ИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ С ТАМОЖЕННЫМ СОЮЗОМ: ФАКТОРЫ, АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Секция: 11. Экономика
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ С ТАМОЖЕННЫМ СОЮЗОМ: ФАКТОРЫ, АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В связи с происходящими изменениями на мировой арене и усиливающейся конкуренцией за рынки и ресурсы отдельного внимания заслуживают процессы экономической и политической интеграции стран на постсоветском пространстве.
В период распада бывшие союзные республики пережили ряд экономических волнений и кризисов, что значительно подорвало их экономику. На глазах уничтожался прежний хозяйственный механизм. Закрывались многие предприятия, а порой и целые отрасли [1, c. 128]. Для того, чтобы обозначить перспективы развития той или иной страны в условиях как социально-политической, так и экономической нестабильности, возникла необходимость взаимовыгодной интеграции со стратегически важными государствами.
В настоящее время вопрос о выборе вектора интеграции становится еще более значимым, но, в то же время, более запутанным и неоднозначным. Это касается и России, и других стран СНГ. На сегодняшний день наиболее сложная ситуация складывается в Украине в связи с трудностями в определении вектора интеграции: выбор лежит между Таможенным союзом (в частности укреплением связей с Россией) и Европейским союзом.
Мы рассмотрим вариант интеграции с ТС, так как Россия и Украина — наиболее крупные игроки постсоветского пространства, которые имеют, во-первых, относительно более развитую отраслевую структуру, во-вторых, высокий потенциал для эффективного сотрудничества.
Несмотря на наличие значимых двухсторонних соглашений, экономическая и политическая интеграция России и Украины все еще носит неглубокий характер, хотя перспективы для более плодотворного и многостороннего взаимодействия, безусловно, существуют [3, с. 51]. Этот факт обусловлен, во-первых, позицией украинских элит, во-вторых, политическим давлением США и стран-членов ЕС, которые совершенно не заинтересованы в полноценной интеграции основных стран постсоветского пространства. Кроме того, существует совокупность внутри- и внешнеполитических факторов, влияющих на выбор одно из вариантов интеграции Украины.
К внутриполитическим факторам следует отнести:
- во-первых, общую нестабильность украинской политической системы, которая обусловливает резкие повороты в развитии страны и постоянную борьбу между элитными группировками за власть, что не способствует устойчивой интеграции Украины ни с Россией, ни со странами ЕС [3, с. 52];
- во-вторых, политический раскол общества, с одной стороны, на восточные и южные области, с другой, на центральные и западные области. Этот раскол оказывает существенное влияние на стабильность и целостность украинского государства, на осуществление его внутренней и внешней политики, а также затрудняет полноценную интеграцию Украины с любой из сторон;
- в-третьих, резкий разрыв между элитными и массовыми группами общества. Резкое имущественное расслоение значительно возросло в годы пребывания В. Ющенко у власти, иначе говоря, обогащение олигархов стало бесконтрольным.
- Среди внешнеполитических факторов отметим следующие:
- внешнеполитическое давление на Киев со стороны ЕС, особенно остро мы можем наблюдать его проявление во время обострения внутриполитической ситуации в стране: заявления политических деятелей стран ЕС, угрозы различных санкций, финансовая помощь антироссийским силам;
- образование ЕврАзЭС и ТС России, Белоруссии и Казахстана, которое также стало воздействующим на политику интеграции украинского руководства.
Именно разнонаправленность факторов, изложенных выше, предопределяет противоречивую политику украинского государства.
В случае интеграции Украины с ТС, становится очевидно, что на глобальной арене появится мощный многонациональный союз, полностью самодостаточный в территориальном, сырьевом, военно-промышленном, интеллектуальном, культурном, научно-техническом, технологическом и финансовом контексте. Создание такого интеграционного объединения представляется возможным, как свидетельствует история XX века.
Объединенный экономический потенциал России и Украины в их бытность республиками в составе Союза ССР был выше, чем у любой другой страны мира, за исключением США. Так, в 1970 г. удельный вес РСФСР/УССР в производстве важнейших видов продукции Советского Союза составлял (%): электроэнергии — 64.5/19.6, газа — 42/31, угля — 55/33, стали — 55/40, минеральных удобрений — 49/21, сахара-песка — 29/58. на Украине действовало 700 оборонных предприятий с общей численностью 1,5 млн. занятых, которые давали около 30 % продукции союзного ВПК. Согласно результатам исследований сравнительной эффективности национальных стратегий развития, в 1980-х годах Украина, по классификации ООН, достигла уровня сверхразвитого промышленного государства. В 1980-е годы на СССР приходилось 20 % мирового промышленного производства, соответственно, условная доля Украины в мировой экономике составляла не менее 2—3 % [2, с. 29—30].
