Статья:

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ВУЗ (А) НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Атласова А.Д., Протодьяконова П.В., Таппанова Н.Н. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ВУЗ (А) НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(9).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ВУЗ (А) НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА С ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Атласова Анастасия Дмитриевна
студент Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Протодьяконова Полина Васильевна
студент Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Таппанова Нюргуяна Николаевна
студент Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Сибилева Елена Валерьевна
научный руководитель, доц. Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Инновации в образовании в классическом понятии понимаются как внедрение новшеств в образовательный процесс и педагогическую деятельность с последующей целью повышения эффективности совместной работы учителя и учащегося. Инновации по своей сущности являются уникальным способом преодоления сложных, доселе неведомых, задач и решением проблем порой специфического характера.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в разделе «Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий» определена необходимость создания национальной системы, поддержки инноваций и технологического прогресса. Для продвижения в указанном направлении принципиально важно воссоздать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевого условия перехода экономики на инновационный путь развития [3].

Экономика Российской Федерации имеет минерально-сырьевой характер, и на протяжении многих лет ученые, экономисты и политики с нарастающим беспокойством подчеркивают, что на фоне богатейших природных богатств и ресурсов в Российской Федерации слабо развивается научно-технический сектор. Так, в первом полугодии 2012 года всего было импортировано в Россию товаров на сумму 226 миллиардов рублей, в том числе:

  • Продовольственные товары и сельхозсырьё — 12,5 %.
  • Минеральные продукты — 2,5 %.
  • Химическая продукция — 15,3 % (в том числе лекарства — 3,3 %).
  • Текстиль и обувь — 6,0 % (в том числе одежда — 2,8 %, кожаная обувь — 0,8 %).
  • Металлы и изделия из них — 7,0 %.
  • Машиностроительная продукция — 50,1 % (в том числе тракторы — 0,8 %, легковые и грузовые автомобили — 8,2 %).
  • Прочие товары — 6,6 % [1].

По итогам января-ноября 2012 года импорт в Россию вырос на 4,7 % в годовом выражении и составил 247,2 миллиарда долларов [5].

Как видно из данной статистики, основную часть объема импорта в Россию составляет техническая и технологическая продукция, что свидетельствует о том, что научно-технический потенциал страны используется недостаточно эффективно, и государство вынуждено тратить большой объем денежных средств на их закупку и ввоз. Большая же часть инновационных технологий, разработанных и разрабатывающихся в России, имеют имитационный характер, т.е. являются аналогами или копиями тех инноваций, которые давно используются в других развитых странах.

Основным фактором сбоя инновационной деятельности России является человеческий фактор, который проявляется в виде нехватки высококвалифицированного и компетентного персонала. В связи с этим на студентах высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений лежит большая ответственность за дальнейшее успешное развитие страны. Так, по данным 2012 года, затраты на инновационные разработки в России составили 1,68 % ВВП (к примеру, в Германии доля затрат ВВП на НИОКР составляет 2,8 %), а численность персонала, задействованного в инновационном процессе, сократилась на 18,1 % по сравнению с 2000 годом (в 2000 году, численность персонала НИОКР составляла 887729 человек).

Россия является самой многонациональной страной в мире с большим технологическим потенциалом. На ее территории действуют 1429 ВУЗов (из них 754 являются государственными учреждениями) [4]. Молодые дарования всегда ценились, ценятся и будут цениться в промышленном и научном производстве любых профилей, так как именно они будут задействованы в инновационной деятельности страны.

В связи с этим нами, студентами Финансово-экономического института Северо-Восточного Федерального университета, был разработан долгосрочный проект совместной деятельности ВУЗа с субъектами инновационной инфраструктуры.

Основные положения проекта содержат следующее:

  1. Целью проекта является максимальное соответствие деятельности инновационных предприятий требованиям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а именно:
    1. Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и включающей системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
    2. Ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.
    3. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
    4. Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития [2].
  2. Содержание проекта:
  • долгосрочная программа подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив его развития;
  • целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно вузом и предприятием, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;
  • создание базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;
  • проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение вузовских ученых к созданию и трансферу инновационной продукции;
  • целевая подготовка для предприятия кадров высшей квалификации.

