Статья:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕДНОСТИ СКФО И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Шило В.Ю., Кцоева А.В. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕДНОСТИ СКФО И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 21.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ БЕДНОСТИ СКФО И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Шило Виктория Юрьевна
студент филиала Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
Кцоева Анжела Валерьевна
студент филиала Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск
Юрина Валентина Петровна
научный руководитель, научный руководитель, доцент филиала Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

Постоянный рост разрыва между богатыми и бедными не только социальных слоёв общества, но регионов, является особенностью социально-экономического развития современной России.

В настоящее время проблема бедности для российского общества крайне актуальна и сейчас наблюдается процесс абсолютного и относительного обнищания значительной части населения. Именно бедность определяет ограниченность доступа большой доли населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе. 

Образование этого многомиллионного слоя произошло не из представителей «социального дна», а из вполне добропорядочных, в большей степени работающих граждан. Бедность отрицательно воздействует на российское общество: утверждение модели бездетной или однодетной семьи, кризис института семьи, роста числа беспризорных и безнадзорных детей, рост преступности, ухудшение здоровья населения, низкая продолжительность жизни населения, рост смертности в трудоспособном возрасте. В современных условиях, характеризующиеся высокими достижениями во всех сферах науки, проблема бедности не только не потеряла свою значимость, но более того, приобрела новые черты и проявляется в глобальном масштабе [6, c. 236].

По таким ключевым социально-экономическим показателям, как валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития регионального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, СКФО заметно отстает от других федеральных округов. Так, по предварительной уточненной оценке темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в 2012 г. достиг уровня 5,57 %. Это значение не соответствует показателям оптимального сценария Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. (к 2025 г. рост ВРП планируется 7,7 %) [5].

Таблица 1.

Объём ВРП в текущих основных ценах на душу населения, руб. [2].

 

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г.

ВРП РФ

288938,8

271651,8

316210,2

390568,0

435890,5

СКФО

79546,6

85313,7

94374,2

109333,77

121995,63

 

Результаты таблицы подтверждают сведения по предварительной оценке о том, что СКФО не достигает темпа роста ВРП установленного Стратегией развития.

В России чертой бедности считает показатель прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Так, величина прожиточного минимума за I квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размере:

  • в расчете на душу населения — 7095 рублей;
  • для трудоспособного населения — 7633 рублей;
  • для пенсионеров — 5828 рублей;
  • для детей — 6859 рублей.

Однако в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается индивидуальный уровень прожиточного минимума, который зависит от экономического, климатического, политического состояния, географического положения и от ресурсной базы региона.

Уровень прожиточного минимума по субъектам Северо-Кавказского федерального округа по данным, представленным Госкомстатом за III квартал 2012 года, и сравнение их с общероссийскими показателями представлены в таблице 2.

Таблица 2

Величина прожиточного минимума за III квартал 2012 года (по состоянию на 21 декабря 2012 года), рублей в месяц [1].

 

Все население

В том числе 
по социально-демографическим группам

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Российская Федерация

6643

7191

5229

6387

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

5232

5500

4192

5027

Республика Ингушетия

5070

5317

3993

4862

Кабардино-Балкарская Республика

5058

5436

3967

4734

Карачаево-Черкесская Республика

5410

5712

4231

5526

Республика Северная Осетия — Алания

5373

5818

4376

5172

Чеченская Республика

6816

7396

5080

6551

Ставропольский край

6137

6588

5028

5856

 

Результаты анализируемой таблицы свидетельствуют о том, что к общероссийскому уровню прожиточного минимума приближены только Ставропольский край и Чеченская республика. По данным Росстата Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия занимают одни из последних мест по размеру прожиточного минимума.

Устанавливая минимальный уровень прожиточного минимума в данных субъектах, чиновники ссылаются на развитость сельского хозяйства и способность людей самим себя прокормить. Но они забывают о высокой капиталоемкости, трудоемкости, и рискованности данного вида промышленности. В настоящее время не выгодно заниматься скотоводством и растениеводством, так как доходы в редких случаях покрывают возможные риски. При этом государство, которое раньше являлось основным закупщиком данных товаров, предпочитает делать государственные заказы из других стран.

Для раскрытия проблемы безработицы имеющейся в регионах, следует рассмотреть состав потребительской корзины, который соответствует прожиточному минимуму.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50 % ее стоимости. Во вторую группу включены непродовольственные товары — одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства. Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Исходя из состава и структуры потребительской корзины, можно выяснить, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки — 280 г., овощей — 300 г., фруктов свежих — 160 г., сладкого — 60 г., молока и молочных продуктов — 800 г., масла растительного и жиров — 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы [3].

Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено. А судя по количеству культурных заведений и цен на билеты в Северном Кавказе, живущие здесь люди и вовсе должны довольствоваться прогулками на свежем воздухе и бесплатному изучению исторических мест, которых великое множество на нашей малой Родине.

Любой здравомыслящий человек понимает, что невозможно нормально прожить на этот предлагаемый правительством минимум. Однако что же тогда делать населению, чей доход ниже прожиточного минимума?

По данным госкомстата на начало 2012 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет соответственно в Дагестане — 8,3 % от общей численности субъекта, Ингушетии — 18,5 %, Кабардино-Балкарии — 15,3 %, Карачаево-Черкессии — 18,8 %, Северной Осетии-Алании — 12,6 % и в Ставропольском крае — 18,3 %. Данные цифры являются весьма внушительными и свидетельствуют об экономической неразвитости и нестабильности региона.

