ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА
Секция: 4. Социология
IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕДИНИЦА
Общественное телевидение России — важная ступень в формировании и развитии отечественного телевизионного вещания на современном этапе. Сегодня стоит говорить о том, что система телерадиовещания переживает особый кризис. Он заключается в том, что место «информационного гиганта» среди средств массовой информации по освещению и распространению массовых, социально значимых событий (в том числе медиа- и псевдособытий) сегодня занимают интернет-СМИ. Формируя определенную социальную картину мира, они вытесняют телевидение как один из главных инструментов воздействия на общественное сознание, тем самым определяя его как СМИ второго плана, в то время как газеты и, по большей части, журнальная периодика (в основном, традиционная) продолжают занимать нишевые позиции.
В последнее время на достаточно высокий уровень (для решения социальных проблем) вышло Общественное телевидение России, которое начало официальное вещание в мае 2013 года. Исследователи определяют общественное телевидение как некую «социальную форму организации» [2, с. 215].
Общественное телевидение является одной из доминирующих моделей организации мировой телевизионной индустрии. Сегодня оно имеется во многих западноевропейских странах (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды). Кроме этого, общественных телевещателей имеет Япония, Индия, Австралия, Канада, а также страны СНГ.
В научной литературе сегодня существуют несколько классических определений понятия «общественное телевидение».
И.В. Григорьева считает, что общественное телевидение — это средство массовой информации, которое предоставляет информацию, помогающую зрителю сформировать наиболее объективное понимание сути происходящего. Факты, сообщаемые общественным телевидением, должны подвергаться тщательной проверке. Автор статьи отмечает, что обеспечение зрителей независимой, объективной информацией — одна из основных задач общественного вещания [2, с. 217].
Н.Е. Орешкина придерживается мнения, что общественное телевидение — это «некоммерческий институт, находящийся в общественной или государственной собственности, отвечающий за выполнение ряда общественных функций, возложенных на него государством или иным институтом регулирования вещательной деятельности в стране, посредством вещания на одном или нескольких телевизионных каналах» [5].
С.С. Сумленный в своей статье «Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы» определяет общественное телевидение как независимые медиа, отражающие интересы широкого спектра общественных групп [6, с. 43].
В типовом законе «Об общественном телерадиовещании», который подготовил директор Юридического департамента Европейского вещательного союза Вернер Румпхорст отмечается, что общественное телевидение — это «всякое телевидение, удовлетворяющее трем условиям: оно должно служить обществу, финансироваться обществом и контролироваться обществом». Этот подход до сих пор считается классическим в определении понятия «общественное телевидение» [4].
Исходя из общепринятых определений понятия «общественное телевидение», мы раскроем свое понимание того, что оно представляет собой в России, опираясь на характеристики и базовые принципы российского общественного телевидения.
Цель исследования — рассмотреть «Общественное телевидение России» в общем и частном аспектах: как социальную систему и как информационную единицу (средство массовой информации).
Основные задачи исследования:
· дать определение понятий «общественное телевидение» и «общественное телевидение России»;
· рассмотреть отдельные элементы «Общественного телевидения России» как системы и как информационной телевизионной единицы и дать им характеристики;
· дать общую характеристику «Общественному телевидению России» на стадии его становления.
Новизна исследования состоит в том, чтобы рассмотреть особенности деятельности и функционирования «Общественного телевидения России» как общего социального проекта, так и отдельно взятого информационного медиаобъекта (телеканала).
К вопросу об автономности общественного телевидения как некой социальной единицы в своих теоретических работах обращаются такие отечественные исследователи, как А.Г. Качкаева, В.И. Савинков, С.С. Сумленный, И.В. Григорьева.
Отметим, что телевидение представляет целостную систему, формирующую информационные, социокультурные и этико-психологические установки. И в этом плане стоит говорить о его функционально-целевом предназначении. И общественное телевидение в этом смысле не исключение, так как оно, прежде всего, имеет социально-культурную доминанту.
Общественное телевидение России по своей структуре — достаточно уникальное и феноменальное явление. Его можно рассматривать и как целостную систему, и как информационную единицу — часть этой самой системы.
Рассматривая Общественное телевидение России в системном аспекте (как некий общественный проект) отметим, что его основными систематизирующими (или частными) компонентами являются контрольные органы (Совет по общественному телевидению), органы управления (Наблюдательный совет и генеральный директор, ревизионная комиссия и Совет по использованию целевого капитала), собственно, сам телеканал (руководство, редакция и другие представители СМИ), а также общество, которое делает определенный заказ (и, по определению, организует общественное телевидение).
Учредителем Общественного телевидения России (ОТР) является правительство. Все свои властные полномочия на основе Устава оно передает органам управления в лице генерального директора. Формально учредитель также является определенным звеном в системной цепи, формирующей проект общественного телевидения России, но фактически оно только передает властные полномочия представительному лицу и контроля со своей стороны не имеет, так как данные функции выполняет главный надзорный орган (Совет по общественному телевидению).
