ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: 4. Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рaботa выполненa при поддержке НИР по гоc. зaдaнию № 9-12 «Рaзрaботкa и aпробaция методики измерения cоциaльного кaпитaлa кaк фaкторa модернизaции регионa»
Досуг — это совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время [2, c. 63]. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей, повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. Фатов В.В. совершенно верно подметил, что в основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения [3]. Следует подчеркнуть, что досуг — это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Досуг молодежи должен не только обеспечивать отдых и развлечения, но и развивать творческую и социальную активность, просвещать молодежь, способствовать ее общению. Считается, что чем шире и разнообразнее поле культурно-досуговой деятельности, тем положительнее и благотворнее ее результаты. А от этого во многом зависит социальное самочувствие молодежи, ее удовлетворенность своим досугом.
Для анализа поведения молодежи в культурно-досуговой деятельности проведено исследование в ходе, которого опрошено более 1200 человек. Отбор респондентов осуществлялся в зависимости от сфер занятости молодежи: школы, ПТУ, техникумы, ВУЗы, предприятия и организации (работающая молодежь) и неработающая молодежь в соответствии с существующей половозрастной структурой. Территория исследования представлена югом Тюменской области.
Половина опрошенной молодежи юга Тюменской области удовлетворена (50 %) имеющимися условиями для отдыха и проведения досуга, примерно четверть (27 %) не удовлетворена, т. е. имеется преобладание позитивных оценок (см. рис. 1).
Рисунок 1. Удовлетворенность условиями для отдыха и проведения досуга среди молодежи (в % от опрошенных) (n=1274, 2012 год)
Однако данный показатель очень сильно отличается в группах с разным материальным положением. Чем обеспеченнее респонденты, тем выше их удовлетворенность досугом. Рассматривая удовлетворенность досугом, можно отметить, что удовлетворенность досугом наиболее низка среди малообеспеченных слоев населения. Удовлетворенности среди тех, кому денег не хватает даже на продукты питания, составляет 0,37 (измеряется в шкале от 0 до 1), среди тех, кому хватает только на продукты питания — 0,48. Среди более обеспеченных респондентов значение индекса превышает 0,5.
Также сильно отличаются условия на периферии и в областном центре. Если среди Тюменской молодежи показатель удовлетворенности имеющимися условиями досуга достаточно высок (0,70), то проживающие вне Тюмени своим досугом скорее не удовлетворены (0,47).
Рассмотрим посещаемость молодыми людьми различных культурно-досуговых учреждений. Она наглядно представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Посещаемость культурно-досуговых учреждений среди молодежи
(в % от опрошенных) (n=1274, 2012 год)
|
1—2 раза в неделю и чаще |
1—2 раза в месяц |
1—2 раза в полгода |
1 раз в год |
В этом году не был |
Нет ответа |
Всего |
Библиотеку |
5 |
15 |
15 |
10 |
52 |
2 |
100 |
Театр, филармонию |
1 |
7 |
18 |
18 |
55 |
2 |
100 |
Цирк |
0 |
3 |
8 |
16 |
71 |
2 |
100 |
Музеи |
1 |
3 |
11 |
18 |
64 |
3 |
100 |
Стадион |
8 |
13 |
16 |
11 |
49 |
3 |
100 |
Клуб по интересам |
7 |
8 |
8 |
7 |
66 |
3 |
100 |
Дискотеку, ночной клуб |
6 |
23 |
12 |
15 |
42 |
3 |
100 |
Кинотеатр |
9 |
38 |
23 |
7 |
21 |
2 |
100 |
Кафе, бар |
16 |
37 |
21 |
7 |
18 |
2 |
100 |
Фитнес-центр |
13 |
7 |
9 |
6 |
63 |
3 |
100 |
Из таблицы видно, что большинство молодежи вообще мало где бывает. Лишь кинотеатр и кафе, бар посещают порядка 80 % опрошенных. Библиотеку посещает преимущественно те, кто в настоящий момент учится (особенно школьники), среди работающей молодежи 72 % опрошенных туда не ходят. Выше доля посещающих культурно-досуговые учреждения среди молодежи в возрасте от 14 до 17 лет, за исключением фитнес-центра, посещаемость которого примерно одинакова среди всех возрастов. Сейчас много говорят о развитии физкультуры и спорта в Тюменском регионе, активно пропагандируют здоровый образ жизни, но среди опрошенной молодежи лишь около 13 % регулярно посещают фитнес-центр.
Учитывая наличие условий и более благоприятных условий для проведения досуга, молодежь областного цента более активна в плане посещения разного рода культурно-досуговых учреждений. Среди сельской молодежи по объективным причинам посещаемость ниже.
Что же не устраивает молодежь, что мешает ей проводить досуг так, как ей бы хотелось? На рисунке 2 представлен рейтинг основных причин неудовлетворенности молодежи способами и формами проведения досуга.
Рисунок 2. Причины неудовлетворенности молодежи способами и формами проведения досуга (в % от опрошенных) (n=1274, 2012 год)
Как и в прошлом году на первое место среди причин неудовлетворенности выходит материальный фактор — не хватает средств на посещение досуговых учреждений (31 %). Именно поэтому среди малообеспеченных групп молодежи удовлетворенность своим досугом значительно ниже, чем у более состоятельных. Наличие финансовых возможностей — это в настоящее время основной фактор, определяющий содержание и качество досуга молодежи.
Несмотря на наличие определенных проблем (нехватка денег, досуговых учреждений, времени для их посещения) при проведении досуга, почти треть опрошенных (30 %) отметили, что их все устраивает и им ничего не мешает проводить досуг так, как им бы этого хотелось. В прошлом году (2011) вариант «меня устраивает мой досуг» выбрали лишь 11 %.
Таким образом, доля полностью довольных своим досугом возросла почти в 3 раза, что является благоприятным сигналом. С другой стороны, следует отметить относительно низкий уровень посещения культурно-досуговых учреждений. Молодежь чаще предпочитает проводить досуг дома перед телевизором, в Интернете или просто гуляя с друзьями. А ведь подобная ситуация внушает серьезные опасения, поскольку досуг — это не только «наполняемость» свободного времени молодежи, но и время «работающее на него», время «социального воспитания» [1, c. 1].
Список литературы:
1. Басилая А.А. Особенности досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях становления рыночных отношений. — Екатеринбург, 1999. — 15 с.
2. Молодежь в социальном пространстве региона: коллективная монография / науч.ред. Г.Ф. Ромашкина. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. — 236 с.
3. Фатов А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи // Международный педагогический Интернет журнал «Образование: исследовано в мире». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.oim.ru/reader@nomer=480.asp (дата обращения 18.10.2013)