачивает ежегодный взнос 50 $ для LLC и 25 $ для Corporation, независящий от прибыли. Годовая отчетность — необязательна.

Налоги на вывоз доходов — дивиденды, банковский процент, платежи роялти и др. — отсутствуют. В формуляре годового отчета при уплате ежегодной пошлины указываются имена и адреса управляющих и директоров. Сведения об акционерах компании не разглашаются. Минимальный начальный капитал — не обозначен. Нет ограничений по типу акций, а также по их минимальному или максимальному количеству.

Если же компания получает право заключать сделки и вести бизнес на территории штата, то она обязана каждый год подавать государственному секретарю штата отчет, в котором излагаются его капитал, имущество и активы, находящиеся в штате Вайоминг (лицо, подписавшее данный документ, в случае подачи ложных сведений, может быть оштрафовано на сумму до 5000 $ или лишено свободы на срок не более 6 месяцев).

ЦБ и различные аналитические агентства, предоставляющие услуги регистрации фирмы в оффшорах США добавляют к этому списку еще и другие штаты. Так, например, The Economist — влиятельный еженедельный англоязычный журнал добавляет к этому списку Неваду, Флориду и Техас. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н в «Перечень государств и территорий, предоставляющий льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» не включены США. Такая разница в списках объясняется тем, что единого списка оффшорных зон не существует. Существуют списки отдельных государств, составленные для собственных целей международными организациями или государственными органами, каждый из которых имеет свое назначение и применение [7, с. 148].

Безусловно, налоги платят все без исключения, но, и прогрессивная структура налоговых ставок не оставляет равнодушными налогоплательщиков. Америка та страна, которая старается существовать во благо и развитие своего народа, несмотря на громаднейший государственный долг, и просто не сможет обойтись без налогов. Красноречивое выражение неизвестного автора «Я горжусь тем, что плачу налоги в Соединенных Штатах. Правда, я бы гордился не меньше за половинную сумму» очень четко передает отношение американцев к налоговому законодательству. В любом случае, равенство не будет альтернативой тождеству в том плане, что население всегда будет заинтересовано в сокращении налогов и понижении ставок, а государство для собственного существования соответственно в увеличении собираемости налогов и прогрессивных ставках.

 

Список литературы:

  1. Гончаренко И.А. Система налогов в США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nikitchuk.viperson.ru/wind.php?ID=567987&soch=1 (дата обращения: 27.10.13).
  2. Зеркалов Д.В. Специальные экономические зоны — К.: Основа, 2012.— 624 с.
  3. Зачем мы платим налоги? [Электронный ресурс]. URL:http://taxpravo.ru/analytic/ring/7264 (дата обращения: 27.10.13).
  4. Журнал «Бизнес Класс». Два мнения о налогах [Электронный ресурс]. URL:http://bk43.ru/business/two_views/dva_mneniya_o_nalogax (дата обращения: 27.10.13).
  5. Налог на прибыль в США. Обзор зарубежной практики налогового регулирования [Электронный ресурс].URL:http://www.audit-it.ru/nalognews/reg110/352370.html (дата обращения: 27.10.13).
  6. Налоговая система Соединённых Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-178635.html (дата обращения: 27.10.13).