Статья:

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА — ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Жукова А.Н., Саламов М.А. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА — ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 18.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 20 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА — ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Жукова Ася Нурмухамедовна
студент Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
Саламов Магомед Анатольевич
студент Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
Титова Валерия Владиславовна
научный руководитель, доцент, кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. В современном мире возникает вопрос о необходимости совершенствования системы налогообложения и рассмотрения ее с позиции социальных проблем. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения. Наблюдается достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблемам. Среди них можно выделить:

  • нестабильное налоговое законодательство РФ;
  • недостаточная система информирования, консультирования граждан;
  • низкий уровень качества исполнения налоговых процедур;
  • недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого — постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Налоговая система — важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Нестабильность налогового законодательства страны выступает одним из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Следует отметить, что направления повышения уровня налоговой культуры вытекают из проблем, препятствующих ее развитию. Профессионализм и взаимная ответственность являются основными показателями нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков, а также высокой налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Менталитет, в том числе и налоговый, обладает одновременно и устойчивостью, и изменчивостью. Основная цель налоговых органов должна быть направлена на противостояние закреплению в общественном сознании уклонение от уплаты как акт, сохраняющий личную выгоду.

Для этого налоговыми органами успешно создаются условия для налогоплательщика, исходя из которых, он будет строить свое поведение. Это комфортные условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа web-ресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания), размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи Все эти мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения, как налогоплательщика, так и представителя налогового органа. В свою очередь, стереотип является базой формирования менталитета через восприятие, группировку и оценку ситуаций.

Налоговый менталитет — совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налоговыми органами и налогоплательщиками, который диктует тенденции поведения. Важно формирование не только положительного образа работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Следует акцентировать внимание на том, что высокий результат не может быть достигнут при ориентации всех мер на конкретных субъектов налоговых отношений, иначе говоря, необходимо рассматривать весь комплекс отношений, без выделения определенных единиц из него. Налоговый менталитет — целостная система взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы и неэффективности применяемых мер.

В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является.

Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует:

  • высококвалифицированного профессионального обеспечения;
  • хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов;
  • высокого уровня законопослушания.

Между тем физические лица во всех странах мира — самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментов в отношении налоговой культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что состояние налоговой культуры в стране зависит от уровня развития системы налогообложения. Высокий и эффективный уровень системы налогообложения можно достичь при высоком уровне развития экономики и высоком уровне налоговой культуры в обществе. Формирование налоговой культуры — сложный процесс, сочетающий в себе экономический, социальный, информационный, правовые аспекты. Налоговая культура должна выступать регулятором поведения не только каждого налогоплательщика, но и должностных лиц налоговых органов. Налоговая культура характеризуется совокупностью субъективных и объективных факторов поведения налогоплательщика, форм взаимоотношения налогоплательщика с органами налоговой службы, способствующая развитию налоговой системы государства.

Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений. Это некая модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. Каждый субъект налоговых отношений самостоятельно определяет для себя уровень его налоговой культуры, отличающийся нормами, правилами и ценностями.

Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Налогоплательщик должен осознавать, что налоговые поступления в бюджет нужны для выполнения государством своих функций (содержание армии, флота, милиции, обеспечение получения достойного образования, оказание услуг в сфере здравоохранения и т. д.

В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов.

Важнейшим элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина, представляющая собой систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами с учетом различных ситуаций взаимодействия налоговых инспекций по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств.

Таким образом, в понятие налоговой культуры охватывает как деятельность налогоплательщиков, так и деятельность налоговых органов. При этом эту деятельность следует рассматривать во взаимосвязи. Способы осуществления своей деятельности налоговыми инспекциями оказывает принципиальное влияние на налогоплательщика, но и со стороны налогоплательщика наблюдается определенное давление на налоговые инспекции. Выход такого давления за рамки общей культуры приводит к конфликтным ситуациям между налогоплательщиком и налоговым инспектором возникает. Конфликтная ситуация в налоговой инспекции влечет за собой торможение уплаты налогов налогоплательщиками.

Повышение налоговой культуры и укрепление налоговой дисциплины зависит не только от контингента налогоплательщиков и законодательной базой, но и от качества работы представительных органов государства.

В настоящий момент Федеральная налоговая служба проводит определенную работу с налогоплательщиками по поводу их налоговой культуры. Официальный сайт в Интернете представляет широкий спектр возможностей для налогоплательщиков. Также данный сайт предоставляет информацию о требованиях к налогоплательщикам, представлены образцы необходимых документов и прочая полезная информация. Помимо этого проводится значительная работа в СМИ, издаются учебники по налогообложению, корректируется Налоговый кодекс, проводятся тематические семинары и конференции. По сути, теперь ФНС не фискальный орган, а служба, готовая помочь каждому налогоплательщику предупредить возможные налоговые правонарушения, что приводит к положительной тенденции развития налоговой системы в целом.

Возрастающее значение повышения налоговой культуры населения требует все более новых и современных подходов. Информационно-разъяснительная работа является одним из направлений налоговых органов в обеспечении необходимой информацией налогоплательщиков и предоставлении ответов на вопросы, которые периодически возникают у налогоплательщика, когда поднимается тема налогов. И, прежде всего, им необходима информация о важности своевременной и полной уплаты налогов, сборов и обязательных платежей.

Достижение необходимого уровня налоговой культуры и налоговой дисциплины возможно только в случае обратной связи между государством и налогоплательщиком. Несмотря на то, что во всех источниках и в НК РФ указывается, что налоги носят безвозмездный характер, налогоплательщик рассчитывает на предоставление услуг государством. Если рассматривать зарубежную практику, то можно заметить, что во многих развитых странах доля налогов составляет 45—55 % от общей суммы доходов и это далеко не придел. При этом налоговая культура и собираемость налогов достаточно высока. Это объясняется предоставлением качественных социальных, медицинских и иных услуг государством. К сожалению, нельзя отметить мощную систему обратной связи в системе налогообложения в РФ. Если рассмотреть транспортный налог, который носит целевой характер, то мы увидим, что поступления по данному налогу в бюджеты субъектов РФ не велики. Известно, что состояние дорог в некоторых субъектах РФ оставляет желать лучшего, что является антистимулирующим фактором уплаты данного налога. Таким образом, при разработке программ по улучшению налоговой культуры и налоговой дисциплины должны параллельно разрабатываться новые схемы обратной связи, улучшающие положения налогоплательщиков.

Для увеличения уровня налоговой культуры необходимо разработать различные программы, улучшающие положения налогоплательщиков и предоставляющие им больше прав. Небольшие поощрения добросовестным налогоплательщикам увеличили бы налоговые поступления в бюджет. Развитие системы льгот субъектам малого и среднего бизнеса способствуют увеличению налогового потенциала как субъектов, так и государства в целом. Различные оптимизационные схемы являются стимулирующим фактором для налогоплательщиков, что приведет к увеличению сумм поступающих в бюджет платежей и в дальнейшем развитию налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. В 2011 г. на официальном сайте ФНС появился новый статус «ФНС России — сервисная компания» и девиз: «Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой по сути» (В.В. Путин). Меры, принимаемые налоговыми органами, обеспечивают доступ граждан России к предоставлению государственных услуг в электронном виде, повышают налоговую культуру населения и мотивацию налогоплательщиков к уплате налогов и сборов, тем самым способствуют повышению их собираемости.