На рисунке 1 показана простейшая схема функционирования общественного телевидения России как общего федерального социального проекта. Взаимосвязи между формирующими его элементами исходят из целевых и функциональных (рабочих) стратегий. Сейчас рассмотрим каждое частное звено в системной цепи отдельно.
Рисунок 1. Общественное телевидение России как система
Общественное телевидение России в данной совокупности представляет собой отдельное средство массовой информации, которое, в свою очередь, также является некой системой. И поэтому данный элемент целесообразно рассматривать как отдельный телеканал со своим руководством, редакцией, программной политикой, его ролью и местом в современном медиапространстве. Поэтому мы рассмотрим ОТР как отдельно взятую из общей системы информационную единицу (об этом речь пойдет дальше).
Общество, конечно, является центральным звеном. Исходя из многих теоретических работ, именно социум формирует конкретный заказ СМИ, исходя из своих вкусов, идей и потребностей, а телеканал уже этот самый заказ выполняет, но в соответствии с целями, принципами и задачами, определенными в Уставе [7].
Кроме того, на начальном этапе развития ОТР финансируется государственными субсидиями (а это общественные налоги и сборы), добровольными пожертвованиями общества, а также иными другими источниками дохода, прописанных в проекте концепции «О создании общественного вещания в Российской Федерации» [3].
Проследить тесную взаимосвязь между обществом и вещателем помогает формула, выведенная доктором В. Румпхорстом. Определение гласит, что всякое общественное телевидение удовлетворяет трем условиям: оно должно служить интересам общества, финансироваться обществом и контролироваться обществом. Однако данная концепция (применительно к ОТР) остро обсуждается современными журналистами, политологами и медиааналитиками.
В органы управления входит Наблюдательный совет во главе с генеральным директором. Согласно Уставу ОТР, генеральный директор является единоличным исполнительным органом организации. Он осуществляет действующее руководство деятельностью вещателя, а также выполняет функции главного редактора телеканала. Генеральный директор назначается указом президента, и правительство (т. е. учредитель) передает ему все властные полномочия.
Наблюдательный совет — коллегиальный высший орган управления организации, который состоит из 7 представителей. В компетенции Наблюдательного совета — определение приоритетных направлений профессиональной и творческой работы организации, финансовое планирование его деятельности. Наблюдательный совет формируется Советом по общественному телевидению.
Совет по общественному телевидению представляет собой контрольный (надзорный) орган. Его основная функция — общественный контроль за деятельностью телеканала. Кроме того, он определяет состав Наблюдательного Совета. Как отмечает Е.В. Абашина, этот совет выполняет роль «общественного контролера и буфера» [1].
Кроме этого, в органы надзора входит ревизионная комиссия (она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью) и совет по использованию целевого капитала (следит за выполнением целенаправленного использования денежных средств).
Органы управления и органы надзора могут назначаться высшими должностными лицами из представителей различных групп общественности.
Таким образом, мы попытались рассмотреть Общественное телевидение России как некий общий социальный проект, который в своей совокупности представляет собой деятельность различных органов (управления и контроля), телеканала и общества.
Далее мы рассмотрим Общественное телевидение России как отдельно взятый элемент, представляющий собой российский федеральный независимый телеканал (таким он является по определению) и осуществляющий свою деятельность в лице руководства, редакции и различных представителей общественности.
Как отдельная функциональная единица Общественное телевидение России также представляет собой систему, а точнее — подсистему. Это — совокупность информационных, технологических, материальных и человеческих ресурсов, которые в тесном взаимодействии помогают сформировать целостное представление о функционировании и стратегической направленности телеканала (в данном случае, преимущественно, социальной). Это позволяет целевой аудитории, различным СМИ и прочим участникам массовой коммуникации определить непосредственно свое отношение к программной политике, идеологическим и различным векторным характеристикам (тем основным направлениям, которые сегодня реализует общественное российское телевидение).
Здесь мы анализируем общественное телевидение России как объект с информационной составляющей. Главная его задача заключается в предоставлении объективной, достоверной информации с беспристрастной манерой подачи. На уровне мировой практики такая тактика уже давно отработана. Можно сказать, что данный принцип является основополагающим.
На рис. 2 показана схема, изображающая Общественное телевидение России как отдельно взятый информационно-вещательный элемент, представляющий из себя определенную систему, включающую различные типы ресурсов. Эти ресурсы необходимы для организации и формирования политики управления, профессиональной и творческой, в том числе и производственной деятельности, а также для позиционирования ОТР как независимого объекта российской медиасферы, который определяет свои законы и принципы социокультурного диалога с целевой аудиторией — то есть обществом.
