Статья:

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ РОССИИ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Мухлынина К.А. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ РОССИИ

Мухлынина Кира Андреевна
студент политехнического колледжа, г. Каменск-Уральский
Польщикова Людмила Александровна
научный руководитель, преподаватель политехнического колледжа, г. Каменск-Уральский

Экономический рост России в значительной степени зависит от развития машиностроения как основы технико-технологического обновления машин и оборудования, повышения эффективности их использования. В настоящее время воспроизводственные процессы, протекающие в машиностроительном комплексе страны, не отвечают требованиям модернизации, необходимой на современном этапе рыночных преобразований. На предприятиях машиностроения низкая доходность, медленно осваиваются новые технологии, качество большинства изделий отстает от мировых стандартов. Удельный вес продукции машиностроения в национальном производстве России значительно ниже, чем в развитых странах.

В России сегодня доля машиностроительной продукции в общем выпуске производственной продукции составляет около 20 %. В то же время объем машиностроения в экономически развитых странах, таких как США, Германия, Япония составляет от 36 до 45 %.

В сложившейся ситуации экономики России принятый руководством страны курс на создание конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики на основе ускоренного развития машиностроительного комплекса считается обоснованным решением.

Для решения задачи ускоренного наращивания потенциала отечественного машиностроения невозможно без поиска и применения организационных, экономических механизмов и инструментов. Важнейшая роль, на наш взгляд, среди них принадлежит производственной интеграции, которая обеспечивает повышение общей эффективности производства.

Развитие интеграционных процессов в российском машиностроении в настоящее время не соответствует требованиям современного производства. Необходимо использовать интеграцию для ускорения темпов инновационного развития, повышения удельного веса наукоемкой продукции, укрепления конкурентоспособности отечественного машиностроения.

Понятие «интеграция» в экономике означает объединение экономических субъектов, углубление их политического и культурного взаимодействия, развитие взаимосвязей между ними. Понятие «интеграция» означает процесс взаимосвязанности отдельных различных элементов и функций системы, а также взаимодействие, ведущее к определенному объединению [2]. Поэтому необходимо уточнить, что интеграция — это ключевая характеристика, отражающая взаимодействие между государствами, между хозяйствующими субъектами. В самом общем виде интеграция представляет собой объединение в целое отдельных частей, элементов системы.

Таким образом, экономическая интеграция наблюдается как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании благоприятных условий осуществления экономической деятельности предприятий и т. д. 

Интеграцию промышленных предприятий рассматривают в двух основных аспектах:

  1. динамика, характеризующая процесс, действие, направленная на слияние и поглощение предприятий;
  2. статика, характеризующая результат этого процесса, т.е. новая форма функционирования предприятия или интеграция после слияния хозяйствующих субъектов.

Интеграционные процессы в промышленности постоянно видоизменяются в зависимости от общеэкономических тенденций развития мировой экономики.

Экономисты выделяют два вида интеграции: горизонтальную и вертикальную. Рассмотрим подробнее особенности горизонтальной и вертикальной интеграции.

Горизонтальная интеграция означает объединение предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции.

Роль горизонтальной интеграции предприятий в экономике неоднозначная.

С одной стороны, слияние предприятий может привести к экономии на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости, улучшению качества выпускаемой продукции. Горизонтальная интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации. С другой стороны, интеграция может привести к приобретению одним из предприятий значительной власти на рынке, тайной координации своих решений в области ценообразования или объема выпускаемой продукции. В дальнейшем данная ситуация приведет к концентрации экономической и политической мощи, препятствию входа на рынки новых фирм. 

Поэтому эффективность горизонтальной интеграции машиностроения будет при условии, что на отраслевом рынке действуют крупные иностранные компании.

Понятие «вертикальная «интеграция» означает процесс образования предприятий, включающих более одной стадии производства конечной продукции (включающих помимо стадий производства еще и реализацию конечной продукции посредникам или конечным потребителям).

Интеграционные процессы направлены на рост предприятия за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Данные изменения могут дать предприятию благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебаний цен на комплектующие изделия и запасы поставщиков [1; 2].

