Статья:

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Калова И.З. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(9).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Калова Ирина Замировна
студент Кабардино-Балкарского государственного университета, РФ, Кабардино-Балкарская Республика г. Нальчик
Таппасханнова Елизавета Оюсовна
научный руководитель, доц. кафедры менеджмента и маркетинга, РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик

 

Инвестиционная деятельность, как известно, является одним из основных источников финансирования туризма и рекреации. К приоритетным направлениям инвестиционной деятельности в туристско-рекреационной сфере относятся: формирование инфраструктуры инвестиционного рынка; определение основных направлений инвестиционных вложений; привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиций (в том числе и иностранных); создание всех условий для объединения регионального и международного инвестиционных рынков.

Кабардино-Балкарская Республика (КБР), обладая уникальным туристическим и рекреационным потенциалом, практически долгие годы не развивала туризм и рекреацию. С переходом к рыночному механизму функционирования экономики возникла необходимость реформирования финансово-хозяйственной деятельности туристических предприятий КБР.

Развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) республики рассматривается как одно из главных направлений формирования и реализации Федеральных и региональных программ. Речь прежде всего идет об участии Кабардино-Балкарии в государственной программе по развитию Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года и которая предполагает создание туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус-Безенги» на территориях таких районов КБР, как Черекский, Чегемский, Эльбрусский и Зольский [2].

Реализация данного проекта позволит создать 18,5 тысяч койко-мест, обустроить горнолыжные трассы площадью 9 882 тыс. кв. м., построить 61,9 км. канатных дорог, а также так необходимую для развития ТРК инфраструктуру — магазины, рестораны, развлекательные центры общей площадью 58,2 тысяч кв. м.

Проект предполагает так же строительство ряда объектов инженерной инфраструктуры: водопроводов и очистных сооружений, новых воздушных и кабельных линий электропередач, газопроводов. Планируется реконструкция и ввод в эксплуатацию автодорог А-58 Прохладный — Эльбрус через Баксан, Кисловодск — Долина Нарзанов — Джилы-Су — Эльбрус, включая подъезд к ней от федеральной трассы М 29 «Кавказ», а также ряда других автомагистралей и необходимых мостов.

Федеральная Целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» предусматривает реконструкцию аэропорта Нальчик. Создание инфраструктурных объектов, по предварительным расчетам, потребует инвестиций на сумму более 35 млрд. рублей [5].

Успешное решение всех этих задач, безусловно, во многом будет зависеть от инвестиционного климата и инвестиционной политики в регионе.

Инвестиционный климат региона, как показывает ряд исследований, определяется его инвестиционным потенциалом, который напрямую зависит от имеющихся сфер и объектов инвестирования, а также от их разнообразия и экономического состояния. Оценить инвестиционный климат возможно на основе основных макроэкономических показателей, наличие на территории таких факторов производства как природные ресурсы, рабочая сила, основные фонды, инфраструктура. Немаловажную роль здесь играет также потребительский спрос.

Инвестиционный риск также определяет во многом инвестиционный климат в регионе, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них в результате неблагоприятной политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Для иностранных инвесторов на степень инвестиционного риска оказывает влияние Законодательство, которое регулирует, кроме всего прочего, возможности инвестирования в те или иные отрасли.

Кабардино-Балкарская Республика обладает необходимыми факторами, имеющими привлекательность для иностранного инвестора, к которым можно отнести: наличие природных ресурсов, достаточно солидный научно-технический потенциал, а также довольно выгодное географическое месторасположение — центр Северного Кавказа (Нальчик-Сочи — 315 км., Эльбрус-Сочи — 222 км., Нальчик-Пятигорск — 80 км., Нальчик-Кисловодск — 85 км., Эльбрус-Кисловодск — 65 км., Нальчик-Эльбрус — 95 км.). Все это позволяет активно развивать услуги как туристические, так и рекреационные.

Обеспечивают инвестиционную привлекательность республики и такие факторы как:

  • имеющееся законодательство, поддерживающее инвестиционную деятельность;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • -наличие ресурсов как минерально-сырьевых, так и рекреационных.