Рисунок 2. Общественное телевидение России как информационная единица
Под информационными ресурсами понимается конкретные информационные поводы, анонсы, пресс-релизы, архивы или события, которые получают в результате взаимодействия руководства, редакции «Общественного телевидения России» с представителями других средств массовой информации, различных медиа, а также с представителями общественности. Важным источником информационной базы является авторитетный ее представитель — человек (как очевидец, герой и т. д.). Сюда можно включить и различные общественные знания, полученные в ходе социальной практики. Одним из современных видов информационных ресурсов можно рассматривать и Интернет.
Информационные ресурсы являются важнейшей базой, формирующей новостийный контент или наполнение других важных программ социально-политического или культурного значения на «Общественном телевидении России».
Система организации съемок, телевизионного (эфирного) вещания, прямого включения, а также работа монтажной, режиссерской группы представляет собой технологическую базу. К производственным ресурсам также можно отнести организацию цифрового вещания, что сегодня в принципе представляет новый тип работы в средствах массовой информации. Отметим, что в этом смысле, телеканал «Общественное телевидение России» включен в первый мультиплекс цифрового телевещания по стране.
Человеческий потенциал (трудовые ресурсы) — это, прежде всего, часть общества, занятая в сфере производства. К данной группе относим руководство, редакции программ, творческие объединения и группы, занимающиеся определенной производственной деятельностью и обладающих набором профессиональных качеств (журналисты, редакторы, операторы, продюсеры, архивариусы, режиссеры, монтажеры). Также мы включаем и других спецработников, занимающихся иной деятельностью, связанной с работой организации.
А к материальным ресурсам можно отнести материалы или продукцию, необходимую для реализации полноценной производственной деятельности.
В своей тесной взаимосвязи данные элементы позволяют в конечном итоге выдавать то, над чем организация работает, а именно — достоверную, объективную и социально значимую информацию. Именно информация формирует новостийный контент, что для общественности имеет особую важность. Отметим, что главная информационная программа новостей на Общественном телевидении России выходит каждый час (в постоянном обновлении).
Общественное телевидение России можно рассматривать как внутреннюю социальную организацию, которая, в свою очередь, выстраивает отношения и формирует определенные связи с внешней средой (представителями СМИ, различных медиа и прочих участников социально-информационного диалога). Тем самым мы определяем, что Общественное телевидение России» занимает важную нишу в российском медиапространстве, выполняет социально значимую роль. И роль эта заключается, прежде всего, в служении обществу.
Итак, попробуем дать собственное определение понятию «Общественное телевидение России» в широком и узком понимании.
Общественное телевидение России в широком смысле — это федеральный системный проект, основанный на правовой базе, который включает в себя не только конкретный телеканал, но также и органы управления, контроля, и представителей различных групп общественности, которые в своем взаимодействии помогают в реализации общественных задач.
Общественное телевидение России в узком смысле — это отдельное телевизионное средство массовой информации, с присущими ему признаками независимости, доступности и объективности. Это федеральный телеканал, выполняющий миссию «социального заказа», играющий социально значимую роль и имеющий социальное стратегическое назначение в сознании российского общества.
Общественное телевидение России — один из немногих отечественных каналов, существующих в российских масс-медиа, преследующих социально-значимые цели, руководствующийся социокультурными мотивами и потребностями, имеющий общественную направленность.
Главное его отличие — это доступность для всех и каждого. Он имеет различные тематические блоки — общественно-политический, молодежно-подростковый, культурно-спортивный, а также отдельный блок, в котором размещаются программы зарубежных вещателей. Это позволяет говорить о том, что для каждого сегмента зрительской аудитории всегда найдется интересный контент, главное — подготовить его с большим творческим основанием.
Список литературы:
1. Абашина Е.В. Механизмы формирования Совета управления общественного вещателя в России и странах Закавказья / Е.В. Абашина // Медиаскоп. — № 2. — 2013. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mediascope.ru/node/1378 (дата обращения: 18.12.13).
2. Григорьева И.В. Эталон классической модели общественного телевидения в новомедийной среде / И.В. Григорьева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2010. — № 9 (85). — С. 215—221.
3. О создании общественного вещания в Российской Федерации (Проект концепции) от 29.02.1012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.president-sovet.ru/structure/group_16/materials/proekt-conc.php.
4. Общественное телерадиовещание: документы, комментарии, рекомендации. Информационно-издательское агентство «ЛИК». — СПб. — 2000. — 192 с.
5. Орешкина Н.Е. Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель: автореф. дис. М. — 2005.
6. Сумленный С.С. Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы // Россия и мир в новом веке. — 2005. — № 3. — С. 40—54.
7. Устав АНО «Общественное телевидение России» от 12.09.2012 № 1679-р. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.otr-online.ru/resources/userFiles/documents/a1bc7d0b48.pdf.