На сегодняшний день стоит задуматься над главным вопросом о плюсах и минусах вступления Украины в Таможенный союз.
К положительным сторонам можно отнести(4):
- Энергоносители. Вступление Украины в Таможенный союз позволит стране экономить на оплате российской нефти и газа от $ 3 до $ 6 млрд. в год.
- Расширение рынка. Возможность увеличить экспорт товаров примерно на $ 5—9 млрд. в год. Согласно подсчетам, произведенным в Институте народно-хозяйственного прогнозирования РАН и Институте экономики и прогнозирования НАН Украины, за три года удастся нарастить объем экспорта украинских товаров только в РФ на общую сумму $ 4,6—8,8 млрд.
- Рост торговли. Отмена Россией пошлин на экспорт углеводородов улучшит сальдо торгового баланса Украины на $ 2,9 млрд., доведя его (при ценах на энергоносители как в Белоруссии — $ 180 за тысячу кубометров газа) до $ 5,1 млрд. Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценен еще в $ 0,5 млрд., от снятия технических барьеров — в $1 млрд.
- Общий рост бюджетных доходов. Общая выгода Украины от присоединения к ТС может составить около $ 6—10 млрд., а также появится возможность увеличить экономическую активность украинского государства на 17 % ВВП.
- Развитие промышленности. Наиболее зависимые от цен на энергоносители отрасли украинской промышленности — металлургическая, машиностроительная, химическая — при льготных ценах получат новый импульс развития.
- Поддержка гривны. Возможность стабилизации финансового положения Украины, обеспечение стабильного спроса на национальную валюту.
- Перспективы дальнейшего реформирования экономики. Стимулирование будущих рыночных реформ в рамках Единого экономического пространства.
- Независимость от МВФ. В случае присоединения к ТС Киеву не придется соглашаться на новые требования МВФ.
- Следование мировой тенденции: создание мегасоюзов.
- Гуманитарный аспект. Присутствие единого менталитета, общих культурных и исторических связей.
Разумеется, эксперты говорят и о негативных последствиях. Самыми очевидными из них являются:
- Проблемы с ВТО. Этому могут способствовать ценовые льготы на энергоносители.
- Отказ от вектора интеграции с ЕС. Стоит отметить, что европейский рынок объединяет почти в 3 раза больше потребителей, чем рынок ТС. Кроме того, страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в украинскую экономику.
- Отказ от модернизации. Льготные цены на энергоносители привели бы к исчезновению последних стимулов для модернизации украинской экономики.
- Нарастание внутриполитических конфликтов, углубление раскола украинского общества.
Каковы же перспективы интеграции Украины с Таможенным союзом? Достаточно сложно дать однозначный ответ на данный вопрос. В результате «двухвекторной» политики интеграции украинского политического руководства возникают своеобразные «качели» [3, с. 55]: в зависимости от отклонения интеграционных процессов возникает ответная реакция либо со стороны прозападной части населения и стран ЕС, либо со стороны пророссийской части и самой России. Однако, такие «качели» губительно сказываются на политической и экономической ситуации в украинском государстве.
Очевидно, что интеграция с ЕС и переход Украины к европейским стандартам жизни невозможны только за счет перенимания внешней атрибутики европейского благополучия. Как минимум, на практике нужно усвоить фундаментальные европейские ценности.
Страны же Таможенного союза и Украины объединяют родственные нации, многовековая история, традиции, культура хозяйствования, а следовательно и общие проблемы в противостоянии вызовам глобализации и интеграции в общеевропейское и глобальное экономическо-цивилизационное пространство [2, с. 37].
Шаги по усилению интеграционного взаимодействия между Таможенным союзом и Украиной должны осуществляться без необоснованных иллюзий, но последовательно и несмотря ни на какие препятствия и зигзаги, поскольку такое взаимодействие отвечает долгосрочным стратегическим интересам народов обеих стран [3, с. 51].
Список литературы:
1.Азанов Б.К. Экономический эффект для России от вхождения в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. РНЖ «Экономика и управление» — № 12 (86),2012 — 128 с.
2.Кузнецов А.В. Геоэкономические риски Украины и России в условиях разобщенности. Журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения» — № 7, 2013 — 29—37 с.
3.Пантин В.И., Лапкин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы интеграции Украины с Россией и ЕС. Журнал «Мировая экономика и международные экономические отношения» — № 11, 2012 — 50—56 с.
4.Таможенный союз: плюсы и минусы для Украины — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.profi-forex.org/internet/social-nye-seti/odnoklassniki/entry1008152978.html (дата обращения 27.01.2014).