Проект по типу является социальным, т.е. программой реальных действий, целью которой является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Стороны, согласившиеся принять участие в данном проекте, заключат между собой договор под условным названием ««Стратегическое партнерство Университета с субъектами инновационной инфраструктуры» (далее — Договор).

Особенности (преимущества) проекта для студентов ВУЗа:

  1. Получение скидки при оплате учебного семестра студентов Университета в размере от 10 % до 30 % для студентов, обучающихся на платной основе при условии хороших показателей работы в инновационных предприятиях и центрах.
  2. Получение социальных и студенческих льгот студентам (начисление баллов по результатам работы и стажировки, получение транспортных карт и т. д.) студентам, обучающимся на плановой основе при условии хороших показателей работы в инновационных предприятиях и центрах.
  3. Получение стажа работы студентов и обеспечение места прохождения экономической, производственной и преддипломной практик.
  4. Получение практической информационной базы для написания курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
  5. Обеспечение бесплатной рабочей силой инновационных предприятий и центров, заключивших договор с Университетом.

Особенности (преимущества) проекта для инновационных предприятий и центров:

  1. Предоставление бесплатной рабочей силы.
  2. Возможность отбора многообещающих специалистов своего дела.
  3. Создание новых инновационных идей и проектов.
  4. Ускоренный темп развития своей деятельности.
  5. Пополнение кадрового резерва инновационных предприятий и центров.
  6. В соответствии с перечнем установленных направлений инновационных проектов были выяснены основные тематические направления:
  • информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
  • космические и авиационные технологии;
  • новые материалы и химические технологии;
  • новые транспортные технологи;
  • перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
  • технологии живых систем;
  • экология и рациональное природопользование;
  • энергосберегающие технологии.

В соответствии с данными требованиями Договор распространяется на следующие структурные подразделения ВУЗа:

  1. Финансово-экономический факультет/институт по специальности «Менеджмент».
  2. Инженерно-технический факультет/институт по специальности «Строительство».
  3. Факультет/институт математики и информатики по специальностям «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика».
  4. Физико-технический факультет/институт по специальностям «Медицинская физика», «Радиофизика», «Теплоэнергетика и теплотехника».
  5. Горный факультет/институт по специальности «Горное дело (специалист)».
  6. Технологический факультет/институт по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
  7. Геологоразведочный факультет/институт по специальности «Технология геологической разведки».

Для обеспечения своевременного информирования будет целесообразным создание интернет-сайта консалтинговых и рекрутинговых услуг как хостинг официального сайта ВУЗа. На данном сайте будут размещены:

  1. Характеристики студентов Университета и инновационных предприятий и центров, заключивших Договор с Университетом;
  2. Отчеты студентов о прохождении производственной, экономической и преддипломной практик;
  3. Отчеты о деятельности инновационных предприятий и центров;
  4. Услуга онлайн-консультирования от специалистов ВУЗа, ответственных за данный проект.

Характер разработки идей и проектов совместными усилиями студентов Университета и инновационных предприятий и центров будет следующим:

  • инновационные проекты;
  • социальные проекты;
  • инновационные бизнес-идеи;
  • идеи о расширении возможностей партнерства.

Результатом стратегического партнерства Университета с инновационными предприятиями и центрами должны стать:

  1. Рост заинтересованности в работе в области инновационной деятельности;
  2. Увеличение занятости студентов и выпускников;
  3. Разработка и внедрение инновационных проектов в действующие предприятия Республики Саха (Якутия);
  4. Получение студентами компетенций в области своей специальности.

 

Список литературы:

  1. Интернет-энциклопедия «Википедия», статья «Экономика России», раздел 15.2. «Импорт в Россию»: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России.
  2. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, глава 1.2. Вызовы предстоящего долгосрочного развития», глава 1.3. «Целевые ориентиры».
  3. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки. РФ/с/министерство/наука.
  4. Официальный сайт проекта «Мое образование», общая статистика государственных и негосударственных учебных заведений в Российской Федерации на 2009 год: http://www.moeobrazovanie.ru/gos_negos.html.
  5. Сайт «ВестиЭкономика», статья «Импорт в Россию вырос на 4,7 % за 11 месяцев 2012 г.», 11.12.2012 г.: http://www.vestifinance.ru/articles/20848.