Судя по отсутствию Чеченской республики в вышеприведенном списке, данному субъекту Северного Кавказа все же можно позавидовать, поскольку руководство заботится о своем народе и регулирует стабильность нормального уровня жизни населения в республике.

Однако не все зависит от желания. Региональные и местные бюджеты субъектов Северо-Кавказского федерального округа не могут позволить себе реализацию всех необходимых программ по улучшению уровня жизни населения и сокращению безработицы. Необходима помощь со стороны федеральных органов, а также частных инвесторов.

Пути снижения безработицы на Северном Кавказе давно определены. Представим основные из них.

Первое — это, конечно же сельское хозяйство. Сельское хозяйство составляет 14,7 % ВРП СКФО. Его доля в ВРП выросла в 2010г. на 0,6 % по сравнению с предшествующим периодом. В целом по СКФО в январе-декабре 2012 г. индекс сельскохозяйственного производства составил 93,5 % (в целом по РВ 95,3 %) [4]. Более половины проживающих на Северном Кавказе — это сельское население. Чтобы их личное подсобное хозяйство функционировало на должном уровне, необходимо получение кредитов и упорядочение торгово-закупочной системы. Например, можно успешно разводить скот и свободно закупать мясо в Дагестане, а не в Новой Зеландии. Это приведет к появлению новых рабочих мест и сокращении безработицы. Также почему-то розы в Москву завозят из Голландии, хотя на Кавказе они лучше.

На Северном Кавказе также существует проблема неразвитости и монополизированности посредников между сельскохозяйственными производителями и торговлей. Люди в регионе хотят трудиться, но из-за этого не могут продавать свою продукцию.

Инвестиции в сельское хозяйство на Кавказе должны быть приоритетными, так как на каждый вложенный рубль здесь самая высокая отдача не прибылью, а рабочими местами. Хотя прибыль тоже есть, так как Северо-Кавказский регион хорош для сельского хозяйства по природным ресурсам.

Одним из путей снижения бедности также является вложение инвестиций в инфраструктуру. Третье — стимулирование малого и среднего бизнеса путем уменьшения коррупционного давления на него. Количество малых и средний предприятий в СКФО в расчете на душу населения выросло на 0,11 единиц на тысячу человек, достигнув 5,22 ед., тогда как планировалось сохранить их количество на прежнем уровне 5,11 ед. Четвертое — исследование возможности восстановления некоторых из советских промышленных предприятий, приведения в порядок и организации производства.

Если в течение ближайших двух-трех лет ликвидировать безработицу, занять молодежь, то можно говорить об экономическом развитии и стабильности Северо-Кавказского федерального округа.

Учитывая данные направления по улучшению жизни, федеральными и региональными органами власти доработана и представлена на утверждение Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Стратегическими задачами документа являются обеспечение опережающего развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа, повышение уровня жизни и занятости населения региона, совершенствование и развитие межнациональных отношений.

Данная стратегия предусматривает: активное развитие базовых отраслей экономики региона (промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленного комплекса, строительного и туристического комплекса), обеспечение динамичного развития социальной сферы (здравоохранение и образование), жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры и спорта, повышение эффективности использования сырьевого природно-климатического и рекреационного потенциала Северного Кавказа, сохранение и развитие культурного наследия народов Северного Кавказа как укрепление общегражданской идентичности и межнациональных отношений.

Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 01.01.2013 г. составила 279,2 тыс. чел. или 91,78 % от уровня аналогичного периода прошлого года. Во всех субъектах СКФО, за исключением Ставропольского края, уровень безработицы превышает среднероссийский. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2012 г. в целом по СКФО снизился на 1,3 % до 13,6 %, тогда как Госпрограммой предусмотрен уровень безработицы 18,4 %, что позволяет оценить эффективность показателя в среднем за год 135,7 % (по методологии МОТ) [4].

В стратегии развития предполагается создать свыше 400 тыс. новых рабочих мест, снизить уровень регистрируемой безработицы с 16 до 5 %.

Реализовать данную стратегию планируется в два этапа. Первый этап — улучшение инвестиционного климата путём создания новых финансовых стимулов для развития экономики и привлечение средств инвестиционного фонда Российской Федерации, государственных банков и частных инвесторов для реализации промышленных и инфраструктурных проектов, совершенствование системы государственного управления и законодательной базы.

Второй этап — это содействие реализации инвестиционных проектов и масштабная реализация социальных программ.

В соответствии со стратегией основным инструментом государственной поддержки социально-экономического развития Кавказа должна стать государственная программа. Цель данной программы — сконцентрировать все средства на решении приоритетных задач развития округа, повысить оперативность управления бюджетными средствами и контроль за их целевым использованием.

Таким образом, насколько быстро и эффективно будут решаться социально-экономические и другие проблемы регионов, в том числе и СКФО, напрямую зависит стабильность, безопасность и целостность Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Величина прожиточного минимума за III квартал 2012 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/gis/tables/UROV-6.htm (дата обращения 10.10.2013)
  2. Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www,dks.ru/free,doc/new_site/vvp/dusha-98-10/xls (дата обращения 10.10.2013)
  3. Потребительская корзина на 2013 год: состав — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html (дата обращения 10.10.2013)
  4. Стратегия развития Северного Кавказа — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rso-a.ru/about/smi/detail.php?ID=8746 (дата обращения 11.10.2013)
  5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года — утверждена распоряжением Правительства РФ от 06 сентября 2010 г. № 1485-р.
  6. Цепоева Х.А. Региональный аспект бедности и пути ее снижения//Вестник Университета. — № 21. — 2011. — С. 239.