В настоящее время экспериментальные площадки инновационного роста промышленности сосредоточены в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) страны. Именно, поэтому оборонно-промышленный комплекс имеет существенные инновационные изменения, в частности, это создание авиационного и судостроительного холдингов. Интеграционные процессы будут объединять как оборонные предприятия, так и гражданские. Такое объединение вполне логично: ускоренное развитие оборонных отраслей промышленности дает мощный импульс к развитию гражданских отраслей [3].

В процессе научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок продукции оборонного назначения получаются результаты, которые успешно внедряются и в гражданское машиностроение.

Научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки оборонной продукции окажут существенное влияние и на предприятия гражданского машиностроения. Они смогут успешно выполнять заказы производства отдельных видов продукции (некоторых комплектующих, запчастей и т. п.), так необходимых оборонным предприятиям, высвобождая тем самым для них дополнительные производственные мощности.

Можно предположить, что улучшения состояния отрасли машиностроения в России произойдет за счет интеграционных процессов в сфере машиностроения. В России в настоящее время наблюдается объединение отечественного и иностранного производств в автомобилестроении.

Так, в России действует сборочные производства иномарок. Концерн «Ford Motor Co» в городе Всеволожске Ленинградской области собирает автомобили Ford Focus. Компания «General Motors» совместно с АвтоВАЗом производит в Тольятти внедорожники Chevrolet Niva. В Калининграде ЗАО «Автотор» выпускает корейские автомобили Kia, немецкие BMW и американские Hummer. Таганрогский автозавод собирает корейские Hyundai, Chery, на заводе «ИжАвто» планируют производить модели Nissan.

Еще одно крупное направление сотрудничества в области машиностроения — объединение лидеров российского и белорусского грузового автомобилестроения — «КамАЗа» и «МАЗа». В сфере сельскохозяйственного машиностроения не исключено активное сотрудничество, а также объединение производственных потенциалов российских «Тракторных заводов» и белорусских «МТЗ».

В 2011 году Россия экспортировала машиностроительную продукцию на сумму 0.49 трлн.  рублей, что составляет 10 % выпуска машиностроения. В то же время импорт машиностроительной продукции был практически равен выпуску и составил 4.48 трлн. рублей. Наибольший удельный вес в экспорте машиностроительной продукции составляет производство подшипников, зубчатых передач, элементов механических передач и приводов —34.5 % выпуска. Также положительная тенденция наблюдается и в строительстве судов — 25.9 %, производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения, связи составило 20.9 %, производство летательных аппаратов, включая космические, — 19.2 %. Такие показатели позволяют предположить, что продукция российского машиностроения мало востребована на мировом рынке.

Вместе с тем на рынке РФ очень востребована зарубежная машиностроительная продукция. Импорт в 2011 году удовлетворил на станки (79.4 %), на медицинское оборудование (74.4 %), на машины и оборудование для сельского хозяйства (77.3 %), на электронные компоненты, аппаратуру для радио, телевидения, связи (71 %), на подшипники, зубчатые передачи, элементы механических передач и приводов (65.5 %), 80.2 % российского спроса на офисное оборудование. Эти показатели свидетельствуют о необходимости кардинальных изменений в машиностроении России, т.е. привлечение иностранного капитала, обмен опытом со специалистами развитых стран в разработке технологий и т. д.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что интеграционные процессы в машиностроении России способствуют высокой технологичности производства, обновлению и подготовке кадров и модернизации производственных фондов. Темпы роста производства в машиностроении обеспечат способность обновлять оборудование во всех отраслях экономики в более короткие сроки эксплуатации.

Необходимо развивать отрасль российского машиностроения на основе создания интегрированных и диверсифицированных хозяйственных структур, перехода от предприятий с замкнутой технологической структурой к фирмам нового типа — институтам инновационной экономики.

 

Список литературы:

  1. Гришаева Л.Е. Россия и мировая экономическая интеграция // Экономический журнал. — 2011. — № 21
  2. Кирик О.Б. Модернизация интеграционных процессов в машиностроительном комплексе региона: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Вологда, 2005 — 184 с.
  3. Кувалдин Д.Б., Лавриненко П.А., Тащенов А.С., Потапенко В.В. Херсонский А.А., Развитие машиностроения в государствах — участниках ЕАБР. — Алматы, 2012. — 60 с.