Все выше перечисленные факторы представляют собой лишь предпосылками решение проблемы. Для привлечения иностранных инвестиций в регионе необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, основанный на целенаправленной политике, обеспечить становление таких не менее важных факторов, как экономических, организационно-правовых и политических факторов.

Инвестиционная привлекательность региона, как показал анализ, еще находится на недостаточно высоком уровне. И противодействуют ей следующие факторы:

  • невысокая эффективность использования финансового потенциала республики и государственной собственности;
  • теневая экономика и непрозрачность финансовых потоков;
  • серьезные проблемы на пути финансовых потоков и неплатежей;
  • отсутствие механизма привлечения инвестиций, особенно в период кризиса, и другие факторы.

Действия всех вышеперечисленных факторов, безусловно, сдерживают потенциальных иностранных инвесторов, однако, инвестиционный климат республики ими на сегодняшний день недооценивается. И причина тому большой объем негативной информации о КБР и в том числе о регионах Северного Кавказа, что искажает реальную картину инвестиционной привлекательности региона.

В этих условиях разработка стратегии инновационной и инвестиционной политики в туристско-рекреационной сфере республики, на основе объективного учета влияния факторов внешней и внутренней среды, имеет первостепенное значение.

Следует отметить, что Правительство КБР в последние годы проводит активную политику с целью повышения инвестиционной привлекательности региона. Так, в республике разработана и начала реализовываться «Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года». Заработало новое инвестиционное законодательство, которое предоставляет существенные льготы и гарантирует права инвесторов. Создана система поддержки бизнеса, инфраструктура для инвестиций, решена проблема информационной открытости. Все это даст возможность инвесторам эффективно реализовать тот ресурсный потенциал, который имеется в туристско-рекреационной сфере республики.

В республике разработан комплекс мер на основе предоставления мер государственной поддержки, что позволит стимулировать инвестиционную деятельность. На территории республики, в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики», могут применяться следующие меры государственной поддержки в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность:

  • предоставление по приоритетным инвестиционным проектам государственных гарантий КБР;
  • предоставление налоговых льгот по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет КБР, предоставляемые в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 5 лет);
  • предоставление бюджетных кредитов;
  • предоставление обеспечения из залогового фонда КБР в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности республики;
  • предоставление пособий для целевого финансирования из республиканского бюджета КБР государственным местным органам власти, отраслям промышленности, предприятиям;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам;
  • предоставление из республиканского бюджета КБР субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных учреждениях;
  • предоставление из республиканского бюджета КБР субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды;
  • другие меры государственной поддержки [3].

В Республике на сегодня создана необходимая инфраструктура для осуществления эффективной политики в области инвестиционной деятельности, реализации мероприятий по предоставлению мер государственной поддержки. Так, при Президенте КБР создан коллегиальный совещательный орган — Совет по инвестициям, основная цель которого — координация деятельности по реализации инвестиционной политики и содействие инвестиционной деятельности в Республике.

Основными задачами Совета являются:

  • привлечение в республику инвесторов как российских, так и зарубежных;
  • формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов на основе проведения анализа инвестиционных проектов КБР;
  • проведение контроля за реализацией инвестиционных проектов в республике;
  • анализ передового отечественного и зарубежного опыта по привлечению инвестиций;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам инвестиций, защиты прав и законных интересов, подготовка соответствующих предложений.

С целью привлечения инвестиций в республику, а так же для обеспечения эффективного взаимодействия бизнеса и органов государственной власти республики создано ОАО «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики», которое на основе использования различных рыночных механизмов и системы кредитования осуществляет эффективную поддержку инвестиционной деятельности в регионе.

Итак, для инвесторов наиболее привлекательными отраслями в КБР являются гостиничный бизнес и туризм. О готовности инвестировать в экономику региона заявили ОАО «Курорты Северного Кавказа», ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», а также иностранные компании из Италии, Франции, Кореи, Китая и США. Так, ОАО «КСК» будет участвовать в реализации проектов в Приэльбрусье. В Сочи в сентябре 2012 года, в рамках международного инвестиционного форума подписан с данной компанией соглашение по развитию туристско-рекреационной свободной экономической зоны на территории Эльбрусского района.

