ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА г. ЯКУТСКА)
Секция: 7. Маркетинг
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА г. ЯКУТСКА)
Досуг человека всегда выступал одним из важных факторов культурного развития общества. Необходимость реализации маркетингового подхода в деятельности организаций культуры не вызывает сомнения. Перед организациями культуры стоит сложная задача: с одной стороны, их основной миссией является воспитание, развитие личности, с другой стороны привлечение потенциальных потребителей, создание услуг, максимально отвечающих потребительским предпочтениям целевых рынков. Культурные учреждения являются одним из важнейших институтов для удовлетворения культурных потребностей населения. Сложность экономических процессов, социальный дискомфорт и другие факторы отрицательно влияют на человека, поэтому возникает необходимость в компенсации физических и моральных сил, то есть разумная организация свободного времени.
Для рынка города Якутска существует проблема систематического изучения интересов и потребностей потенциальных и реальных потребителей культурных услуг.
В 2012 году нами было предпринято исследование, направленное на изучение потребностей в услугах различных учреждений культуры на территории г. Якутска. Основным методом сбора информации было анкетирование.
Выборка составила 60 человек, из них: мужчин — 25 человек (42 %), женщин — 35 (58 %). Выборка была разбита на несколько сегментов. Признаки выделения сегментов: возраст; семейное положение; наличие детей; уровень дохода.
В соответствии с принятыми критериями были выделены сегменты:
1 сегмент — студенты, не имеющие детей и не состоящие в браке (возраст от 18 до 23 лет);
2 сегмент — студенты, которые имеют семью и детей (возраст от 18 до 23 лет);
3 сегмент — работающая молодежь, не состоящая в браке и без детей (возраст от 24 до 29 лет);
4 сегмент — работающая молодежь, но уже состоящая в браке и имеющая детей (от 24 до 29 лет);
5 сегмент — люди среднего возраста (возраст от 30 до 48 лет);
6 сегмент — зрелые люди (возраст от 49 до 70 лет).
Как показал анализ результатов проведенного анкетирования, большая часть респондентов проводят свое свободное время дома. Были выявлены некоторые различия по сегментам.
Различные организации культуры чаще всех посещают респонденты, имеющие стабильный источник доходов — работающая молодежь и люди среднего возраста. Студенты предпочитают проводить свободное время дома, либо в гостях. Интересно, что люди пожилого возраста посещают также библиотеки, различные кружки по интересам (иностранные языки, спортивные секции и пр.)
На вопрос «Какой отдых наиболее типичен в вашей повседневной жизни?», респонденты ответили следующим образом.
Для сегментов, представленных молодыми людьми, характерен отдых за компьютером (18,2 %); прослушивание музыки и походы в кино (13,6 %); отсыпаются (11,4 %); и меньшинство — ходят в театры, на выставки (5 %).
Люди среднего возраста, в возрасте от 30 до 48 лет ответили: смотрят телепередачи, видеофильмы (19 %); читают книги (15,6 %); отсыпаются, ходят в гости, ходят в кино, занимаются любимым делом и другое (9,4 %).
И 6 сегмент, читают книги (26 %); смотрят телепередачи и видеофильмы (18,5 %); ходят в гости (14,8 %); отсыпаются, ходят в театр и занимаются любимым делом (7,4 %). У респондентов этого сегмента, по сравнению с другими сегментами, высокий показатель посещения театров, который стоит наравне с таким вариантом ответа, как занятие любимым делом.
Люди старшего возраста больше читают и меньше уделяют времени просмотру телепередач и компьютеру, молодые напротив, меньше читают и больше времени проводят за компьютером.
В ходе исследования нас также интересовало, какими видами услуг респонденты пользуются чаще всего. Как мы и ожидали, респонденты до 30 лет преимущественно пользуются интернет-услугами. Наименьшим спросом у них пользуются музейные экскурсии, театральные абонементы, занятия в клубах.
Четвертый вопрос касался частоты посещаемости учреждений культуры. Студенты от 18 до 23 лет, работающая молодежь посещают еженедельно кинотеатры, культурно-развлекательные центры и ночные клубы, от случая к случаю посещают музеи, выставки, вернисажи, театры и концерты классической музыки. Следует отметить, что в этом сегменте посещаемость библиотек самая высокая, это объясняется их основной деятельностью — учебной.
Люди среднего возраста 30—48 лет также редко посещают музеи, театры и КРЦ, в основном посещают кинотеатры, выставки и концерты эстрадной музыки. Респонденты старшего среднего возраста чаще посещают такие культурные учреждения, как библиотеки, музеи, выставки, вернисажи, и кинотеатры.
Молодые люди от 18 до 29 крайне редко (от случая к случаю) посещают выставки, вернисажи, театры и концерты, по сравнению со старшим поколением. Высокая частота посещаемости кинотеатров свойственна респондентам во всех сегментах.
Как показали результаты исследования, 70 % респондентов хотели бы чаще посещать культурные заведения, поэтому нас интересовали причины, которые мешают чаще посещать учреждения культуры.
Финансовые трудности являются препятствием для студентов (54 %). Люди, имеющие семью, отмечают, что не имеют возможности посещать учреждения культуры чаще, так как не располагают свободным временем (42,9 %). Для респондентов среднего возраста (возраст от 30 до 48 лет) на первом месте, такие причины, как нет свободного времени (50 %); финансовые трудности (25 %). И у людей старшего среднего возраста следующие причины: нет свободного времени (42,3 %); финансовые трудности (28,6 %).
В итоге проведенного анкетирования, выяснилось:
- Большинство респондентов ответили, что проводят свое свободное время у себя дома;
- Многие предпочитают проводить свой отдых, сидя за компьютером, за исключением старшего поколения, смотрят телепередачи или отсыпаются;
- Чаще всего респонденты пользуется Интернет-услугами (кроме люди среднего возраста, у которых этот показатель ниже), затем по популярности стоят услуги культурно-массовых мероприятий;
- Самым востребованным культурным учреждением, у всех сегментов, является посещение кинотеатров, на втором месте — культурно-развлекательные центры;
- Большинство респондентов всех сегментных групп отметили, что не посещают музеи, выставки и театры.
- Также многие люди, хотели бы посещать различные культурные заведения чаще, но причиной, у большинства респондентов, является — недостаток свободного времени (в особенности у семейных людей), на втором месте — это финансовые трудности;
- Практически все респонденты ответили, что, когда отправляются в культурное заведение, их целью является — интересно провести время, затем составить кому-либо компанию и узнать больше нового;
- Также многих не удовлетворяет, качество проведения мероприятий в клубах, а именно сервис обслуживания, и не безопасность.
Таким образом, наше исследование подтверждает идею о переходе к «цивилизации досуга», в которой «просветительская» модель культуры сменяется «гедонистической» [1, с. 56].
Список литературы:
- Буйленко В.Ф. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты. — М.: Феникс, 2008. — 160 с.
- Колбер Ф., Нантель Ж., Билодо С., Рич Дж. Дэннис. Маркетинг культуры и искусства. — М.: Издатель Васин А.И., 2004. — 256 с.