Создание современного многопрофильного курорта, которое соответствовало бы высоким международным стандартам — такова основная цель соглашения. Оно также предусматривает проработку и принятие единой концепции развития территории на основе привлечения иностранных инвестиций и увеличения количества туристов в районе Приэльбрусья.

В развитии приключенческого, экстремального и экологического туризма, а также в реализации в Кабардино-Балкарии проекта «Северо-Кавказский горный клуб» будут участвовать ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», а также ряд иностранных компаний.

На склоне Эльбруса, на первом этапе проекта планируется построить высокогорные приюты для альпинистов. На высоте более 4 тысяч метров будет построена первая гостиница на 48 мест. Всего в проект будет инвестировано более 1 млрд. 200 млн. рублей. Из них, более 200 млн. рублей планируется инвестировать на первом этапе. В рамках проекта предусматривается создание единой инфраструктуры материально-технического обеспечения путешествий, аренды техники, разработки типовых маршрутов во всех регионах, включая Кабардино-Балкарию, создание единого интернет портала туристической направленности [4].

Реализация инвестиционных проектов позволит:

  • развивать такие направления спорта, как беговые и горные лыжи, фристайл лыжный и на сноуборде, сноубординг, катание на коньках, фрирайд;
  • привлечь в туристскую сферу республики дополнительные инвестиции;
  •  развивать гостиничный и ресторанный бизнес;
  • повысить конкурентоспособность туристского бизнеса республики в целом как на внутреннем, так и на международном рынках туризма;
  • сформировать положительный имидж республики в целях привлечения дополнительного притока как российских, так и зарубежных туристов и спортсменов.

Реализация инвестиционных проектов приведет к росту объемов туристского потребления, а это, в свою очередь, приведет к необходимости развития целого комплекса сервисных услуг — транспорта, жилья, питания, а также условий для отдыха, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, экологически здоровой среды, безопасности и т. п. Увеличение потребностей в этих услугах послужит стимулом к развитию малого и среднего бизнеса.

Как считают эксперты, через предприятия малого и среднего бизнеса, сельхоз-кооперацию, поставки продуктов, создание обслуживающей инфраструктуры и т. д. будет создано около 80 тысяч новых рабочих мест.

Что характерно, все вышеназванные процессы имеют инновационный характер. На решение задач по развитию инновационного предпринимательства направлена республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2012—2015 годы», принятая в конце 2011 года. На ее реализацию предусмотрено направить из всех источников финансирования 3 млрд. 327 млн. рублей. Средства федерального бюджета составят 662 млн. рублей, республиканского — 629,35 млн. рублей, внебюджетных источников — 2036,4 млн. рублей [1].

Таким образом, развитие туристско-рекреационного комплекса КБР рассматривается как одно из главных направлений формирования и реализации Федеральных и Региональных программ. Успешное решение всех этих задач, безусловно, во многом зависит от инвестиционного климата и инвестиционной политики в регионе. В этих условиях большое значение имеет, на основе объективного учета влияния факторов внешней и внутренней среды, разработка стратегии инновационной и инвестиционной политики в туристско-рекреационной сфере республики. Основными задачами инвестиционной деятельности в туристско-рекреационной сфере являются: создание инфраструктуры инвестиционного рынка; выявление приоритетных направлений вложения инвестиций; создание такого инвестиционного климата, который позволит привлечь различного рода внебюджетные источники финансирования инвестиций.

 

Список литературы:
1.    В Кабардино-Балкарии принята новая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.pravitelstvokbr.ru// (дата обращения: 17.01.2014).
2.    Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского Федерального округа» на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.stavinvest.ru›upload/file/_(343).doc// (дата обращения: 10.01.2014).
3.    Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики». Нальчик, 2006.
4.    Туризм — приоритетное направление для Кабардино-Балкарии. [Электронный ресурс]. — URL: http:// www. kbr.mk.ru/news/2012/11/20//(дата обращения: 5.02.2014).
5.    Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы). [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/675812// (дата обращения: 8.01.2014).